Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
23.10.2024 / 11:11:36

Торжественный вечер, посвящённый празднованию 150-летия со дня рождения Николая Рериха и 120-летия со дня рождения его сына Святослава Рериха состоялся в ташкентском Центре Индийской культуры имени Лала Бахадура Шастри


 

 

 

Выступающие приветствовали гостей праздника, подчеркнули важность юбилейной даты и  большого вклада Семьи Рерихов в культуру и науку. Творчество Николая и Святослава Рерихов несёт гуманистические идеалы и это очень важно для укрепления мира и согласия между народами. Они понимали и любили Индию, раскрывали мудрость Индии для Запада и Индия относится с почтением к их памяти и наследию. Об этом говорили в своих выступлениях председатель Ташкентского общества Рерихов Наджия Монасыпова, представитель Центра имени Махатма Ганди в Ташкенте Махсуд Учаров .

 

Тепло приветствовал гостей собравшихся в зале директор Центра Индийской Культуры имени Лала Бахадура Шастри господин Ситеш Кумар. И вот, что в частности он сказал: 

- Мы сотрудничаем с Монасыповой Наджией Рауфовной, председателем общества Рерихов в Ташкенте на протяжении многих лет, и по субботам у нас часто проводятся конференции. Сегодня мы рады отметить 150-летие со дня рождения Николая Рериха и 120-летие Святослава Рериха. На сегодняшнем мероприятии упоминание Рерихов заслуживает особого внимания, так как они любили Индию и в  своих работах запечатлели величественные природные красоты и особенности Индии, особенно Гималаи.  Сын Николая Рериха – Святослав Рерих, который, хотя и провёл значительную часть жизни в других странах, решил провести оставшуюся часть жизнь в Индии. Там он посвятил себя искусству, литературе, общественной деятельности и живописи. Святослав Рерих был женат на известной актрисе Девике Рани, которая вдохновляла его на создание многих  произведений.

   Украшением этого праздника стали выступления танцевального коллектива  при этом центре представители которого с чувством большого вдохновения исполняли прекрасные индийские национальные танцы.

 

Интервью для сайта Культура Узбекистана

 

Наджия Монасыпова, председатель Ташкентского общества Рерихов 

 

 Феномен Николая Рериха состоит в том, что его художественное, литературное творчество, научная и общественная деятельность представляют собой целостное явление. Все грани его талантов и плоды его усилий были направлены на то, чтобы донести идеи преображающей силы Красоты, приоритета культуры в жизни общества, воспевает достоинство человека – Человека микрокосма, Человека как части природы, участника истории.

«Николай Константинович Рерих ставил искусство жизни выше всякого другого искусства. Он был, прежде всего – Художником Жизни. Вся его собственная жизнь свидетельствует о том, каким огромным было то полотно, на котором он писал замечательную картину своей жизни», - писал о Николае Рерихе его сын, Святослав Рерих.

Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье известного нотариуса. Обучался в гимназии Карла Ивановича Мая, окончив которую, стал студентом одновременно двух высших учебных заведений – Академии Художеств и юридического факультета Университета.

Дипломная работа «Гонец. Восстал род на род» сделала его известным, картину сразу же приобрел П.М.Третьяков для галереи.

На становление Николая Рериха как художника повлиял Архип Иванович Куинджи, в мастерской которого он обучался в Академии Художеств.

«...Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни… И между собою ученики Куинджи остались в особых неразрывных отношениях. Учитель сумел не только вооружить к творчеству и жизненной борьбе, но и спаять в общем служении искусству и человечеству», - писал о Куинджи Николай Рерих.

Глубоко интересовался археологией, сам участвовал в археологических экспедициях, стремясь прикоснуться к истокам многовековой культуры.

В начале XX века Николай Рерих создал уникальную коллекцию картин, относящихся к жанру исторической живописи, повествующих о жизни древней Руси. «Заморские гости», «Город строят», «Сходятся старцы» «Поморяне», «Задумывают одежду». Все картины говорят о глубоком знании Николаем Рерихом истории.

Сам Николай Рерих писал: «Картина лишь тогда может произвести полное впечатление, если в ней удачно будут разрешены три задачи: художественного эффекта, задача общепсихологическая (настроения), и специально-историческая задача… Только гармоничное соответствие этих трех требований произведет впечатление и вызовет желательную эстетическую эмоцию». Он настаивал на том, что писать нужно так, чтобы смотрящий картину с историческим сюжетом смог окунуться в прошлую жизнь, не выдуманную художником, не нафантазированную им, а вполне реальную, основанную на научных знаниях.

В 1901 году его женой становится Елена Ивановна Шапошникова, дочь известного архитектора.

Гармоничная атмосфера, царившая в семье Рерихов, не могла не повлиять на становление сыновей Юрия и Святослава Рерихов.

Из писем Е.Рерих:

«Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать – с самого раннего детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своем понимании, и мы сходимся на конечном предсказанном пути. Оба в силу даровитости - трудные. Оба большие труженики»...

Юрий Рерих стал знаменитым востоковедом, лингвистом, этнографом. Святослав Рерих нашел призвание в живописи, естественнонаучных исследованиях, общественной деятельности.

Члены семьи Рерихов были наделены гармонией людей, понимающих друг друга и разделяющих устремления. И это делало успешным деятельность каждого из них во много раз.

Уже в тот период Николай Рерих задумывался об экспедиции в Индию, его волновали вопросы поиска общего древнего источника славянской и индийской культур. Поэтому он начал планировать экспедицию на Восток, которая осуществилась несколькими годами позже.

В подготовительный период Николай Рерих занимается художественным и литературным творчеством.

За два года проживания в Финляндии (территория современной Карелии) Рерих написал около двухсот картин, которые были показаны на персональных выставках в городах Стокгольм (1918), Копенгаген и Хельсинки (1919). Он пишет повесть «Пламя», пьесу «Милосердие», в Карелии была создана большая часть стихотворений, вошедших в сборник «Цветы Мории» (1921).

С 1921 по 1923 годы Рерих проживал в США, где проводил значительную культурно-просветительную работу. В период деятельности в Америке Николаем Рерихом создан целый ряд просветительских учреждений.

     Ярким примером сотрудничества и взаимного приложения сил семьи Рерихов стала Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха 1924-1928 годов.

Центрально-Азиатская экспедиция началась в 1924 году в Сиккиме, , затем перебазировалась в индийское княжество Кашмир. Из Кашмира ее маршрут пролег через Ладак, Китайский Туркестан, Алтай, Монголию, Тибет и через неизведанные еще Трансгималаи вернулась в Сикким, Экспедиция совершила за четыре года (1924–1928) грандиозный круг, то, чего не сделала ни одна экспедиция в ХХ веке.

Экспедиция в глубины Азии дала бесценный этнографический, лингвистический, литературный, художественный материал.

«Кроме художественных задач, — отметил впоследствии Рерих, — в нашей экспедиции мы имели виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Рерихом было написано около 500 картин. «Жемчуг Исканий» - новый период творчества Рериха открыло именно это произведение его кисти. Это полотно вошло в серию картин «Его страна». Преемственность в передаче Знания от Учителя к ученику. Учитель и ученик – сокровенность этих понятий для восточной души отразил для нас Николай Рерих.«Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя» - писал Николай Рерих. Три серии картин «Его страна», «Знамена Востока» и «Майтрейя» посвящены этому понятию. Николай Рерих говорил, что эволюция человечества имеет высшее выражение в красоте, поэтому роль произведений искусства в раскрытии уникальности каждой личности, ее талантов и способностей несомненна.

«Почему мы вправе считать красоту и знание реальными побудительными силами? На какой-то момент представьте себе историю человечества без сокровищ красоты и знания. На какой-то момент вычеркните из памяти величественные изображения Египта и Ассирии. Давайте забудем красоту готских примитивов, очарование буддийского искусства и классической Греции. Давайте лишим эпических героев и правителей одежд красоты. Какими грубыми стали бы страницы истории!

Разве не вдохновляет осознание того, что эволюция человечества имеет высшее выражение в красоте?» - пишет Николай Рерих в статье «Радость творчества».

Рерих не только говорил о важности таких явлений как Красота и Культура в жизни человека.

