Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
04.05.2019 / 00:39:46

Отчётный концерт Высшей школы национального танца и хореографии в ГАБТ им. А. Навои вылился в настоящий триумф молодых артистов


У народов, населяющих Среднюю Азию, издавна существовали танцы, связанные с бытом, религиозными обрядами и праздниками. В YIII-IY вв. до нашей эры профессиональные танцовщики, наши предки, были широко известны во многих государствах Востока. В ноябре 1918 г. в Ташкенте была учреждена Государственная опера, куда вошла и балетная труппа. Балетные актёры участвовали в спектаклях оперного театра и выступали с отдельными номерами в концертных программах. Первый многоактный балет "Лебединое озеро" Петра Чайковского был поставлен в 1925 году.

Балетная школа ведёт своё начало с 1933 года. Именно тогда в Ташкенте балетную студию основала вместе со своими друзьями-коллегами  легенда узбекского танца Тамара Ханум (Тамара Артёмьевна Петросян) –  танцовщица, певица, балетмейстер, народная артистка СССР. В 1941 году состоялся первый выпуск учеников балетной школы. В труппу театра были приняты её воспитанники, в их числе известная нам талантливая балерина Галия Баязитовна Измайлова, народная артистка СССР. Вскоре, 12 декабря 1947 года, открылось Ташкентское хореографическое училище.

         В новую эпоху независимости Узбекистана по указу Первого президента республики от 8 января 1997 года на базе Ташкентского хореографического училища и кафедры «Хореография» Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кадыри была образована Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии. Главной целью деятельности справедливо называемой  в народе «Академии хореографии» является: подготовка артистов балета и ансамблей народного танца для сохранения и приумножения нравственных и культурных ценностей общества.

         Организаторы нынешнего V Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019»: Министерство Культуры Республики Узбекистан, Фонд развития культуры и искусства при Министерстве Культуры Республики Узбекистан, Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, АО "Узбекнефтегаз" и «Клуб друзей» театра  -  большое внимание уделили хореографическому искусству. Балетную часть фестиваля 27 04 19 открыл концерт ансамбля «Тумор» в двух отделениях. Этот ансамбль в Республике сохраняет и пропагандирует традиции  национального классического танца - Ферганской ("Катта уйин"), Бухарской ("Танец маком"), Хорезмской ("Уфори маком") школ. В сольном репертуаре ансамбля зрители увидели несколько концертных программ танцевального искусства современного Узбекистана, олицетворяющих собой всю красоту узбекской нации, а также танцевального искусства разных наций и народностей, проживающих в Узбекистане, каждая из которых по-своему уникальна.

Отчётный концерт Государственной высшей школы национального танца и хореографии в ГАБТ им. А. Навои был  приурочен к Всемирному дню танца - 29 апреля 2019 г.  Студенты и преподаватели отечественной Академии хореографии представили различные направления и стили классического и современного танца. В первом отделении был показан дивертисмент  - цикл из нескольких  классических и национальных разнохарактерных танцев —  русского, белорусского, корейского и народных узбекских. В первом отделении особенно всем понравились  женские танцы в стиле  ансамбля «Бахор», имитирующие сбор хлопка, шелкопряда,  ткачество и вышивание, а также национальные пляски на известные мотивы:  «Андижанские яблоки», «Русская кадриль» и другие. Очень трогателен в эмоциональном  плане и лаконичный в пластическом отношении был дуэт выпускников, воспроизводящий  библейскую притчу «Изгнание из рая». Программу  первого отделения украсили  сцены из балета "Баядерка" Л. Минкуса. Хорошо были поставлены  и исполнены ярко выражавшие смекалку, воинственность, оптимизм лаконичные, чёткие в пластическом рисунке, эмоционально цельные, ритмичные мужские пляски всадников в сопровождении ансамбля дойристов.

Во втором отделении зрители могли насладиться постановкой классического балета, сложного и самого по характеру многопланового, танцевального, знаменитого «Болеро» французского композитора Мориса Равеля (1875-1937).По некоторым данным, болеро был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. С начала XIX века танец стал исполняться на сцене и был включён в оперы: Карла Вебера, Франсуа Обера, Гектора Берлиоза, балеты "Лебединое озеро" Петра Чайковского и "Коппелия" Лео Делиба.

Первое исполнение "Болеро" состоялось 22 ноября 1928 года в парижской Гранд-опера. Это знаменитое произведение было написано по заказу известной танцовщицы, солистки русского балета Иды Рубинштейн, которая задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного "Вальса" Равеля. Одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить её в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда Ида обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал ещё одно произведение для этой постановки. По построению "Болеро" Равеля представляет собой цепь вариаций, в основе которых — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая сложившемуся в XVIII веке испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца «сортсико».

         Равель представлял себе действие балета на открытом воздухе, у завода, где выходящие после трудового дня рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Ему также хотелось, чтобы там был какой-то намёк на бой быков и любовная трагедия в духе оперы "Кармен" Жоржа Бизе: героиню балета Марилену, увлёкшуюся тореадором, должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам.

Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890-1972), сестра знаменитого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, и режиссёр, балетмейстер и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий, автор которого остался неизвестным. Действие было перенесено в одну из таверн Барселоны 1920-х годов, где в темноте за столиками вдоль стен угощаются гуляки. Посреди комнаты на большом столе танцовщица начинает свой танец. Постепенно она завоёвывает внимание гуляк, собирает их, потрясённых, вокруг стола и с триумфом завершает выступление.

