Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.07.2023 / 21:10:01
Международный фестиваль "Царские Дни", неразрывно связанный с трагической датой гибели царской семьи в России в июле 1918 года, в двадцать второй раз состоялся в Екатеринбурге.Уже традиционно он собрал многих ярких представителей культуры и искусства не только из России, но из целого ряда зарубежных стран. Переоценить значение этой значительной культурно-нравственной акции поистине невозможно. Известно, что именно сейчас в смятенном мире происходит острое и драматичное искажение многих нравственных устоев и понятий. А исконное сострадание к ближнему разменивается на мелочное опустошение душ, ожесточение и озлобление. И отрадно осознавать, что истинно высокое искусство Оперы и камерного исполнительства становится одной из тех великих сил «творческой дипломатии», которые на уровне высших творений музыки, театра, способна хотя бы в некой частичной, но весьма желанной мере обратить души людей к Добру. Приглашение в седьмой раз для участия в этом престижном фестивале творческой группы Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои во главе с известным режиссёром, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом – стало весьма значительным событием. С 2015-го года длится это замечательное содружество нашего любимого театра с организаторами фестиваля «Царские дни», уже семь раз совершенно разные и насыщенные программы горячо воспринимались взыскательными ценителями музыки и театра Екатеринбурга. Пандемия вынужденно прервала для нашей творческой группы возможность выступлений на этом фестивале на два года. Но с прошлого года участие группы ГАБТ имени А. Навои благополучно возобновилось. Сменялись солисты, варьировались исполняемые номера и темы вечеров-композиций, изменялось жанровое и стилистическое разнообразие – но их устремленность к высшим порывам человеческих душ, к любви и красоте мира оставалась неизменной. В беседе с нами Андрей Евсеевич выразил особую благодарность Митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию, а также Митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению, которые в очередной раз сделали очень многое для того, чтобы это значимое участие узбекистанской творческой группы состоялось во всей полноте. От всей души помогли полноценности гастролей ташкентцев и замечательные сотрудники Центра «Царский», и коллектива Дома-Музея П. И. Чайковского в Алапаевске, поистине согревшие гостей сердечностью, теплом и высокой организованностью их быта и творчества на Урале. Стоит особо отметить, что каждый из этих вечеров был по существу не просто концертом, а выстроенной и срежиссированной композицией, в которой каждый исполненный романс или песня переставали быть просто вокально воплощенными произведениями, а становились спектаклями, наполненными живой драматургией, выразительной фразировкой и интонациями. В этот раз творческая группа предстала перед публикой Урала в более расширенном виде, чем в предыдущие разы. Художественный руководитель проекта и автор композиции Андрей Слоним в содружестве с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним отобрали для выступления трех ведущих солистов оперы. Это – две опытных и талантливых певицы, Лауреаты Международных конкурсов Лятифе Абиева и Анжилика Мухаметзянова, обе – лирико-колоратурные сопрано разных свойств индивидуальностей и исполнительских красок. А с ними – молодой, но уже успевший привлечь внимание ташкентской театральной общественности Бекзот Садыков – тоже являющийся Лауреатом международных конкурсов. Именно в характере их исполнительских индивидуальностей и возможностей была разработана, тщательно отрепетирована и отделана в деталях совершенно новая и весьма обширная программа из произведений достаточно сложных, зачастую нечасто исполняемых. Авторами проекта она была названа так – «Сквозь сирени широкую даль…». Причин возникновения этого красивого и образного названия несколько. Во-первых, в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И закономерно, что его романсы, полные романтических устремлений, воплотившие в себя весь драматизм перипетий мятежного ХХ века – и составили значительную творческую базу и программы, и композиции. В числе этих рахманиновских шедевров есть один на стихи поэтессы Г.Галиной, где есть строчка: «чтобы песнь не рвалась из души сквозь сирени широкую даль…». И вот этот образ цветущих кустов сирени (которые, кстати, в изобилии цвели в родовом имении юного Рахманинова!) в его сознании воплотился в некий символ полета мечты к истинной гармонии. И мы осознаём. что горестная трагическая ломка века без сожалений обратила в осколки многих и сами эти цветущие сады мечты, и светлые надежды, и многое, многое иное. Образ сирени неразрывно связан и с Царской семьей, в которой эти цветы были особенно любимы. Вот этот неожиданный и емкий образ и стал своеобразным эпиграфом двух вечеров-концертов, исполненных творческой группой ГАБТ. Разумеется, разнообразие палитры программы составляли и лучшие творения П.И.Чайковского, Г. В. Свиридова, ряда европейских композиторов – и даже несколько творений композиторов Узбекистана. Сначала творческая группа ГАБТ имени А. Навои выступила в Алапаевске (уже в третий раз!), где в отрочестве жил П.И.Чайковский и где ныне есть замечательный дом-музей, хранящий память об этом периоде жизни великого композитора. А затем – уже традиционно – в концертном зале Центра «Царский», который выстроен на месте печально памятного Ипатьевского дома, где ушла из жизни царская семья. В целом обе программы были схожи. Однако, в Алапаевске (во исполнение просьбы публики в прошлогодний приезд творческой группы!) в цикл номеров были включены, как уже было сказано, и некоторые произведения композиторов Узбекистана. Уже сам по себе этот факт имел значительное и творческое, и событийное значение – и, несомненно, послужил желанному сплетению великих музыкальных культур Узбекистана и России. Лятифе Абиева доверительно и страстно открыла вечер весьма своеобразным творением С.В. Рахманинова на текст монолога Сони из драмы А. П. Чехова «Дядя Ваня». По сути это – своеобразное стихотворение в прозе, где героиня страстно и светло надеется на то, что все бедствия и невзгоды растворятся, минуют, и «мы отдохнём, мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах. Мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое заполнит собой весь мир…». Лятифе Абиевой пришлось в течение вечера раскрыть образность самого разного направления и облика. Она проникновенно подарила зрителям и романс Н. Римского-Корсакова на стихи А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда», и тонко выразила всю сложность романса-песни С.В.Рахманинова «Уж ты, нива моя…», и драматический психологизм романса-моноспектакля П. И. Чайковского «Он так меня любил…». Но с особой трагической силой она воплотила редко звучащее произведение бразильского композитора Э. Вилла-Лобоса «Ария из Бразильской Бахианы №5». Анжилика Мухаметзянова, обладая сходным с Абиевой типом голоса, но иной индивидуальностью и палитрой красок – также по-своему порадовала контрастностью и богатством нюансов. Разные ипроизведения она увлечённо и эмоционально подарила зрителям. И утонченный романс Н. А. Римского–Корсакова «Не ветер, вея с высоты…», и две «импрессионистические» миниатюры С.В. Рахманинова - «Сон» и «Здесь хорошо…», и элегический рахманиновский этюд «Ночь печальна», и его же поэтический безмятежный «Островок»… И раскрыла их разные глубокие смыслы в сплетении выразительного пения с ощутимой энергетикой души, смело и тонко погружаясь в разнообразие нюансировки и интонаций. Своеобразной кульминацией её выступлений стал знаменитый рахманиновский «Вокализ», в котором отразились и драматизм судьбы самого композитора, и облик мятежного двадцатого века, и ломки человеческих судеб, и многое, многое иное, что весьма убедительно воплотилось во всей полноте драматических порывов смятенной женской души. Молодой тенор Бекзот Садыков с первых звуков своего выступления щедро одарил зрителя и тембром своего голоса, и экспрессивностью, и богатством оттенков – от трепетной тонкости погружений в глубины души до полноценного и свободного излучения энергетики в кульминациях. Он, как и женский состав творческой группы, взял на себя непростую задачу раскрытия и воплощения образной действенности в произведениях весьма сложных и многоплановых. И в равной мере убедил и многокрасочным драматизмом романсов П. И. Чайковского «Снова как прежде один…» ( в Алапаевске) и «Мы сидели с тобой…» (в Екатеринбурге). С особой экспрессией и трагизмом спел Бекзот Садыков и редко звучащий сегодня романс П.И. Чайковского «Корольки» - о нитке кораллов, которую по просьбе возлюбленной добыл в бою казак-воин. Но когда он вернулся в родное село – то узнал горестную весть о кончине любимой Ганны. И вся бессмысленность произошедших драматических событий привела его только к скорбному покаянию. |