Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
24.07.2023 / 21:10:01

Международный фестиваль "Царские Дни", неразрывно связанный с трагической датой гибели царской семьи в России в июле 1918 года, в двадцать второй раз состоялся в Екатеринбурге.


Уже традиционно он собрал многих ярких представителей культуры и искусства не только из России, но из целого ряда  зарубежных стран. Переоценить значение этой значительной культурно-нравственной акции поистине невозможно. Известно, что именно сейчас в смятенном мире происходит острое и драматичное искажение многих нравственных устоев и понятий.  А исконное сострадание к ближнему разменивается на мелочное опустошение душ,  ожесточение и озлобление. И отрадно осознавать, что  истинно высокое искусство Оперы и камерного исполнительства  становится одной из тех великих сил «творческой дипломатии», которые на уровне высших творений музыки, театра, способна хотя бы в некой частичной, но весьма желанной  мере обратить души людей  к Добру. Приглашение  в седьмой раз для участия в этом престижном фестивале творческой группы Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои во главе с известным режиссёром, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом –   стало весьма значительным событием.

С 2015-го года длится это замечательное содружество нашего любимого театра с организаторами фестиваля «Царские дни», уже семь раз совершенно разные и насыщенные программы горячо воспринимались взыскательными ценителями музыки и театра Екатеринбурга. Пандемия вынужденно прервала для нашей творческой группы возможность выступлений на этом фестивале на два года. Но с прошлого года участие группы ГАБТ имени А. Навои благополучно возобновилось. Сменялись солисты, варьировались исполняемые номера и темы вечеров-композиций, изменялось жанровое и стилистическое разнообразие – но их устремленность к высшим порывам человеческих душ, к любви и красоте мира оставалась неизменной.  В беседе с нами Андрей Евсеевич  выразил  особую благодарность Митрополиту  Ташкентскому и Узбекистанскому  Викентию, а также Митрополиту  Екатеринбургскому и Верхотурскому  Евгению, которые в очередной раз сделали очень многое для того, чтобы это значимое участие узбекистанской творческой группы состоялось во всей полноте. От всей души помогли полноценности гастролей ташкентцев и замечательные сотрудники Центра «Царский», и коллектива Дома-Музея П. И. Чайковского в Алапаевске, поистине согревшие гостей сердечностью, теплом и высокой организованностью их быта и творчества на Урале.

Стоит особо отметить, что каждый из этих вечеров был по существу не просто концертом, а выстроенной и срежиссированной композицией, в которой каждый исполненный  романс или песня переставали быть просто вокально воплощенными произведениями, а становились спектаклями, наполненными живой драматургией, выразительной фразировкой и интонациями.  

В этот раз творческая группа предстала перед публикой Урала в более расширенном виде, чем в предыдущие разы. Художественный руководитель проекта и автор композиции  Андрей Слоним в содружестве с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним отобрали для выступления трех ведущих солистов оперы. Это – две опытных и талантливых певицы, Лауреаты Международных конкурсов Лятифе Абиева и Анжилика Мухаметзянова, обе – лирико-колоратурные сопрано разных свойств индивидуальностей и исполнительских красок. А с ними – молодой, но уже успевший привлечь внимание ташкентской театральной общественности Бекзот Садыков – тоже являющийся Лауреатом международных конкурсов. Именно в характере их исполнительских индивидуальностей и возможностей была разработана, тщательно отрепетирована и отделана в деталях совершенно новая и весьма обширная программа из произведений достаточно сложных, зачастую нечасто исполняемых.

Авторами проекта она была названа так – «Сквозь сирени широкую даль…». Причин возникновения этого красивого и образного названия несколько. Во-первых, в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И закономерно, что его романсы, полные романтических устремлений, воплотившие в себя весь драматизм перипетий мятежного ХХ века – и составили значительную творческую базу и программы, и композиции. В числе этих рахманиновских шедевров  есть один на стихи поэтессы Г.Галиной, где есть строчка: «чтобы песнь не рвалась из души сквозь сирени широкую даль…». И вот этот образ цветущих кустов сирени (которые, кстати, в изобилии цвели в родовом имении юного Рахманинова!)  в его сознании воплотился в некий символ полета мечты к истинной гармонии. И мы осознаём. что горестная трагическая ломка века без сожалений обратила в осколки многих и сами эти цветущие сады мечты, и светлые надежды, и многое, многое иное. Образ сирени неразрывно связан и с Царской семьей, в которой эти цветы были особенно любимы.

Вот этот неожиданный и емкий образ и стал своеобразным эпиграфом двух вечеров-концертов, исполненных творческой группой ГАБТ. Разумеется, разнообразие палитры программы составляли и лучшие творения П.И.Чайковского, Г. В. Свиридова, ряда европейских композиторов – и даже несколько творений композиторов Узбекистана.  Сначала творческая группа ГАБТ имени А. Навои  выступила в Алапаевске (уже в третий раз!), где в отрочестве жил П.И.Чайковский  и где ныне есть замечательный дом-музей, хранящий память об этом периоде жизни великого композитора. А затем – уже традиционно – в концертном зале Центра «Царский», который выстроен на месте печально памятного Ипатьевского дома, где ушла из жизни царская семья.

В целом обе программы были схожи. Однако,  в Алапаевске (во исполнение просьбы публики в прошлогодний приезд творческой группы!) в цикл номеров были включены, как уже было сказано,  и некоторые произведения композиторов Узбекистана. Уже сам по себе этот факт имел значительное и творческое, и событийное значение – и,  несомненно, послужил желанному сплетению великих музыкальных культур Узбекистана и России.

Лятифе Абиева доверительно и страстно открыла вечер весьма своеобразным творением  С.В. Рахманинова на текст  монолога Сони из драмы А. П. Чехова «Дядя Ваня».  По сути это – своеобразное стихотворение в прозе, где героиня страстно и светло надеется на то, что все бедствия и невзгоды растворятся, минуют, и «мы отдохнём, мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах. Мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое заполнит собой весь мир…». Лятифе Абиевой  пришлось в течение вечера раскрыть образность самого разного направления и облика. Она проникновенно подарила зрителям и романс Н. Римского-Корсакова на стихи А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда», и тонко выразила всю сложность романса-песни С.В.Рахманинова «Уж ты, нива моя…», и  драматический психологизм романса-моноспектакля П. И. Чайковского «Он так меня любил…». Но с особой трагической силой          она воплотила редко звучащее произведение бразильского композитора Э. Вилла-Лобоса «Ария из Бразильской Бахианы №5».

Анжилика Мухаметзянова, обладая сходным с Абиевой типом голоса, но иной индивидуальностью и палитрой красок – также по-своему порадовала контрастностью и богатством нюансов. Разные ипроизведения она увлечённо и эмоционально подарила зрителям. И утонченный романс Н. А. Римского–Корсакова «Не ветер, вея с высоты…», и две «импрессионистические» миниатюры С.В. Рахманинова - «Сон» и «Здесь хорошо…», и элегический рахманиновский этюд «Ночь печальна», и его же поэтический безмятежный «Островок»… И раскрыла их разные глубокие смыслы в сплетении выразительного пения с ощутимой энергетикой души, смело и тонко погружаясь в разнообразие нюансировки и  интонаций. Своеобразной кульминацией её выступлений стал знаменитый рахманиновский «Вокализ», в котором отразились и драматизм судьбы самого композитора, и облик мятежного двадцатого века, и ломки человеческих судеб, и многое, многое иное, что весьма убедительно воплотилось во всей полноте драматических порывов смятенной женской души. 

Молодой тенор Бекзот Садыков с первых звуков своего выступления щедро одарил  зрителя и тембром своего голоса, и экспрессивностью, и богатством оттенков – от трепетной тонкости погружений в глубины души до полноценного и свободного излучения энергетики в кульминациях. Он, как и женский состав творческой группы, взял на себя непростую задачу раскрытия и воплощения образной действенности в произведениях весьма  сложных и многоплановых. И в равной мере убедил и многокрасочным  драматизмом романсов П. И. Чайковского «Снова как прежде один…» ( в Алапаевске)  и «Мы сидели с тобой…» (в Екатеринбурге). С особой экспрессией и трагизмом спел Бекзот Садыков и редко звучащий сегодня романс П.И. Чайковского «Корольки» - о нитке кораллов, которую по просьбе возлюбленной добыл в бою казак-воин. Но когда он вернулся в родное село – то узнал горестную весть о кончине любимой Ганны. И вся бессмысленность произошедших драматических событий привела его только к скорбному покаянию.

Здесь особенно стоит сказать и о том, что для слушателей Алапаевска солисты ГАБТ имени А. Навои сердечно и обаятельно спели и романсы узбекского камерного «пласта» – «Очарован тобой…» и «Булбул» М, Бурханова. Первый был воплощен со всей полнотой чувств Бекзотом Садыковым, второй – Анжиликой Мухаметзяновой. Она же оттенила образность «соловьиного» пласта вечера, блестяще исполнив в качестве «параллели» к этому номеру и полноценную классическую версию «Соловья» А. Алябьева. А в расширенном варианте концерта в Центре «Царский» Лятифе Абиева обаятельно и красиво преподнесла слушателям и знаменитый вальс «Весенние голоса» И. Штрауса. Перед самым финалом обоих вечеров-композиций два сопрано – Лятифе Абиева и Анжилика Мухаметзянова с изяществом и филигранностью исполнили замечательный концертный вальс «Поцелуй» Л.Ардити. А завершил вечер Бекзот Садыков своеобразным апофеозом устремления души к Вышнему в знаменитом романсе П. И. Чайковского «День ли царит…».

Андрей Слоним традиционно предварял каждый номер лаконичными, но емкими преамбулами, представляя и суть произведения, и исполнителей. Сделал он и поэтическое приношение, вплетая в ткань концерта и пять своих авторских стихотворений о жизни,. судьбах, смятениях и надеждах. И как на предыдущих екатеринбургских фестивальных вечерах – подарил зрителю и новое стихотворение, посвященное и царской теме, и необходимости стараний обратить мир к Свету и позитиву. В заключительных строках  стихотворения этот порыв приобретает особую остроту и форму вопроса, всем устремленностью воли ищущего ответ:

 

Как в устремлении желанном

Рассеять Зло в людском миру,

Как нам  в порыве первозданном,

И в откровенье светлом, странном,

Все души устремить к Добру?..

 

 

Следует особо сказать и о замечательной реакции зрителей, эмоционально и непосредственно воспринимающих каждый номер программы –  сложной, обширной и во многом незнакомой большинству слушателей . Эта реакция  была неизменно горячей, полной понимания и осознания услышанного. А полная доброй энергии оценка на высшем «градусе» с большой силой ощущалась как в более «камерном» формате вечера в Алапаевске, так и  с неимоверно большей силой – на концерте в Центре Царский. Здесь эмоциональный ажиотаж начался с массового прихода зрителей, число которых значительно превышало количество мест.

К этому стоит добавить, что в ночь перед Крестным ходом Андрей Слоним, приглашенный на традиционный «пресс-подход», дал интервью восьми российским телеканалам и другим центральным СМИ. Вот что сказано им было в ту священную ночь перед десятками представителей телеканалов и СМИ:

– 105 лет назад произошла страшная гибель Царской семьи. Почему мы собираемся ежегодно здесь? Не только потому, что это было жестокое и неправедное явление. Мы собираемся здесь, чтобы еще раз осознать ценность каждого человека, ценность каждой души. Те, кто вершили эту казнь, они забыли о том, что это были живые люди. Да, они не были ангелами, они имели присущие каждому человеку противоречия, но они были живыми людьми. Они верили, они надеялись и делали многое для многострадальной России, и сделали бы еще больше, если бы им не помешали. И великий крестный ход символизирует эту многоголосную силу Добра, которая, я надеюсь, хоть на какую-то ступеньку подымет это великое чувство сострадания и осознания зла,  настырно вселяемого в наши души, – сказал Андрей Слоним. Да,  в эту истинно святую ночь я призываю всех собратьев очень крепко задуматься над тем, во имя чего мы живем, не размениваться на пустяки и представить себе образ добра, образ отношения к собратьям как нечто незыблемое. И может быть тогда мир, который сейчас сотрясается от противоречий, сможет стать по ступеням хотя бы чуточку лучше, добрее и светлее. Мы очень рады и благодарны организаторам фестиваля «Царские дни» за их дружественные приглашения.. Ведущие солисты Государственного Большого Театра Узбекистана имени Алишера Навои являются многолетними участниками Царских дней. В 2023 году мы в седьмой раз привезли и представили зрителям культурную программу, которая состояла из величайших произведений, написанных С.В. Рахманиновым, П.И. Чайковским, Г.В. Свиридовым. И в этих произведениях мы несем истинное, доброе состояние духа и это стремление разобраться в душевных движениях человека, в его порывах к свету, и почему эти порывы далеко не всегда осуществляются.

 

Б.РАХИМОВ

Фотографии из фондов Центра «Царский» и  Дома-Музея П. И. Чайковского в Алапаевске





Другие материалы рубрики

17.07.2023 / 10:39:40

"Вторая – вечная жизнь". Петр Семенович Давыдов сыграл на ташкентской сцене около ста ролей

За годы работы в Государственном русском театре драмы им. Горького Петр Семенович Давыдов сыграл около ста ролей. И всегда открытый и яркий талант Давыдова оставался живым и современным талантом – он вызывал восхищение зрителей, и восхищение это ломало любые зрительские предубеждения. Далее...

12.07.2023 / 10:51:16

Истина страстей под занавес сезона в ГАБТе имени А. Навои

Накануне заключительного гала-концерта зрители Ташкента с радостью приобщились к спектаклю Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, который, фактически, завершил оперный сезон нашего любимого театра. Речь идёт об опере П. Масканьи "Сельская честь", яркое и эмоциональное исполнение которой состоялось в минувшую субботу Далее...

11.07.2023 / 13:39:57

93-й театральный сезон в ГАБТе им. А. Навои завершен блестящим заключительным гала-концертом

"Мы очень стремились к тому, чтобы наиболее полноценно, разнопланово и ярко отразить в заключительной насыщенной и разнообразной программе гала- концерта и мастерство солистов оперы и балета, артистов хора и оркестра, и уровень достижений нашего любимого театра. В замысле гала-концерта было и воплощение на сцене широкого спектра творений композиторов мира и, конечно же, нашей родной земли..." Далее...

09.07.2023 / 10:09:40

Закрытие 88 -ого театрального сезона в Государственном академическом драматическом театре Узбекистана

Уважаемые зрители! Государственный академический русский драматический театр Узбекистана закрывает свой 88-й театральный сезон комедией "Профессор в законе" по пьесе А. Рейно-Фуртона. Далее...

26.06.2023 / 10:16:42

На днях на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге состоялось яркое и запоминающееся событие, вызвавшее горячий отклик музыкальной общественности.

В этот вечер в Мариинском театре шла опера Дж. Верди "Трубадур" в составе, который без преувеличения, можно назвать звёздным. Далее...





22.11.2024 / 21:03:22
В Галерее Академии художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки картин студентов Международного Вестминстрского университета в Ташкенте - (МВУТ)"Мастерство и вдохновение"
 
18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 


22.11.2024 / 21:25:34
Концерт в епархии РПЦ артистов ГАБТ им. А. Навои: "Мы желаем счастья вам!"
 
21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 


24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 
23.11.2024 / 05:35:11
6,5 миллиона туристов в Узбекистане: красивая цифра или манипуляция?
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте