Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.09.2024 / 21:17:43
Театр Марка Вайля "Ильхом" открыл свой 49 сезон премьерой нового спектакля "Ka mate Ka ora" ("Я гибну. Я живу")
Каждый раз идешь в театр «Ильхом» с большими надеждами , думаешь, что увидишь что-то особенное, новое, неожиданное. Так было и в этот раз. Это был своего рода сюрприз и вот почему. -Это перформанс, построенный на импровизации, говорит режиссер спектакля Данте Рустав. Поэтому и перевода нет, что касается названия, это гуглится очень просто. На языке маори — название обозначает "Я гибну. Я живу", так указано уже в постере. И это название говорит о многом. Скажем сразу, спектакль довольно сложный и по форме и по содержанию. Действие продолжается 1час и 10 минут и в течении всего этого времени актеры, в данном случае студенты 12 студии театра «Ильхом», держат зал все время в напряжении , говоря языком танца, а может быть и пантомимы, о самом главном по острейшей теме — я гибну, я живу. По мнению создателей спектакля это виртуально-пластический спектакль про принятие себя и умение соединять в себе темное и светлое (бессознательное и сознание). Это также про типичность и попытки ограничивать социальными рамками любую индивидуальность . Кто выбирает стандарты красоты, а кто выбирает -подходит социуму человек или нет? И это еще далеко не все...Что делать с личностью, которая не вписывается в установленные стандарты?Танцует другой танец и поёт другие песни. Затравить, заклеймить или запаковать в комплексы? Может быть это время стать тем -кем мы не являемся. Поменять лицо и стать тем "кем я хочу". Вот такое оно, весьма своеобразное путешествие-перформанс , как коллективное движение на каноэ по реке жизни , вместе со студентами 12 студии театра. Об этом мы говорили с одним из зрителей, которые хорошо разбираются в театральном искусстве , послом Швейцарии в Узбекистане Константином ОБОЛЕНСКИМ. - Как вам понравился спектакль, с какими мыслями и чувствами вы уходите из театра? - Это очень хороший спектакль. В нем чувствуется столько энергии. Я бы сказал,что это хорошая творческая работа. Жизнь человека, его возможная судьба , ее повороты, тоже возможные, производят большое впечатление. Такие спектакли надо смотреть , творческий коллектив театра и участников спектакля надо поздравить. Спасибо им.
Интервью для сайта Культура Узбекистана Бахтиер Ирматов, зритель Всякий раз, когда легендарный " Ильхом " анонсирует, а затем включает в свой репертуар экспериментальный спектакль, ожидаешь от этого события не только новизну, но и особое прочтение темы, нестандартный сценический подход, и, несомненно, впечатляющую актерскую игру. На своей необычной по театральным меркам знаменитой ильхомовской сцене перформанс " Ka mate, ka ora " ( "Я гибну, я живу") был представлен студентами 12 студии театра. И как представлен ! Потрясающая пластика и жизнь на сцене в образе молодых людей ,которые должны сделать выбор -быть индивидуальностью в нашем современном мире или следовать установившимся стандартам в обществе. Быть закомплексованным, одевать "маску " и быть как все, или " гибнуть" в той или иной жизненной ситуации, но возрождаться и продолжать жить, поборов свои комплексы, и быть самим собой. Пластическое воплощение актерами основной идеи спектакля сплетается воедино с визуальным смысловым отображением появляющихся на большом фронтальном экране отрывистых, но глубоких по своему смыслу текстах на английском и русском языках , один из которых звучит так :" Молодость больше не будет ". «Делай свой выбор сейчас, чтобы тебя не затравили и не упаковали в стандартные рамки. Можно сказать, что спектакль идет на одном дыхании .Герои облачены в черно-белые костюмы и лица закрыты белой тканевой маской - темное и светлое, поскольку жизнь состоит не только из светлых пятен. В ней надо воспринимать и темные стороны. Человек может вести себя сознательно и бессознательно. Делать благие и дурные поступки. Таким является его натура. Но, надо быть самим собой. В спектакль органично вплетаются тщательно продуманные свет и звук, в чем несомненно большая заслуга звукорежиссеров и художников по свету. Зритель сидит в зале как завороженный и следит за каждым движением актеров, их дыханием , взглядом и внутренним напряжением. Только он и действие на площадке. И, в конце спектакля минутная пауза , впечатляющие лица актеров , громкие аплодисменты , возгласы " Браво" и благодарность всем, кто создал и воплотил в жизнь этот интересный и смелый замысел на сцене " Ильхома". Браво !
Наш следующий собеседник- художественный руководитель театра «Ильхом» Борис ГАФУРОВ - Начинается новый сезон, есть над чем думать. Есть , что делать. Наверно новый сезон будет интересным во всех отношениях, как и многие другие… - Мы очень надеемся на это . Начинаем 49 сезон, а в следующем году нам будет уже 50 лет. Это ведь полвека независимого свободного театра в Узбекистане. Для нас это очень значимая дата. А это сезон у нас получается в определенной степени экспериментальный . Вот открыли мы сезон новым спектаклем «Я гибну. Я живу». Его подготовили люди, которые впервые соприкасаются с театральным языком . А режиссер Данте Рустав раньше занимался анимацией, организовывал анимационные фестивали. Он сделал для театра очень много работ в формате видео-арта для наших спектаклей. А здесь некое соединение пластики, гимнастики , музыки и визуального искусства. Это такой эксперимент во всем. В данном случае мы шли на риск, потому что в спектакле заняты студенты нашей 5 студии , которые всего год как прошли у нас обучение. Я бы сказал, что у нас тут очень молодой, но привлекающий внимание проект. ОН займет свое место в сердцах зрителей. Уже с 3 октября начнет работу Лаборатория молодых для участия в работе которой к нам приедут ребята из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана , к ним присоединяться наши молодые артисты. Мы проведем в течении трех дней Фестиваль пьес молодых драматургов стран Центральной Азии. Самая лучшая будет поставлена в конце года на нашей сцене. И еще мы планируем выпустить альманах центрально-азиатской драматургии в переводе с четырех языков народов стран Центральной Азии. Очень хотелось бы, чтобы эти спектакли ставились на сценах наших театров. Очень важно чтобы они обращались к ним. Прежде говорили,что если в театре идет только классика, тогда это уже музей...Если не обращаешься к современной драматургии, это упущение. - А национальную драматургию планируете ставить? -Да, мы думаем об этом.В наших планах обращение к узбексой классике. Это произведения Абдуллы Кадыри, Хамзы. Мы сейчас думаем над этим. Это только начало , что очень важно для нас.
А теперь представим имена героев этого вечера: Режиссёр спектакля - Данте Рустав Художник спектакля - Антон Болкунов Муз.руководитель проекта - Арлайим Гувайды Хореография - Елизавета Цукерберг Музыка - Ален Исмаилов, Алексей Вензос.
Проект реализован при поддержке Делегации Евросоюза в Узбекистане. Премьеру 49 сезона “Ka Mate Ka Ora” (“Я гибну. Я живу”) посетил Посол Европейской Делегации в Узбекистане Tovio Klaar. Фотоотчет с премьеры спектакля «Ka Mate Ka Ora» («Я гибну. Я живу») состоявшейся 20 и 21 сентября.
Фото: Анна Шишкина.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|