Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.06.2019 / 02:52:14
Уникальная национальная самобытность узбекского хорового искусства.Значимым событием музыкальной жизни столицы стал концерт хоровой музыки « Миллий оханглар» в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, в котором приняли участие хоровые коллективы республики. Инновационная идея проведения этого грациозного концерта в русле реализации пяти инициатив Президента страны по направлению совершенствования государственной молодежной политики, образования, культуры, искусства принадлежит кафедре хорового дирижирования консерватории. Организаторы концерта - заведующая кафедры хорового дирижирования, доцент ГКУз Севара Кадырова, профессор Любат Джумаева, доцент Юлдуз Хуснитдинова, преподаватель Уктамжон Шокаримов разработали сценарий, приближенный к театрализованному действу, сплотили хоровые коллективы в единый хоровой монолитный монумент певческого искусства. Неоценимой была помощь хореографа Малики Назаровой. Студенческий хор консерватории, художественные руководители профессор Любат Джумаева и доцент Севара Кадырова, хор музыкального театра-студии при ГКУз, художественный руководитель и дирижер Юлдуз Хуснитдинова, Молодежный хор при Молодежном симфоническом оркестре Узбекистана, художественный руководитель заслуженный артист РУз Камолитдин Уринбаев, руководитель молодежного хора доцент Юлдуз Хуснитдинова, хоровой коллектив государственной филармонии, художественный руководитель народный артист РУз, профессор Шермат Ёрматов, хормейстер Уктамжон Шокаримов, подготовили стилистически цельную программу, содержащую замечательные образцы национального наследия в обработке для хора и сочинения узбекских композиторов. «Продумывая художественное содержание концерта, - сказала заведующая кафедры хорового дирижирования, доцент Севара Кадырова – мы стремились органично соединить традиции национального пения, узбекского макомного искусства с современными приемами хоровой выразительности, что имеет важное значение для обновления музыкального искусства, формирования нового исполнительского стиля, созвучного нашей эпохе». Широкомасштабную картину концерта образовало также присутствие в концертном зале студентов, учащихся, педагогов из образовательных учреждений искусства и культуры Ферганы, Карши, Гулистана, Бекабада, Ангрена, Алмалыка, Чирчика. Это придало концерту республиканский размах. В емком вступительном слове к концерту генеральный директор Центра узбекского национального искусства макома, кандидат искусствоведения, профессор ГКУз Саибжон Бегматов раскрыл необходимость возрождения исторически сложившихся исполнительских и творческих школ, наследия великих хафизов и формирования на их основе у молодого поколения национального самосознания, приобщения к духовным национальным ценностям традиционного искусства, макомата. Открывшая программу концерта поэма-кантата Мустафо Бафоева для хора и солистов «Фрески памяти Ибн Сино» на слова Ибн Сино в переводе с фарси на узбекский язык Джамола Камола ввела в слушателей в мир высокой духовности хорового искусства. Исполнители студенческий хор ГКУз, художественные руководители профессор Любат Джумаева и доцент Севара Кадырова, дирижер Уктамжон Шокаримов, солист лауреат международных конкурсов Голиб Ходжаев, инструменталисты Достон Таникулов, Жавохир Гуломов, чтоц Самандар Бурикулов покорили глубоким проникновением в лирико-фолософское содержание произведения мастера узбекского хорового творчества, что было высоко оценено публикой. Возвышенно и величественно прозвучали части кантаты Ойдин Абдуллаевой для хора а cappella, меццо-сопрано, солирующих узбекских народных инструментов, чтеца «Увайсиман» на тексты газелей Увайси композитора в исполнении Молодежного хора при Молодежном симфоническом оркестре Узбекистана, художественный руководитель заслуженный артист РУз Камолитдин Уринбаев, художественный руководитель хора, дирижер, доцент Юлдуз Хуснитдинова, чтец Сарвиноз Шорахметова. В музыке композитора Ойдин Абдуллаевой оригинально соединились классические традиции узбекской музыки с современными приемами хорового письма в сочетании с выразительными возможностями звучания узбекских народных музыкальных инструментов, проникновенной партей чтеца – все это было эмоционально воспринято слушателями. Поэзия Увайси, воплощенная в соединении хорового пения и народного инструментализма наполнилась новым смыслом и содержанием. Светло и радостно звучали в концерте юношеские голоса хорового коллектива «Усмир - ёшлар», художественный руководитель народный артист РУз , профессор Шермат Ёрматов, хормейстер и дирижер Уктамжон Шокаримов. Исполнение поппури узбекских национальных песен и Бухарские песни в обработке Батыра Умеджанова, «Уйларим» Шермата Ерматова горячо восприняты слушателями. Свежо и колоритно были исполнены классические узбекские мелодии «Карсак уйини», «Узбекистон тароналари», макомная мелодия «Сокийнома сафти калон», драматично и возвышенно прозвучали «Фарёд», «Муножот» в обработке для хора и солистов профессора Наиры Шарафиевой, автора замечательных хоровых обработок. Обучая студентов искусству хоровой аранжировки, Наира Шарафиева постоянно ищет новые пути развития этого вида творческой музыкальной деятельности. Мощным заключительным акцентом концерта стало произведение «Узбекистон» Мухритдина Халикова на слова Мухаммад Юсуффа в исполнении всех хоровых коллективов, принявших участие в этом вечере. Обобщая впечатления об этом удивительном, красивом и вдохновенном концерте, в котором были удачно найдены зрительно-пластические, звуко-ритмические выразительные возможности хорового исполнительства, что приблизило данный концерт к музыкально-сценическому действу, по своему замыслу и концепции сохраняя и развивая много-вековые народные традиции, соединяя их с современной национальной и общечеловеческой культурой. Следует высоко оценить этот инновационный проект кафедры хорового дирижирования ГКУз, реализованный в духе нашего времени. Такого рода интеграционные концерты дают импульсы движения новому направлению в музыкальном исполнительстве. Сплочение хоровых сил от профессиональных до детских коллективов дало прекрасный результат, имеющий важное духовно-нравственное значение, формирующее национальное сознание молодого поколения. И.Галущенко
|
|