Один чапан от настоящих мастеров может рассказать об Узбекистане гораздо больше красочных буклетов. А посетить галерею с аутентичными изделиями, восхититься в ней изысканной коллекцией сюзане, чапанов, головных уборов, украшений – это может стать ярким событием для туристов разных стран. Такую галерею, как Happy bird в Самарканде.
С её директором дизайнером Еленой Ладик посчастливилось встретиться и поговорить в Ташкенте. В столице на днях она представила выставку, посвященную искусству набойки – яркому и по особому актуальному сейчас, когда так важно всё аутентичное, то есть основанное на настоящей традиции и характерное, что важно, именно для Узбекистана.
Представленная в столице коллекция чапанов, сюзане, украшенных набойкой, это как раз то, чем славится галерея Happy bird. Почему так привлекает эта старинная техника многочисленных зарубежных туристов? А очень просто – это то, чего не встретишь в другой стране. Авторский подход к каждой вещи, работа мастеров над каждым стежком, каждой деталью оригинального изделия создают неповторимый стиль именно узбекской традиции. Основанной на знании подходов мастеров прошлого и, безусловно, обогащенной мастерами и дизайнерами Узбекистана сегодняшнего. Именно поэтому, даже с первого взгляда, можно отличить изделия, основанные на традициях Узбекистана, от изделий, скажем, из Кыргызстана, Таджикистана. За этой аутентичностью, также как за оригинальностью наших исторических памятников, и едут на древнюю узбекскую землю гости из разных стран. К тому же, тот же чапан, истинные ценители еще и могут увезти с собой. Чтобы обладать им и поражать своих друзей такой изысканной диковинкой. Конечно, если это изделие от настоящих мастеров своего дела. Например, набойкой изделий для Happy bird занимается мастер Владимир Ахатбеков – один из немногих знатоков этой техники. А её необходимо и сохранить, и развить, чтобы не утратить вконец. Таким образом, креативная работа самаркандской галереи становится стимулом для мастера заниматься той же набойкой и не только ей.
Красота старинной технологии, ручной работы, - то, что нельзя утратить. То, что ценно, как старинные памятники архитектуры, с той только великой разницей, что это можно возрождать и передавать из поколения в поколения. Можно? Нужно! Иначе, всё перейдет в серийное производство и будет утрачена сама душа искусства ткани, то, как над ней работают мастера. И нечего будет представить своим поколениям, и иностранным туристам из своего аутентичного, неповторимого, чего нет в других странах. Люди едут именно за этим.

Давайте приведем всем понятный пример. Мы же не хотим утратить особенности узбекского плова, гордимся им. А ведь и здесь можно перейти на производство одинаковых пловных консервов и открывать их перед гостями, разогревая в микроволновке - вместо того, чтобы готовить в казане на огне на глазах у тех, кто вдыхает этот неповторимый пловный аромат.
С тканями, с искусством аутентичных произведений швейного искусства распрощаться также опасно. Не успеем оглянуться – и нечего будет представить миру в качестве нашего примера аутентичной одежды. А что-то похожее можно и на рынке приобрести. Но именно – что-то, и именно – только похожее. Не растерять мастеров, не растерять тех, кто любит и дорожит этим искусством, живет им, как Елена Ладик – вот наша общая задача. Потерять легко, восстанавливать будет некому. Попробуйте, направьте ваших друзей, гостей, приехавших в нашу гостеприимную страну, в эту самаркандскую галерею. И вы увидите восхищенье от увиденного в их глазах. А кто-то и заберет с собой образец этого аутентичного дизайна, чтобы и в своей стране познакомить своих друзей с искусством родом из Узбекистана – чапанами, которые созданы мастерством целого коллектива под руководством дизайнера Ладик. Именно коллектива мастеров, ведь для каждого, примененного в одном чапане приема, нужен свой отдельный мастер.

Для канвы ручной выделки, стеганного вручную подклада чапана, набойки, ее росписи, других деталей каждого оригинального изделия. Вся эта большая и креативная работа и делает каждый чапан неповторимым, а созданные из них коллекции – уникальными. И такие коллекции здесь стараются создавать 2 раза в год.
Они представляли самобытное искусство Узбекистана на множестве выставок разных стран, они вызывали восхищение шейхов и попадали в их коллекции, они становятся одним из ярких впечатлений гостей древнего Самарканда.
Благодаря центральной локации – неподалеку от Регистана – галерею имеют возможность посетить туристы, приезжающие и на день в древний город, и пребывающие в нем несколько дней. Такие места становятся причиной для того, чтобы задержаться подольше в наших древних городах. И чем больше их будет – созданных на высоком уровне и постоянно развивающихся, тем больше впечатлений привезут в свои страны гости Узбекистана, тем ярче представят нашу страну своему окружению. А это значит – рост туристического потока, превращение туризма во всё более значимую статью экономики Узбекистана, создание новых и новых рабочих мест. Причем креативных рабочих мест, связанных с возрождением аутентичной культуры Узбекистана. Сегодня об этом много говорит Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, а потому на местах необходимо шире смотреть на подобные галереи и поддерживать их усилия. Чтобы было куда ходить, чтобы было, что представить. Чтобы становиться ремесленником становилось всё престижнее! Хотим мы этого? Конечно, хотим! А, значит, местным властям, творческим объединениям, тому же «Хунарманду» важно изучать опыт таких энтузиастов своего дела, как Елена Ладик, и всячески поддерживать работу таких галерей. Поддерживать креативную экономику на своём локальном уровне, делая вклад в её развитие на уровне всей страны.
Луиза Махмудова