БОРИС БАБАЕВ, ведущий программы
В этом творческом коллективе за последнее время произошли большие перемены. И прежде всего это связано с тем, что главой Узбекистана было подписано постановление «О мерах по дальнейшему развитию оперного и балетного искусства», это сделано в целях дальнейшего развития оперного и балетного искусства в стране, совершенствования деятельности ГАБТа им. А. Навои, широкой пропаганды национального оперного и балетного искусства, укрепления его статуса и места в мировом искусстве.
Для обсуждения этой важной темы в нашу студию в медиацентре НТРК , вместе с моей соведущей Махмудой Таджибаевой, мы пригласили директора театра - народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, режиссера Андрея Слонима, ведущих солистов театра - народного артиста Узбекистана Аваза Раджабова, заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчанинова. В состоявшемся обмене мнениями и разговоре о том, как идет сегодня работа в театре, какие готовятся новые постановки , принимали также участие известные певцы Рахим Мирзакамалов, Саида Мамадалиева, Самандар Алимов. Наши гости не только очень интересно рассказали о том, как идут сегодня дела в театре, но и даже очень красиво спели дуэтом ...
Но чтобы картина была еще более полной, немного об истории создания театра и наиболее важных постановках прошлых лет. Первая премьера в будущем Большом театре Узбекистана - оперы М.Ашрафи «Буран» состоялась в 1939 г. на базе узбекского музыкального театра. А история театра начинается с 1929 года, когда любители концертно-этнографического ансамбля под руководством Мухитдина Кари-Якубова организовали профессиональный театр, танцевальную труппу возглавила Тамара Ханум.
Премьера первой узбекской оперы «Буран» 11 июня 1939 дала толчок к развитию национального музыкального театра. Опера, поставленная режиссёром Эмилем Юнгвальдом-Хилькевичем снискала успех зрителей и критиков. В роли Бурана выступили Карим Закиров и Михаил Давыдов, партию Наргуль пели Халима Насырова, Шахадат Рахимова, Сара Самандарова и Назира Ахмедова, генерал-губернатора — Мухиддин Кари-Якубов. В том же 1939 году театр получил новый статус, ему было присвоено название Государственного узбекского театра оперы и балета.
В марте 1948 года объединился с Ташкентским русским оперным театром им. Я. М. Свердлова (основан в 1918), получил название Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. В этот период на сцене театра были поставлены: оперы — «Пиковая дома», «Евгений Онегин» Чайковского, «Гюльсара» Садыкова и Глиэра, балеты — «Коппелия» Делиба, «Дон Кихот» Минкуса, «Красный мак» Глиэра, «Балерина» Мушеля. В 1959 году театру был дан статус академического. С 1966 года театр носит название Государственного академического большого театра имени Алишера Навои.
В 50-70 годах репертуар театра значительно расширился. Этот период характеризуется не только постановками произведениями русских и западноевропейских классиков, таких как: «Трубадур», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди, «Пан Воевода» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Фауст» Ш. Гуно, «Дуэнья» С. Прокофьева, «Арсенал» Г. Майбороды, балеты — «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон Жуан» Л. Фейгина, «Кашмирская легенда» Г. Мушеля, «Семург» Б. Бровцина, «Маскарад» Лапутина, но и постановками: национальных опер — «Дилором» (1958), «Проделки Майсары» Юдакова (1959), «Песнь о Хорезме» Юсупова (1964), «Свет из мрака» (1966) и «Перед зарёй» (1972) Р. Хамраева, «Двенадцатая ночь» (1968) и «Русские люди» (1970) Зейдмана, «Ойджамол» И. Хамраева (1969), «Бессмертие» Мусаева (1974); балеты — «Мечта» Акбарова (1959), «Человек, который смеется» Зейдмана (1962), «Сорок девушек» Фейгина (1967), «Сухайль и Мехри» Левиева (1968), «Амулет любви» (1969), «Тимур Малик» (1970) и «Любовь и меч» (1974) Ашрафи[2].
С 1990 года на сцене театра поставлены оперы — «Буюк Темур» А. Икрамова, «Умар Хайям» М. Бафоева, «Путь к трону» Н. Закирова, «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, балеты — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, комический балет «Юность Насреддина» С. Юдакова, национальный балет «Хумо» в хореографии Г. Алексидзе, на музыку — А. Эргашева, балета Ф. Янов-Яновского на либретто И. Юсупова «Урашима Таро». В последние годы репертуар пополняется все новыми и новыми постановками.
А в эти дни основной состав театра отправился в большую и очень интересную поездку в Южную Корею. Об этих гастролях также идет речь в нашей новой программе.
Итак, 28 марта смотрите нас в 18 часов на канале «Маданият ва маърифат» Национальной телерадиокомпании Узбекистана.
А кто не успеет, смотрите нас во вторник, 29 марта, в 10 часов утра.
БОРИС БАБАЕВ,kultura.uz
фото режиссера Анвара Касымова