Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.06.2018 / 11:01:02
Театр в судьбе ЮлдашевыхВ репертуаре Узбекского государственного театра кукол отныне есть спектакль для взрослых, поставленный режиссером Динарой Юлдашевой по пьесе Евгения Шварца "Тень". Премьерные показы этой постановки шли всю весну нынешнего года, вызвав немалый интерес у зрителя, и в первую очередь, у молодежи. Уверена, ожидания любителей театра, посмотревших "Тень", полностью оправдались. Собственные впечатления кратко могла бы уместить в такие мысли - перед просмотром недоумевала: " Как можно поставить с помощью кукол мюзикл по данной пьесе?". А потом не сомневалась, что только так и нужно было сделать, чтобы на сцене развернулось интересное, захватывающее, замечательное действие, ни на минуту, не отпускающее ваше внимание. О том, как шла работа над созданием спектакля, о творческом пути Динары Юлдашевой, о семье, члены которой так или иначе связаны с театральным миром и миром искусства Узбекистана, корреспондент "МН" беседовал после просмотра с четой Юлдашевых, их детьми и внуками.
Девочка со спичками - Почему Вы решили сделать спектакль для взрослых? Динара Юлдашева: - Считаю, что кукольный театр должен быть многоплановым. Актеры, которые играют только детский репертуар, обделены, когда не соприкасаются с взрослой драматургией. С другой стороны - почему нет? Театр кукол - театр метафоры. Здесь работают не только куклы, но и предметы, сама декорация. Здесь масса возможностей, которых нет в других театрах. 30 лет мы не играет вообще для взрослых. Очень хотелось возродить спектакли для них. Осуществить постановку помог грант Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству в Узбекистане. Была сложность в выборе литературного материала, который должен привлекать как взрослого зрителя, так и молодежь. В то же время мы рассчитывали, что захватим детскую аудитория - 14+. Поэтому остановились на философской сказке Евгения Шварца "Тень", имеющей несколько уровней и захватывающей разные категории зрителей. Детей интересует внешняя, сказочная сторона, взрослых - философская.
Спектакль решен в жанре мюзикла. Это отечественный мюзикл, которым я очень горжусь. У нас мюзикл - редкий жанр вообще, а уж в кукольном театре тем более. Автор музыки - композитор Лилия Угай, которой на момент написания произведения было всего 19 лет. Она понимала меня с полуслова. Это удивительно, и бывает очень редко. Художник-постановщик Шухрат Абдумаликов, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, тоже понимал меня, понимали актеры. В спектакль были вложены все мастерство эти людей, их любовь к этому произведению, спектаклю. - На Ваш выбор профессии повлияла семья? - У меня действительно очень театральная семья. Мама, правда, была врачом, но бабуля - Народная артистка Узбекистана Назира Алиева, работала в театре Хамзы. Когда создавался театральный институт, бабушка была в числе его создателей. И со дня основания трудилась на кафедре сценической речи. Она получила образование в Москве, окончив ГИТИС. Часто проводила индивидуальные занятия дома. Приходили студенты, было очень интересно наблюдать за работой бабушки с ними. Конечно, впечатления детства, таинства театра не прошли мимо меня. Но бабуля сказала «нет» - в эту область ты не пойдешь, будешь врачом. Пришлось подать документы в ТАШМИ и «успешно» провалить экзамены. На следующий год уже поступила в театральный институт на театроведческий факультет (Государственный институт искусств и культуры Узбекистана имени Маннона Уйгура) и оказалась на одном курсе со своим мужем. У нас подобрался замечательный курс. На нем учились Марк Вайль, Юрий Александров, Андрей Слоним, который работает в театре Навои, Камаритдин Артыков, ведущий критик в Узбекистане, Наталья Мусина, известный искусствовед и многие другие замечательные люди. - А как стали режиссером театра кукол? - Случайно. Работала в русском ТЮЗе. Сейчас Молодежный театр Узбекистана. Там развила бурную деятельность, став связующим звеном между школой и театром. Собирала директоров школ, пропагандировала театральное искусство. Мы часто ездили на творческие встречи с детьми, показывали отрывки из спектаклей. Об этой деятельности