Он работал в практическом поле. Он был первым, кто в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений.

15 апреля 1935 г.  в Вашингтоне США и 20 странами Латинской Америки был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха).

В рамках Договора был утвержден предложенный Н.К.Рерихом  отличительный символ Пакта, известный под названием, – Знамя Мира, который должен вывешиваться над всеми объектами культуры в целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время.

Предложенное Н.К.Рерихом Знамя Мира имеет на белом фоне три малых красных круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Знак Знамени Мира – знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Н.К.Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира.

Творчество Николая и Елены Рерихов тесно соприкасалось и в том, что многие картины написаны под вдохновением, навеянным красотой мыслей «Живой Этики», данной миру Еленой Рерих.

«Сорок лет – немалый срок, - напишет Рерих в «Листах дневника». – В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огне жизни…»

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции семья Рерихов поселилась в Индии, в долине Кулу, селении Наггар. Здесь Николай Рерих Рерих жил и творил до конца жизни, рисовал, занимался научными исследованиями, работал над Пактом по защите культурных ценностей. 24 июля 1928 года в гималайской долине Кулу, в Наггаре, рядом с виллой Рерихов был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати». Сочетание естественных наук с гуманитарными было принципиальным методологическим подходом.

Лингвистика сочеталась с медициной, ботаника с этнографией и т.д. Стали выходить научные ежегодники, устанавливались связи с научными организациями самых различных стран.

«Когда я думаю о Николае Рерихе, - писал Джавахарлал Неру, - я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения…

Когда вы смотрите на эти полотна, многие из которых изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу перед Николаем Рерихом, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах».

Рерихи все мечтали вернуться на Родину, в Россию. Мечтали передать Родине все свои грандиозные труды. Но удалось вернуться только Юрию Николаевичу Рериху.

Учителем жизни стал Николай Константинович для многих. Истинное наставничество заключалось в умении возвышать сердце и души, подошедших к нему, направлять сознание к к самому главному в жизни.

 

 

                                                                           БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 

                                                                           фото Алишера Казакбаева 





Другие материалы рубрики

22.10.2024 / 00:00:30

В Ташкенте подведены итоги Х Международной биеннале современного искусства

В узбекской столице С 14 по 18 октября 2024 г. успешно прошла X Международная биеннале современного искусства на разных площадках города, включая Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана Далее...

12.10.2024 / 21:13:56

США поддерживают сохранение культурного наследия Узбекистана и других стран Центральной Азии

США поддерживают сохранение культурного наследия Узбекистана и других стран Центральной Азии 2–11 октября в Государственном музее истории Узбекистана Посольство США в Ташкенте в партнерстве с Чикагским университетом провело двухнедельный семинар по сохранению культурного наследия для десяти реставраторов и музейных работников Национальных музеев Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Далее...

07.10.2024 / 15:57:49

Покупая белорусский трикотаж, знайте – он может быть сшит на узбекском предприятии

Знаменитые белорусские изделия из трикотажа производят и в Узбекистане. Так что, покупая белорусский трикотаж, знайте – он может быть сшит на узбекском предприятии. Т Далее...

06.10.2024 / 18:53:23

Выставка уникальных произведений искусства в Нукусе

В Государственном музее искусств Каракалпакстана имени И.Савицкого открылась выставка-проект "Узбекистан: авангард в пустыне". Далее...

05.10.2024 / 21:33:04

Проект о Ташкентской мозаике – победитель международного фестиваля

Проект Mosaicvertising, знакомящий с освобождением мозаик Ташкента от закрывающих их рекламных баннеров, получил широкое признание. В частности, завоевал Гран-при международного фестиваля креативности AdBlackSea в Батуми (Грузия).Всего в шорт-лист конкурса вошли 119 проектов. Далее...





15.11.2024 / 21:10:26
Московский педагог проводит мастер-классы для актеров Русского драмтеатра Узбекистана
 
15.11.2024 / 17:18:00
Одним из самых впечатляющих спектаклей , показанных на сцене ГАБТа им. А. Навои , стала опера Джузеппе Верди "Травиата" в постановке народного артиста Узбекистана Феруддина Сафарова
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте