Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.10.2024 / 11:11:36
Торжественный вечер, посвящённый празднованию 150-летия со дня рождения Николая Рериха и 120-летия со дня рождения его сына Святослава Рериха состоялся в ташкентском Центре Индийской культуры имени Лала Бахадура Шастри
Выступающие приветствовали гостей праздника, подчеркнули важность юбилейной даты и большого вклада Семьи Рерихов в культуру и науку. Творчество Николая и Святослава Рерихов несёт гуманистические идеалы и это очень важно для укрепления мира и согласия между народами. Они понимали и любили Индию, раскрывали мудрость Индии для Запада и Индия относится с почтением к их памяти и наследию. Об этом говорили в своих выступлениях председатель Ташкентского общества Рерихов Наджия Монасыпова, представитель Центра имени Махатма Ганди в Ташкенте Махсуд Учаров .
Тепло приветствовал гостей собравшихся в зале директор Центра Индийской Культуры имени Лала Бахадура Шастри господин Ситеш Кумар. И вот, что в частности он сказал: - Мы сотрудничаем с Монасыповой Наджией Рауфовной, председателем общества Рерихов в Ташкенте на протяжении многих лет, и по субботам у нас часто проводятся конференции. Сегодня мы рады отметить 150-летие со дня рождения Николая Рериха и 120-летие Святослава Рериха. На сегодняшнем мероприятии упоминание Рерихов заслуживает особого внимания, так как они любили Индию и в своих работах запечатлели величественные природные красоты и особенности Индии, особенно Гималаи. Сын Николая Рериха – Святослав Рерих, который, хотя и провёл значительную часть жизни в других странах, решил провести оставшуюся часть жизнь в Индии. Там он посвятил себя искусству, литературе, общественной деятельности и живописи. Святослав Рерих был женат на известной актрисе Девике Рани, которая вдохновляла его на создание многих произведений. Украшением этого праздника стали выступления танцевального коллектива при этом центре представители которого с чувством большого вдохновения исполняли прекрасные индийские национальные танцы.
Интервью для сайта Культура Узбекистана
Наджия Монасыпова, председатель Ташкентского общества Рерихов
Феномен Николая Рериха состоит в том, что его художественное, литературное творчество, научная и общественная деятельность представляют собой целостное явление. Все грани его талантов и плоды его усилий были направлены на то, чтобы донести идеи преображающей силы Красоты, приоритета культуры в жизни общества, воспевает достоинство человека – Человека микрокосма, Человека как части природы, участника истории. «Николай Константинович Рерих ставил искусство жизни выше всякого другого искусства. Он был, прежде всего – Художником Жизни. Вся его собственная жизнь свидетельствует о том, каким огромным было то полотно, на котором он писал замечательную картину своей жизни», - писал о Николае Рерихе его сын, Святослав Рерих. Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье известного нотариуса. Обучался в гимназии Карла Ивановича Мая, окончив которую, стал студентом одновременно двух высших учебных заведений – Академии Художеств и юридического факультета Университета. Дипломная работа «Гонец. Восстал род на род» сделала его известным, картину сразу же приобрел П.М.Третьяков для галереи. На становление Николая Рериха как художника повлиял Архип Иванович Куинджи, в мастерской которого он обучался в Академии Художеств. «...Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни… И между собою ученики Куинджи остались в особых неразрывных отношениях. Учитель сумел не только вооружить к творчеству и жизненной борьбе, но и спаять в общем служении искусству и человечеству», - писал о Куинджи Николай Рерих. Глубоко интересовался археологией, сам участвовал в археологических экспедициях, стремясь прикоснуться к истокам многовековой культуры. В начале XX века Николай Рерих создал уникальную коллекцию картин, относящихся к жанру исторической живописи, повествующих о жизни древней Руси. «Заморские гости», «Город строят», «Сходятся старцы» «Поморяне», «Задумывают одежду». Все картины говорят о глубоком знании Николаем Рерихом истории. Сам Николай Рерих писал: «Картина лишь тогда может произвести полное впечатление, если в ней удачно будут разрешены три задачи: художественного эффекта, задача общепсихологическая (настроения), и специально-историческая задача… Только гармоничное соответствие этих трех требований произведет впечатление и вызовет желательную эстетическую эмоцию». Он настаивал на том, что писать нужно так, чтобы смотрящий картину с историческим сюжетом смог окунуться в прошлую жизнь, не выдуманную художником, не нафантазированную им, а вполне реальную, основанную на научных знаниях. В 1901 году его женой становится Елена Ивановна Шапошникова, дочь известного архитектора. Гармоничная атмосфера, царившая в семье Рерихов, не могла не повлиять на становление сыновей Юрия и Святослава Рерихов. Из писем Е.Рерих: «Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать – с самого раннего детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своем понимании, и мы сходимся на конечном предсказанном пути. Оба в силу даровитости - трудные. Оба большие труженики»... Юрий Рерих стал знаменитым востоковедом, лингвистом, этнографом. Святослав Рерих нашел призвание в живописи, естественнонаучных исследованиях, общественной деятельности. Члены семьи Рерихов были наделены гармонией людей, понимающих друг друга и разделяющих устремления. И это делало успешным деятельность каждого из них во много раз. Уже в тот период Николай Рерих задумывался об экспедиции в Индию, его волновали вопросы поиска общего древнего источника славянской и индийской культур. Поэтому он начал планировать экспедицию на Восток, которая осуществилась несколькими годами позже. В подготовительный период Николай Рерих занимается художественным и литературным творчеством. За два года проживания в Финляндии (территория современной Карелии) Рерих написал около двухсот картин, которые были показаны на персональных выставках в городах Стокгольм (1918), Копенгаген и Хельсинки (1919). Он пишет повесть «Пламя», пьесу «Милосердие», в Карелии была создана большая часть стихотворений, вошедших в сборник «Цветы Мории» (1921). С 1921 по 1923 годы Рерих проживал в США, где проводил значительную культурно-просветительную работу. В период деятельности в Америке Николаем Рерихом создан целый ряд просветительских учреждений. Ярким примером сотрудничества и взаимного приложения сил семьи Рерихов стала Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха 1924-1928 годов. Центрально-Азиатская экспедиция началась в 1924 году в Сиккиме, , затем перебазировалась в индийское княжество Кашмир. Из Кашмира ее маршрут пролег через Ладак, Китайский Туркестан, Алтай, Монголию, Тибет и через неизведанные еще Трансгималаи вернулась в Сикким, Экспедиция совершила за четыре года (1924–1928) грандиозный круг, то, чего не сделала ни одна экспедиция в ХХ веке. Экспедиция в глубины Азии дала бесценный этнографический, лингвистический, литературный, художественный материал. «Кроме художественных задач, — отметил впоследствии Рерих, — в нашей экспедиции мы имели виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Рерихом было написано около 500 картин. «Жемчуг Исканий» - новый период творчества Рериха открыло именно это произведение его кисти. Это полотно вошло в серию картин «Его страна». Преемственность в передаче Знания от Учителя к ученику. Учитель и ученик – сокровенность этих понятий для восточной души отразил для нас Николай Рерих.«Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя» - писал Николай Рерих. Три серии картин «Его страна», «Знамена Востока» и «Майтрейя» посвящены этому понятию. Николай Рерих говорил, что эволюция человечества имеет высшее выражение в красоте, поэтому роль произведений искусства в раскрытии уникальности каждой личности, ее талантов и способностей несомненна. «Почему мы вправе считать красоту и знание реальными побудительными силами? На какой-то момент представьте себе историю человечества без сокровищ красоты и знания. На какой-то момент вычеркните из памяти величественные изображения Египта и Ассирии. Давайте забудем красоту готских примитивов, очарование буддийского искусства и классической Греции. Давайте лишим эпических героев и правителей одежд красоты. Какими грубыми стали бы страницы истории! Разве не вдохновляет осознание того, что эволюция человечества имеет высшее выражение в красоте?» - пишет Николай Рерих в статье «Радость творчества». Рерих не только говорил о важности таких явлений как Красота и Культура в жизни человека. Он работал в практическом поле. Он был первым, кто в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне США и 20 странами Латинской Америки был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха). В рамках Договора был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный символ Пакта, известный под названием, – Знамя Мира, который должен вывешиваться над всеми объектами культуры в целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время. Предложенное Н.К.Рерихом Знамя Мира имеет на белом фоне три малых красных круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Знак Знамени Мира – знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Н.К.Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира. Творчество Николая и Елены Рерихов тесно соприкасалось и в том, что многие картины написаны под вдохновением, навеянным красотой мыслей «Живой Этики», данной миру Еленой Рерих. «Сорок лет – немалый срок, - напишет Рерих в «Листах дневника». – В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огне жизни…» После окончания Центрально-Азиатской экспедиции семья Рерихов поселилась в Индии, в долине Кулу, селении Наггар. Здесь Николай Рерих Рерих жил и творил до конца жизни, рисовал, занимался научными исследованиями, работал над Пактом по защите культурных ценностей. 24 июля 1928 года в гималайской долине Кулу, в Наггаре, рядом с виллой Рерихов был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати». Сочетание естественных наук с гуманитарными было принципиальным методологическим подходом. Лингвистика сочеталась с медициной, ботаника с этнографией и т.д. Стали выходить научные ежегодники, устанавливались связи с научными организациями самых различных стран. «Когда я думаю о Николае Рерихе, - писал Джавахарлал Неру, - я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения… Когда вы смотрите на эти полотна, многие из которых изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу перед Николаем Рерихом, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах». Рерихи все мечтали вернуться на Родину, в Россию. Мечтали передать Родине все свои грандиозные труды. Но удалось вернуться только Юрию Николаевичу Рериху. Учителем жизни стал Николай Константинович для многих. Истинное наставничество заключалось в умении возвышать сердце и души, подошедших к нему, направлять сознание к к самому главному в жизни.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
фото Алишера Казакбаева
|
|