стало известно в нашем театральном мире. В кукольном театре хотели, чтобы я пришла к ним на работу. Однажды пришла с сыном на новогоднюю елку, меня увидели, затащили в кабинет к главному режиссеру, сказали: "Ты должна здесь работать! Мы никого больше не видим завлитом". А я как раз накануне проходила курсы повышения квалификации в Москве, именно по завлитской части. Стала приходить на спектакли. Высказала свои первые предложения. Они понравились, потом пришла на работу совсем. Сначала боялась. Казалось, так всего много, сложно. Но получилось. Именно здесь произошла самая большая и самая важная случайность моей жизни, определившая дальнейшую судьбу. Однажды главный режиссер попросил написать к своему спектаклю вторую часть. Пьес никогда не писала, но мне стыдным показалось сказать «нет». Принялась за дело. Неожиданно для меня пьеса понравилась. Одна из моих любимых сказок - "Девочка со спичками". Мне часто приходила в голову мысль - почему ее никто не ставит? На мой вопрос, отвечали - нет хорошей пьесы, ведь сказка на одну страницу. Так писала следующую пьесу. Мы поехали тогда в Москву на первый Образцовский фестиваль в качестве гостей. Осмелилась пойти к завлиту театра, показать. Она меня через два дня вызвала и говорит: "У меня много вариантов "Девочки со спичками", но ваш мне понравился больше всего. Если разрешите, то буду заниматься распространением пьесы в российских театрах". Вернулась домой, подумала: "А почему нам самим не поставить?" Обратилась уже к другому главному режиссеру, пришедшему на смену прежнему. Он огорошил: " Ты уже в материале, ставь сама". Честно говоря, никогда об этом не думала. Но я взяла на себя смелость ставить спектакль. Начались препоны, ведь в пьесе трагический конец. Бытовало мнение, даже у С. Образцова, что театр кукол - гротесковый, трагикомический, но не трагический. Считалось, данный жанр куклы не поднимут. Ставя "Девочку со спичками" мне нужно было доказать, что куклы смогут "вынести" трагедию. Мне твердили - меняй финал. Настояла на своем, заявив, что иначе отказываюсь ставить спектакль. Прошло какое-то время и добро все-таки дали! Это был мой дебют. Он оказался счастливым. Спектакль приняла и критика, и общественность, и зритель. Я повезла его в Москву, где он оказался единственным, который разрешили сыграть два раза. После просмотра ко мне подошла внучка Образцова Екатерина со словами: "Динара, я вся обрыдалась". А коллеги сообщили, что с "Девочки со спичками" не ушел ни один зритель. Успех был в Москве, потом здесь. Этот спектакль живет долго, он в нашем репертуаре уже 16 лет. Когда мне родители говорят, зачем такой спектакль? Наши дети плачут. Отвечаю - это замечательно, значит, у них доброе сердце! Три свадьбы Тахир Юлдашев - супруг Динары, известный театровед, начал свою деятельность в Институте искусствознания, где в 1984 году защитился. Был первым замом в Бернары Кариевой, в Союзе театральным деятелей зампредом, секретарем по творчеству. Работал директором узбекского ТЮЗа, был директором Республиканского национального культурного центра, потом вернулся в Институт искусствознания. С 2007 года по совместительству работал в Высшей школе национального танца и хореографии. После выхода на пенсию полностью перешел на должность заведующий кафедрой теории и истории искусства. - Расскажите о том, как складывалась ваша семейная жизнь? - Мы знакомы давно. Я приходил в дом ее бабушки - Народной артистки Узбекистана Назиры Алиевой. Она занималась с нами сценической речью. Тогда видел девчушку - восьмиклассницу в школьной форме. В дальнейшем оказались на одном курсе театрального института. Где-то к третьему курсу познакомились ближе, а к четвертому были уже влюблены. Почему- то получилось, что ее бабушка и моя мама, будто сговорившись, были против наших отношений. На пятом курсе дома у однокурсника Юры Александрова мы сыграли первую свадьбу. В то время, начитавшись Шекспира, Лопе де Вега, другой мировой классики, возносившей любовь до гробовой доски, мы без ведома родственников сдали документы в ЗАГС. Нашим отцом Лоренцо стала мама однокурсника тетя Юля. Свое брачное свидетельство мы оставили ей на хранение. По окончании учебы уехали на работу в Самарканд. - Ваши