Одним из перспективных направлений развития музыкального исполнительского искусства в Узбекистане является камерное ансамблевое музицирование. Появление новых камерных ансамблевых коллективов – камерных оркестров, квартетов, трио свидетельствует об огромном интересе молодежи к ансамблевому исполнительству. Одним из таких коллективов является струнный квартет “Анор”, инициатором создания и художественным руководителем которого является старший преподаватель кафедры оркестровых инструментов Государственной консерватории Узбекистана, лауреат международных и республиканских конкуров Ойбек Имамов. Талантливый виолончелист, сформировавшийся в семье известного в Узбекистане и за рубежом музыканта-виолончелиста, профессора кафедры оркестровых инструментов Государственной консерватории Узбекистана Улугбека Имамова, Ойбек совершенствовал свое исполнительское мастерство в Московской государственной консерватории имени П. Чайковского в аспирантуре в классе народной артистки СССР, профессора Наталии Шаховской. Ойбек имеет большой практический опыт участия в камерных ансамблях, в частности, в струнном квартете “Феруз”, ставшим лауреатом международных конкурсов. Работая на кафедре оркестровых инструментов, Ойбек Улугбекович организовал студенческий струнный квартет “Анор”, в который вошли лауреаты международных конкурсов Муслима Махкамова – первая скрипка, Дурдона Усманова – вторая скрипка, Абдулло Тожитдинов – альт, Юнус Раджаби – виолончель.
Яркое исполнительское мастерство молодые музыканты проявили в концерте струнного квартета “Анор”, с большим успехом прошедшем в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана. Программу концерта составили классические образцы мировой квартетной литературы. Открыл концерт струнный квартет соч. 27 №2 (первая часть) великого итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини, автора более сотни струнных квартетов, квинтетов и других камерных ансамблей. Непревзойденный виолончелист-виртуоз Луиджи Боккерини – легенда исполнительского искусства эпохи классицизма, создал произведения непреходящей художественной ценности, подтверждением чему служит и квартет соч. 27 №2, в исполнении которого молодые ансамблисты проявили подлинное мастерство, художественное вдохновение, понимание стиля классической музыки. Столь же впечатляюще прозвучал и струнный квартет соч. 77 №1 венского классика Йозефа Гайдна. В творчестве Гайдна жанр квартета занимает особое место как лаборатория творческих экспериментов и как сфера камерного музицирования. Данный квартет Гайдн посвятил князю Францу Йозефу Лобковицу, любителю камерного ансамблевого музицирования. Образный мир квартета отражает характерные черты музыкальной этики и философии Гайдна: оптимизм, жизнелюбие, гармонию человека и природы. На протяжении четырех частей квартета исполнители демонстрировали мастерство владения утонченными штрихами, приемами игры, отточенной техникой и слаженностью ансамбля.
Кульминацией концерта стало исполнение квартета “Смерть и девушка” австрийского композитора-романтика Франца Шуберта. Данный квартет выделяется среди других 22 квартетов Шуберта своим драматизмом, симфонизацией жанра, что великолепно удалось раскрыть ансамблистам. С первых же звуков первой части квартета слушатели были вовлечены в драматическую художественную фабулу и на протяжении всех четырех частей цикла находились во власти шубертовской музыки. Во второй, медленной части квартета Шуберт использовал мелодию своей песни “Смерть и девушка” в качестве вариаций. Исполнение этой части было проникнуто особой выразительностью, волнующей экспрессией тона, гибкостью фразировки. Глубокое проникновение в идейный замысел произведения Шуберта позволил ансамблистам, объединенным общим творческим устремлением, добиться высокого художественного результата и взволновать слушателей, которые своими горячими аплодисментами, бурными овациями долго не отпускали артистов.
Обобщая впечатления от струнного квартета “Анор”, необходимо отметить его мастерство исполнения мировой музыкальной классики, строгую дисциплину каждого из участников, умеющею подчинить свою индивидуальность общему концепционному замыслу, благодаря чему, ансамблистам удалось добиться единства исполнительских намерений. Хочется пожелать струнному квартету “Анор” больших творческих успехов и реализации интересных концертных программ, пропагандирующих квартетную литературу и новые подходы к интерпретации струнных квартетов разных эпох и стилей.
Ирина Галущенко