На протяжении XX века балет ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и русского и американского хореографа Михаила Фокина, русского и французского балетмейстера Сержа Лифаря. В разное время произведение ставили хореографы Морис Бежар, Алексей Ратманский, Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев и другие. Одна из самых известных постановок "Болеро" — в редакции хореографа Мориса Бежара 1961 года. В главной роли тогда выступила танцовщица Душка Сифниос. Следующим исполнителем стал аргентинец Хорхе Донн. В 1978 году редакцию Бежара повторила Майя Плисецкая. Через десять лет после этого хореограф доверил свою постановку французской приме Сильви Гиллем.

Уникальность "Болеро" еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии. По мнению ведущих солистов, лучшие танцовщики мира хотят танцевать этот балет, а театры — иметь "Болеро" в репертуаре. Главная сложность в том, что тело танцовщика в этой постановке как бы разделено на две части: ритм в течение 16-18 минут выражается ногами, а корпус тела и руки изображают мелодию.

На сцене ГАБТ им. А. Навои стремительно перемежались национальные испанские танцы, введённые в балет. Наиболее любимые и известные болеро: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео дехерес. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими. В новой постановке были задействованы две балерины и один солист с участием массовки - кордебалета. Танцующие болеро одеты в яркие андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. В отчётном концерте  танцы сопровождала музыка М. Равеля в записи, но это нисколько не умаляло эффект исполнения. Танцы захватывали воображение зрителей. Было легко представить, как во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители, танцы сопровождаются игрой на гитаре и тамбуринах (старинных барабанах).

Весь балет состоит из намёков и накала страстей: молодые исполнители Академии хореографии прекрасно справились с поставленной непростой художественной задачей и показали высший пилотаж эмоционального и пластического воплощения страстей любовного треугольного конфликта с его драматическим финалом. Каждый исполнитель привносит своё в интерпретацию "Болеро", поэтому он должен обладать сильной индивидуальностью. В исполнении выпускников Высшей школы национального танца и хореографии  это было сделано смело, талантливо, молодо и отвечало критериям современного хореографического стиля.

На концерте в зрительном зале присутствовали работники Министерства культуры Узбекистана, знаменитые хореографы, педагоги Высшей школы национального танца и хореографии, родители студентов, представители приглашённых общественных организаций и гости V Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019», который проходит в узбекской столице с 20 04 19 по пятое мая этого года.

         О значении Отчётного концерта мы говорили после представления под грохот аплодисментов с заслуженной артисткой Узбекистана, лауреатом международных конкурсов и фестивалей Вилоят Исахаровной Акиловой, ученицей легендарной  Тамары Ханум. Её  родители - народные артисты Узбекистана Исахар и Маргарита Акиловы, причастные к созданию известнейшего ансамбля «Бахор», прославившего искусство узбекского танца, и их пятеро детей  - Вилоят, Зулейха, Гавхар, Лола, и самый младший брат Юсуф - вся семья Акиловых  - посильно участвовали в становлении, балетного, музыкального и хорового искусства в Узбекистане. 

         - Сегодня для меня отчётный концерт Высшей школы национального танца и хореографииэто большая радость. За этим концертом стоит огромный труд. Мы видим, какого успеха достигли молодые исполнители, благодаря лучшим педагогам, и как им аплодировали любители классического балета и современного национального танца. В программе были совершенно новые номера. Очень понравился балет  «Болеро» Мориса Равеля - национальные испанские танцы, введенные в балет. Мы давно уже не видели этот балетный спектакль и соскучились по нему. Балетные люди должны много трудиться. Труд им приносит успех. Я познала этот труд в своей жизни, посвятив её танцу.

         Отчётный концерт студентов Высшей школы национального танца и хореографии продемонстрировал, как они бережно сохраняют и развивают лучшие традиции балета Узбекистана, заложенные мастерами ХХ века.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

02.05.2019 / 22:59:24

Обсуждали актуальные вопросы оперного и балетного искусства-2019

В Ташкенте состоялась 1 международная научно-практическая конференция на тему "Актуальные – международные вопросы развития оперного и балетного искусства в Узбекистане". Далее...

02.05.2019 / 22:49:19

Яника Багрянская блистала на Y Международном фестивале оперного и балетного искусства "Тошкент Баҳори -2019"

С двадцатого апреля по пятое мая 2019 года в Ташкенте на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои проходит V Международный фестиваль оперного и балетного искусства "Тошкент Баҳори -2019". Далее...

22.04.2019 / 23:27:13

Танец – это моя жизнь

Народная артистка Узбекистана Вилоят Акилова – из знаменитой танцевальной династии. Ее отец – прославленный балетмейстер Исохор Акилов. На его танцах выросло не одно поколение известных на всю страну танцовщиц. Далее...

22.04.2019 / 00:06:58

С 22 по 27 апреля с.г. в нашей стране пройдет традиционный "Фестиваль изобразительного и прикладного искусства"

Как и ранее он проводится Академией художеств Узбекистана совместно с рядом министерств и ведомств республики Далее...

21.04.2019 / 00:18:00

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПОС НА СЦЕНЕ ГАБТа Премьера музыкального спектакля "Qyrq Qyz" в Ташкенте

Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан запустил пилотный проект "Центр современного искусства" в Ташкенте, который начал свою деятельность с 12 апреля 2019 года. Масштабный проект включает в себя: открытие выставки, проведение спектакля, лекций, семинаров, кинопоказов, а также детские и семейные мастер-классы с участием международных гостей, которые пройдут с 13 апреля по 1 июня. Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте