Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.09.2023 / 19:34:25
В молодежной экспериментальной театральной студии "Дийдор" новая премьера.Вниманию зрителей представлен спектакль по пьесе классика узбекской литературы Хамзы Хаким-заде Ниязи « Проделки Майсары». «Дийдор» все чаще и чаще заявляет о себе яркими, привлекающими всеобщее внимание новыми постановками. В них заявляет о себе новое поколение будущих мастеров узбекской театральной культуры. Потому придти сюда всегда большое удовольствие. Так было и в этот раз. В небольшом и очень уютном зале собрались многие истинные любители театрального искусства , а также представители театральной общественности. Не успели мы занять свои места , как вдруг вбегают самые настоящие маскарабозы, которые при этом танцуют, поют, декламируют… И потом сразу становится ясно, что это все участники новой постановки поистине бессмертного произведения Хамзы на этой сцене. Как мы потом узнали, коллектив подготовил новый спектакль ко дню рождения великого узбекского режиссера, создателя нового «Дийдора» Бахадыра Юлдашева. И что еще особенно важно, спектакль по замыслу его постановщиков , сына Бахадыра Турсуновича , а также известного актера, режиссера и его коллеги Руслана Хайдарова, как сказал потом известный театровед Владимир Островский, в самой современной транскрипции. И в самом деле спектакль различными режиссерскими находками, отличной игрой актеров, особенно исполнителей главных ролей Ироды Касымовой, Хуршиды Арабшоевой (Майсара), Умида Узакова (Мулла Дост), Отабека Искандарова (Чупон), Севинч Далабаевой, Севинч Курбановой (Ойхон) и других . Надо сказать, что произведение Хамзы, созданное еще в 1926году, представляет для этого довольно большие возможности. Хамза Хаким-заде Ниязи(1889-1929) был крупным узбекским поэтом, драматургом, общественным деятелем, народным поэтом Узбекской ССР (1926). Он обогатил классическую поэтическую метрику (Аруз) за счёт форм народного стиха (Бармак). Хамза оставил заметный след в истории развития культуры Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант. Более 60 лет с большим успехом на сцене ГАБТа им.А.Навои идет первая узбекская комическая опера, созданная по мотивам пьесы Хамзы. Развитие действия в спектакле в «Дийдоре» идет просто стремительно. Тетушка Майсара добивается всех поставленных целей, как говорится, зло наказано, а добро побеждает, влюбленные Ойхон и Чупон могут и далее строить свое счастье.
Интервью для сайта Культура Узбекистана БАБУР ЮЛДАШЕВ, режиссер спектакля, руководитель студии «Дийдор»
- Бабур, рад поздравить вас с новой премьерой в « Дийдоре»! - Спасибо. - В чем отличие этого спектакля от предыдущей постановки, которая здесь была? - Мы не старались восстановить тот вариант пьесы. Поэтому мы здесь , можно сказать, проимпровизировали на тему Майсары. Наши молодые артисты , они в тоже время маскарабозы, приезжают к ней и начинают импровизировать. Мы не претендуем на ту старую Майсару, ни в коем случае. - Прежнюю версию ставил Баходир-ака… - Да, ту версию ставил Бахадыр Турсунович. У него день рождения и потому мы каждый год сезон открываем каким-то новым спектаклем ему посвященным. В этот раз мы просто взяли одну из его любимых пьес Хамзы и на эту тему проимпровизировали, Это, я бы сказал, дарение театра зрителю в формате некого лицедейства. В честь незабываемого лицедея создали лицедейский спектакль. Должен сказать, что многие произведения Хамзы и сейчас носят актуальный характер, потому и живут. Играют наши молодые артисты и играют с большим вдохновением. - Что будет дальше? - Скоро наш известный режиссер Джахангир Касымов будет ставить спектакль «Авария» по известной пьесе Дюренматта. Потом мы возьмемся за постановку очень хорошей пьесы Пиранделло « Шесть персонажей в поисках автора». - Вижу, что память вашего незабываемого отца, Баходыра Турсуновича, бережете. А это так важно. Какая-то акция планируется в память Бахадыра Юлдашева? - Да, у нас есть такое намерение. Вот скоро из Америки приедет его ученик Наби Абдурахманов и мы хотим организовать вместе с ним Фестиваль камерных театров. - У вас очень хорошие планы. Благодарю вас за интервью и желаю новых творческих успехов.
Перед премьерой, на сдаче спектакля , в «Дийдоре» состоялось его обсуждение . Можно сказать, что состоялся откровенный разговор о том, что видели, что узнали. Первой его начала известный ташкентский театровед, доктор искусствоведения Мухаббат Тураевна Туляходжаева. Она сказала коротко и ясно обращаясь к артистам, которые играют в этом спектакле.
- Текст Хамзы очень удивительный текст. Здесь многого можно добиться. И вы это сделали. Ваша внутренняя энергия, ваша любовь к тому, что вы делаете, я все время ощущала. Я хочу пожелать вам всего самого доброго, новых творческих восхождений. То, что вы сделали это добрая хорошая память о незабываемом Бахадыре Турсуновиче. Вы все молодцы и все прекрасно сделали под руководством Бабура Юлдашева. Здесь столько находок, столько интересного было, главное, что все зрелищно и интересно. Спасибо вам.
Вступивший затем в этот разговор другой известный ташкентский театровед Владимир Островский , в частности, отметил следующее: - Мне довелось видеть многие версии постановок «Проделок Майсары», причем с разными подходами. А разное время диктует свое отношение к этой пьесе. Я очень хорошо помню постановку Бахадыра Турсуновича , которую они возили во Францию. Это было прекрасно, но в данном случае все сделано в сугубо современной транскрипции . Вообщем, основа как-бы осталась, но вместе с тем, я ощутил как-бы дыхание сегодняшнего дня в той степени насколько это интересно и необходимо сегодняшнему зрителю, особенно молодому зрителю, который приходит в театр. И вот это очень важно. Теперь вопрос почему и как появились здесь такие яркие образы? Тут просматривается некое ироническое отношение к персонажу. И это делает образ живым , притягательным и хорошо узнаваемым. Это ведь очень важно.
Не менее интересным и запоминающимся было мнение известной телеведущей, одного из когорты педагогов «Дийдора», народной артистки Узбекистана Галины Мельниковой. Она прямо сказала так: Как зритель она получила огромное удовольствие. Спасибо отдельное Бабуру, потому что я видела результаты очень яркой, смелой режиссуры . Он так вдохновил и озадачил артистов, что получился очень хороший, яркий по своему спектакль для нашей молодежи. Я здесь жила вместе с этой сценой, с каждым артистом. И каждый из них выложился на сто процентов. Я видела такую динамику, такую пластику...Я думаю, что молодежь наша оценит спектакль по достоинству и будет толпой ходить на этот спектакль. Он получился очень современным и нужным в соответствии с нашим временем. Было представлено слово и автору этих строк. Я рассказал как в детстве, осенью 1959 года, мне посчастливилось быть на премьере «Проделок Майсары» когда автор, Сулейман Юдаков, живший тогда в нашем доме в районе ул. Укчи, пригласил всех в театр и организовал для этого грузовую, бортовую машину… И как здорово звучала музыка композитора, и как прекрасно пели тогда главные партии великий Карим Закиров и великолепная Халима Насырова… И вот новое прочтение этого великого произведения Хамзы на сцене «Дийдора». Я тоже с удовольствием поздравил артистов с настоящей творческой удачей , режиссера Бабура Юлдашева с отличной, современной постановкой и пожелал коллективу театра новых больших творческих успехов, а спектаклю долгой и счастливой жизни.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|