родители даже не знали, что вы женаты? - Когда мама узнала, меня чуть не побила. Этот случай здесь на сцене артисты пародировали на юбилее супруги. Первой, кто дал добро на наш союз, оказалась мама Динары. До нашего отъезда в Самарканд она провела свадьбу. Процесс растянулся, потому что была еще третья свадьба. Мне повезло, в Самарканде меня взяли в театр драмы им. Хамида Алимджана, дали ведомственную квартиру, куда мы вселились с одной раскладушкой, связкой книг и маленьким чемоданом. В ноябре того же года меня и моих друзей вызвали в Ташкент, чтобы отправить в армию. Здесь уже во дворе нашего дома (ныне там находится Олий Мажлис) провели нашу третью свадьбу. Уже в соответствии с национальными обычаями и традициями - карнаями и сурнаями, шумом и большим количеством гостей. На этой свадьбе пела сам Халима Насырова. Наша махалля встала на уши - народная артистка, жемчужина, соловей Востока! Уже на третьей свадьбе наши родные помирились, вернее, они не ссорились, просто были против. Любовь победила! Афишка Сын Шавкат Юлдашев - кинематографист, рассказал, что дети в их семье всегда были неразлучны со своими родителями. - Когда в Ташкенте проходили театральные фестивали, нас всегда брали с собой. Мне это нравилось - какое-то таинственное действо, сказочная атмосфера.Нравилось бывать в театрах, но мысли не возникало связать свою жизнь с этой профессией, потому что рос очень стеснительным ребенком. Наблюдать любил, а сам робел. Мама настаивала на том, чтобы я ходил в кружки. - Наверное, боялась, что улица окажет плохое влияние на ее сына? -Думаю, нет. Улица в 80-тых годах была значительно добрее, чем сейчас. Но в кружки ходил, перепробовав многие. Потом попал в кружок, где понял, что могу находиться в коллективе, говорить, действовать, вживаться в какую-то роль. Это была кукольно-драматическая студия "Хаёл" при Доме пионеров на Дархане, в которой я обучался три года. И это было действительно обучение! Там же принял решение относительно будущей профессии - никаких юридических или экономических специальностей! Только в театральный институт на актерский факультет, но туда набора в год моего поступления не оказалось. Что делать? Мы стояли с папой во дворе института, вдруг кто-то из приемной комиссии говорит : "Иди на режиссуру ТВ. Там три года будете изучать актерское мастерство". Папа был не против. Я даже поступил на бюджет, чего сам не ожидал. Нас учили не совсем телевидению, а скорее кино, потому что куратором оказался человек из кинематографа. Я увлекся этим видом искусства, став его фанатом. Вместо одной курсовой брался делать три. Даже пытался сделать три диплома. Меня все ругали, мол, лучше подготовь одну работу хорошо. Я делал все три хорошо, как мне казалось, но все-таки одну, которая должна была самой-самой, просто не успел сделать по монтажу, но отснял. Отдал только две, все переживали - национальную вещь не закончил. И, наверное, хорошо, что не закончил. Эта работа – картина «Чинара» стала моим трамплином в профессиональную жизнь, первым авторским фильмом. Она одна или со мной начала участвовать в различных фестивалях. Например, помогла пройти дополнительное образование в киношколах Москвы и Петербурга. На отборочных турах благодаря этому фильму я вошел в число участников тренингов. - Что Вам еще интересно? - На сегодняшний день у меня есть собственный фестиваль короткометражного кино "Афишка". Это мое детище. Мы его с другом придумали, но он больше по технической части. Я ушел полностью в творческие, организационные и рекламные вопросы. С 2011 года мы начали, фестиваль был ежегодный, но пока прервался, потому что возникли проблемы с местом его проведения. - В этом году будет конкурс? - В этом нет, но отбор уже прошел, и уже есть работы. Мы открыли для себя другое направление. На днях удалось встретиться с детишками из киноклуба при 18-й школе Ташкента. Увидел их работы и был в шоке - 9-10 лет ребята делают фильмы, которые взрослые не всегда смогут сделать. Это заставляет задуматься над тем, что надо заниматься детским кино. Семейные традиции От старшей дочери Надиры у Юлдашевых две внучки - Рената и Динара, жизнь которых также неотделима от театра кукол. - В апреле вы отмечали семейный праздник, что это было за мероприятие? Рената: Была годовщина свадьбы бабули и дедули. Мы пошли в кафешку. Они уже в браке 44 года. Я подарила бабушке куклу, потому что она режиссер кукольного театра. Дедушке - балерину, потому что он педагог хореографической школы. - Готовилась к этому празднику, раз приготовила подарки? - Готовилась. Куклы сама сделала. Это веселые куклы. Бабушка с дедушкой обрадовались - обняли меня. Я им еще кольца подарила. Их уже купила. Надира: Мы провели веселый обряд обручения. Рената преподнесла им колечки, чтобы они друг другу на руку их надели. В 44-й раз обручились. Все сняли на камеру, сфотографировали. Простые такие колечки, детские. Но бабушка с дедушкой были довольны. Динара: А я сделала бабушке с дедушкой поздравительную открытку. Мы даже проводим артистические конкурсы, например, на 8 марта. Я танцевала балет. Еще мы играли в бесконечное 8 марта. Сочинили стихи для мамы, ведь у нее в этот день двойной праздник - еще и день рождения. Разыграли сценку с таким забавным сюжетом - муж поздравляет жену с международным женским днем. В ответ она показывает мужу картинку, где нарисовала 8 марта, потом переворачивает ее таким образом, что цифра 8 превращается в знак бесконечности. Муж в отчаянии - что делать? Каждый день подарки и помощь по дому? Надира: Показывали различные сценки, рисовали стенгазеты. Сначала инициатором все этого были мама с папой, потом возникла семейная традиция, которая поддерживается уже внуками. Газета и открытки были всегда. Если братишка делает, он придумывает, какие-то стихи, использует фотографии и коллажи. Обязательно с юмором. Так было в моем детстве. Сейчас мои дочки что-то придумывают. - Какую профессию выбрали Вы? - Я театральный художник и кукольник. Даже в этом спектакле есть моя работа. Почти все головы кукол лепила из гипса, отливала, а дальше работа над ними шла в цехах. Это целый процесс. Кроме того работала в кукольном театре в качестве художника-постановщика. В репертуаре есть мои спектакли - "Красная шапочка", "Кто сказал "мяу"?". Сейчас тружусь в Государственном Академическом Большом театре оперы и балета имени. А. Навои художником-бутафором. - Не было раздумий - кем быть? Всегда знали, что пойдете по театральной стезе? - Не по театральной, но связанной с искусством - училась на художника-оформителя, дизайнера, а потом уже так вышло, что оказалась в театре, познакомилась с интересными художниками, работала художникам по костюмам, постановщиком, кукольником и даже педагогом. И до сих пор работаю с детьми - преподаю рукоделие, дизайн, изо и т.д. Физики и лирики Сын Шухрат Юлдашев работает на телевидении руководителем эфирного вещания телеканала ZOR-TV. - Почему Вы не пошли по стопам родителей или сестры? - Мы выросли в театре. Он привычен для нас и все равно остается сказкой. Получилось так, что каждый из нас выбрал собственный путь. У меня и творческая профессия, и в тоже время техническая, ведь еще я занимаюсь компьютерами. - Программированием и системным администрированием? - Мне интересно то и другое. Эти знания и навыки необходимы в работе. Современное телевидение технически сложное, без знаний информационных технологий не обойдешься. - Какие-то связи с театральной жизнью у вас наверняка существуют? - В семье все обсуждается, и я, в том числе, принимаю участие в таких обсуждениях. Мама всегда интересуется нашим мнением, потому что мы уже стали, если можно так выразиться, профессиональными зрителями. Она всегда с нами советуется. У нас большая семья, в которой постоянно идет творческий процесс. Братишка снимает спектакль, потом мы дома его разбираем. Каждый высказывается. Мама слушает, потом, собрав все мнения, делает выводы, принимает решения. Самое главное - она в это вкладывает всю душу. Наша мама такая - заражает энергией и любовью к театру и к профессии всех людей, которые с ней работают. Надежда Степанова, фото из архива семьи Юлдашевых NB! Когда верстался номер, пришло сообщение, что Государственный театр кукол Узбекистана спектаклем «Тень» 5 октября 2018 года откроет в Москве IXМеждународный фестиваль кукольных театров имени Сергея Образцова.
«Мир новостей. Узбекистан», фото автора 30 мая 2018 года
|
|