Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.02.2018 / 11:33:13
Фёдор Шаляпин: "Я Божьей милостью певец…"В Ташкенте в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии православной церкви большим концертом отметили 145–летие со дня рождения великого певца Фёдора Ивановича Шаляпина (1873-1938). Проект был осуществлён по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, под эгидой отдела по культуре «Сретенье», ведущим режиссером ГАБТ имени А. Навои, заслуженным деятелем искусства А.Е. Слонимом, при содействии Представительства Россотрудничества в Узбекистане. В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова; лауреаты международных конкурсов Джабраил Идрисов, Рахим Мирзакамалов, Султанбек Абдурахимов, Рада Смирных; музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним. Тринадцатого февраля мировая музыкальная общественность отмечает юбилей великого русского оперного певца Федора Ивановича Шаляпина от Москвы до Парижа, ташкентцы оказались в числе первых, отдавших дань памяти великому артисту. В зрительном зале свободных мест не было, люди стояли даже в проходе. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Викентий во вступительном слове поздравил всех с юбилейной датой «золотого баса» России и поблагодарил инициатора проекта — Виктора Шулику; а также автора проекта, режиссёра и ведущего Андрея Слонима и всю его сплочённую талантливую команду артистов ГАБТа за распространение русской культуры и её гуманистических ценностей в Узбекистане. Руководитель РЦНК в Ташкенте Виктор Шулика сравнил выдающегося русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным: они были первыми и остаются на века гордостью Отечества! «Сегодня молодые таланты, — подчеркнул руководитель РЦНК в Ташкенте, — стараются равняться на Фёдора Шаляпина». «Ты в русском искусстве музыки — первый. Как в искусстве слова — Толстой», — писал Шаляпину Максим Горький. По его мнению, певец в русском искусстве стал «эпохой, как Пушкин». «Ни на что на земле не похожий! Он несется, как вестник божий, настигая нас вновь и вновь», — писала Анна Ахматова о неповторимом голосе Шаляпина. «Царь-бас. Богатырь. Чудо-артист с истинно сказочным дарованием», — так называли Фёдора Шаляпина современники. Программа концерта была похожа на большое путешествие длиною в жизнь Ф.И. Шаляпина. Её открывал и завершал живой голос Маэстро: вначале прозвучала в записи старинная русская народная песня «Ноченька» и в конце программы — вдохновенный «Пророк» Н. Римского-Корсакова на стихи А. Пушкина. Ведущий Андрей Слоним сказал, что в нарушение всех «традиций», в этом шаляпинском вечере не будет дат и фактов, а будет попытка осознать суть новации творчества Шаляпина. Во второй половине позапрошлого века в музыкальной культуре России назревал стремительный прорыв к освоению принципиально новых форм искусства. Драматурги и композиторы вступали в эру новой драматургической Правды, когда всё внимание было обращено на психологические мотивы жизни героев. И рожденный именно в этот период, Шаляпин осознал, что опера — это прежде всего Театр, с его особой, обобщенной правдой. По сути, гений Шаляпина был усовершенствован интенсивным трудом Певца, его постижением тайн творчества, его теснейшими контактами с выдающимися художниками, писателями, композиторами, театральными деятелями. И здесь мы имеем пример создания Шаляпиным в своём лице основ искусства певца-актера, равносильных по значению учению К.С. Станиславского. Ведь и сама «система» Станиславского во многом была сформирована им в ориентирах именно на феномен шаляпинского творчества. В этой шаляпинской «системе» голос становится лишь одним из значительных выразительных средств, тесно сплетаясь с актерским началом, пластикой в неделимое целое. И все, кто шел «по живому следу» Шаляпина в оперном творчестве, — стремились и стремятся представить оперное действие как неделимый синтез множества исполнительских начал. Шаляпин сумел сделать оперу Театром особой силы и выразительности. Шаляпин известен не только как оперный певец, но и как проникновенный исполнитель русских народных песен и романсов, оперный режиссер, актер кино. Известны его скульптурные, живописные и графические работы. Обладал Шаляпин и литературным даром. Его перу принадлежат «Страницы из моей жизни», написанные при дружеском участии Максима Горького. Они повествуют о детстве и поре возмужания певца. А другая книга — «Маска и душа», написанная уже вдали от Родины, но всем существом неотрывно связанная с ней, не просто автобиография — это книга-исповедь и одновременно книга-завещание. В ней Шаляпин размышляет об оперном искусстве и исполнительском мастерстве актера-певца. Он стал первым народным артистом РСФСР и человеком, который изменил оперу. «В Москве — три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас», — писал о Шаляпине знаменитый театральный критик, журналист и драматург Юрий Беляев. Естественно, что программа вечера не ставила целью невозможное «состязание» могучего и единичного мастерства великого Певца с уровнем современного исполнительства. Однако в ней ярко и самобытно раскрылось умение наших певцов разных поколений раскрыть материал шаляпинских образов так, как сегодня они его воспринимают. В концертных номерах сквозила подлинная театральность в раскрытии различных характеров и обстоятельств разными певцами, а также захватывающая свежесть, эмоциональность и искренность исполнения. Был налицо редкий контакт с переполненным залом. Как это всегда бывало, в ходе концерта происходило убеждающее единение культур: сложнейшие произведения русского, оперного и романсового искусства ярко раскрывали узбекистанские певцы самых разных национальностей. И в этом, наверное, был один из главных смыслов внятного и весомого приношения памяти великого Певца и артиста. Концерт включал в себя любимые арии из опер русских и зарубежных авторов; романсы, дуэты и русские народные песни. Солисты ГАБТ в едином душевном порыве и в неразрывном трепетном и утонченном ансамбле с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним смогли передать не только ушедшую эпоху, душу песен, но и свои эмоции, порождённые ими и артистично переданные зрителям, каждый номер встречавшим и провожавшим аплодисментами. Артисты ГАБТ остались верны традиции, заложенной в театральном оперном искусстве Ф.И. Шаляпиным. Кроме великолепного голоса, безупречного вокального мастерства, Федор Иванович Шаляпин, как никто из оперных артистов, обладал умением перевоплощаться в образ того лица, которого он изображал на сцене. И в опере необходимо создавать образы живых людей, а не выглядеть безликим манекеном, как, увы, нередко бывало и еще бывает на оперной сцене, — заметил ведущий А.Е. Слоним. Этот талант перевоплощения продемонстрировали ученики заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой, молодые солисты ГАБТ им. А. Навои. Джабраил Идрисов каждое произведение подал публике как моноспектакль. Знаменитый романс «О, если б мог выразить в звуке» А. Малашкина; «Мельник» А. Даргомыжского; «Песня о Блохе» М. Мусоргского; речитатив и песня Владимира Галицкого из оперы «Князь Игорь» А. Бородина в исполнении молодого солиста вмещали бурю противоречивых чувств, характерных для каждого персонажа. Молодой артист с удивительной тонкостью и размахом передал истинно русское начало воплощаемых образов. Он был своеобразен в исполнении «от своего имени», без ненужных попыток копирования кумира. Отрадно отметить, что и все его коллеги в исполнении номеров отличались, каждый по-своему, именно этими свойствами. Рахим Мирзакамалов внёс душевную философско-лирическую ноту в мужественную и драматичную арию Шакловитого из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Горестные размышления героя о непростой судьбе России предстали истинно современными, выпуклыми, живыми. Экспрессивную каватину Алеко из одноимённой оперы С. Рахманинова и его романс «Вчера мы встретились…» Мирзакамалов наполнил контрастами и драматизмом. Полный трагического пафоса романс «Христос воскрес!..» С. Рахманинова на стихи Дм. Мережковского в его исполнении был исполнен пронзительного драматизма и накала страстей. В финале программы оба солиста дуэтом, широко и задорно, исполнили любимую русскую народную песню «Вдоль по Питерской», вызвавшую в зале заслуженные долгие овации. Приятным сюрпризом для зрителей стало выступление молодого солиста ГАБТ им. А. Навои, лауреата международного конкурса Султанбека Абдурахимова. В декабре прошлого года в Москве на международном конкурсе «Романсиада»-2017 он покорил слушателей, заслуженно получив первую премию и в заключительном акте выступил на сцене Кремлевского дворца. Молодой певец ярко представил разнохарактерные по настроению и интонации, на разных языках оригинала произведения из репертуара «золотого баса» России: это знаменитая «шаляпинская» «Элегия» М. Массне; весьма редко звучащий романс «Смерть Дон Кихота» Ж. Ибера (специально написанный французским композитором для Ф.И.Шаляпина и сейчас практически не исполняемый!); ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта. Тонкость исполнения молодого солиста ГАБТа в каждом случае убеждала и вызывала горячий отклик зала. Свою неповторимую изюминку внесла в программу женская половина труппы театра. Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, как всегда, с максимальной полнотой экспрессии, представила сцену «Гадание Марфы» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского, полную трагического пророчества и сострадания к князю. В её интерпретации «Бубенцы» А. Бакалейникова были исполнены такого заразительного оптимизма и задора, что публика невольно аплодировала солистке во время припева. Романс «Проходит всё…» С. Рахманинова звучал так задушевно и убедительно, что многие зрители прослезились. Рада Смирных оживила в памяти романсы Н. Римского-Корсакова и А. Даргомыжского, переложивших на музыку прекрасные пушкинские стихи: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» и «Ночной зефир», которые мы помним со школьного детства, и только взрослея, научились воспринимать их по-новому, во многом благодаря их трактовке такими исполнителями как Рада Смирных и концертмейстер Людмила Слоним. Андрей Слоним в прологе вечера прочитал знаменитое стихотворение Бориса Пастернака «Гул затих… Я вышел на подмостки…», завершающееся многозначительным финалом: «Жизнь прожить — не поле перейти». Оно с первого мгновения соединило весомую тяжесть судьбы Художника с образом самого Шаляпина, с перипетиями его непростой судьбы. Вся композиция вечера, включившего в себя столь сложные, разнообразные и разнохарактерные произведения, благодаря ведущему программы предстала цельной и весьма убедительной. Так, на протяжении более полутора часов в духовном единении вместе с ведущим Андреем Слонимом, концертмейстером Людмилой Слоним, артистами ГАБТа имени А. Навои и самим Фёдором Шаляпиным, незримо присутствовавшим на концерте, с многоликой публикой, ставшей полноправной участницей этого вечера, — был пройден путь длиною в жизнь одного гения с вятской земли, сказавшего о себе: «Я Божьей милостью певец…». Гуарик Багдасарова Фото: Михаил Левкович
|
|