Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
21.10.2019 / 22:24:34

В ГАБТе им. А. Навои с большим успехом прошел концерт для любителей русского романса - "Как сладко мне быть..."


 В мир романса и дуэтов Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) ввели нас режиссёр и ведущий программы – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и солисты  ГАБТ им. А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова (сопрано),  Нурмахмат Мухамедов (тенор), лауреат международных конкурсов Зарина Шаметова (партия фортепиано).

В красивом и уютном фойе – на новой «малой сцене» театра собрались многие, кто желал в этот день насладиться русскими романсами. Андрей Слоним начал с рассказа о сути и истории создания романсов Михаила Ивановича Глинки, а также привёл множество интересных фактов, касающихся музыкального содержания избранных произведений. Избегая пересказа хронологии и дат жизни композитора, Андрей Евсеевич сумел в лаконичных преамбулах образно воссоздать творческое лицо Михаила Ивановича Глинки.

Этого выдающегося композитора по праву величают гордостью русской музыкальной классики, поскольку именно он заложил основы отечественной оперной и симфонической музыки. Однако есть ещё один музыкальный жанр, в котором маэстро оставил потомкам щедрое наследство: многие знают его как автора замечательных камерно-вокальных произведений. Романсовое творчество Глинки, по мнению А.Е.  Слонима,  бесценно. В нём он сумел обобщить то лучшее, что было ранее создано в данном жанре, и довести его до истинного совершенства. Вокальные миниатюры Глинки – это не только своеобразный творческий журнал, которому он доверял сокровенные тайны своей души. В них композитор невольно заставляет слушателей любоваться природными пейзажами, восторгаться портретными зарисовками, а также совершать увлекательные путешествия по удивительным странам. А далее происходит нечто ещё более удивительное. Именно начиная с творчества Глинки, романс перестает быть только «пропеваемым» произведением, превращаясь в особый вокально-психологический моноспектакль малой формы, в котором живет и трепещет, надеется и страдает, верит и разубеждается мятущаяся душа человеческая... И требуется особое, не только сугубо вокальное, а артистическое мастерство исполнителя, чтобы органично и убедительно «прожить» эти состояния духа, наполняя их каждый раз новым живым смыслом. И скажу со всей уверенностью, что исполнителям этого глинковского «венка» романсов необходимая органика, чуткая ансамблевость и утонченная осмысленность каждой спетой фразы и слова – удались в полной мере, и были высоко оценены чуткими слушателями.

Знаменательно, что камерный концерт совпал с Лицейской годовщиной  - 19 октября, 220-летием  А.С. Пушкина и 205-летием М.Ю. Лермонтова в этом году, поэтому он включал в себя романсы на стихи выдающихся русских поэтов «золотого века», современников композитора. Михаил Иванович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным во время обучения в Благородном пансионе. Поэт часто навещал там своего младшего брата Льва. Глинка на стихи Пушкина написал десять романсов: примечательно, что  композитор, в основном, выбирал для своих композиций раннюю лицейскую лирику поэта.

Стоит  заметить, что стихи Пушкина, необыкновенно музыкальные в своей конструкции и драматургии – перекладываются на музыку разных композиторов весьма непросто, настолько целостен и ясен в них их собственный музыкальный мир. Лишь избранные композиторы – и Глинка первый среди них! – органично воссоздавали на стихи Поэта яркие и своеобразные произведения: они раскрыли слушателям их новую жизнь в союзе пушкинского Слова с Музыкой.

Программу открыл великолепный слаженный дуэт  Гульшан Азизовой и Нурмахмата Мухамедова, исполнивший романс М. Глинки  «Не искушай меня без нужды...» на  стихи молодого тогда малоизвестного поэта Евгения Баратынского, которого, кстати, высоко ценил А.С. Пушкин. И сразу ощутилась атмосфера свободного и искреннего музицирования – совсем, как тогда в уже давние, глинковские времена, когда в уютных гостиных при свечах в долгие осенние вечера люди пели о своих грёзах, о любви, о неуловимости счастья, об утраченной мечте... А собравшиеся гости, слушая их, наслаждались их пением и улетали своими мечтаниями в неоглядные дали...

Многие вокальные миниатюры Глинки приобрели широкую известность, но особой популярностью среди них пользовался именно этот романс, сочинённый Глинкой в 1825 году. Его  относят к раннему периоду творческого пути композитора. Эта элегия с плавной и выразительной мелодической линией, повествует о чувствах и сомнениях разочарованного в любви человека, однако питающего тайную надежду на её воскрешение. И как во многих романсах Глинки – трепетный вопрос влюблённого героя зачастую остается без ответа, адресат  излучаемого чувства, к сожалению, зачастую не может ни оценить порыв любви, ни ответить на него. Такова драматическая суть многих романтических созданий Михаила Ивановича Глинки – поэта беззаветной любви без ответа и порыва души, не встречающего понимания...

Исполнители смогли передать трепетное волнение сдержанной музыки и психологический подтекст поэтического текста. Романс «Не искушай меня без нужды…» был по достоинству оценён нашими слушателями как одно из самых совершенных произведений  вокальной лирики Глинки и вызвал овацию в зале.

Стоит отметить, что в тот же период романтическая натура композитора с её стремлениям предаваться мечтательным грёзам находила упоение в элегических стихах Жуковского. Образ Певца, не принятого и отверженного людским непониманием, пронизывал многие поэтические творения того времени. Так, поэтический текст Василия Андреевича, доводивший Михаила Ивановича до слёз, в 1826 году лёг в основу вокальной  композиции «Бедный певец», прозвучавшем в концерте во вдохновенном исполнении Гульшан Азизовой. В 1839 г. Михаил Иванович сочинил «В крови горит огонь желанья», а в 1840 году - «Я помню чудное мгновенье» и «Признание». Спустя девять лет, к юбилею Пушкина, из-под пера композитора вышло ещё три замечательных романса: «Заздравный кубок», «Адель» и «Мери». Впоследствии этот период, характеризующийся расцветом камерно-вокального творчества Глинки, музыковеды стали называть «пушкинской порой».

Андрей Слоним вспомнил и  о чрезвычайно интересной истории создания романса М. Глинки  «Я помню чудное мгновенье», почти мистической. Как известно, изначально Александр Сергеевич посвятил своё творение известной петербургской красавице Анне Петровне Керн. А спустя время Михаил Иванович был очарован её дочерью Екатериной. Композитор, воодушевлённый знакомством и общением с девушкой, с которой почувствовал духовное родство, на это стихотворение сочинил пленяющий романс, отразивший нежные чувства как поэта, так и композитора. Н. Мухамедов вложил в  исполнение романсов «Я помню чудное мгновенье»,  «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья!..» на стихи А. Пушкина, «Свадебная» на стихи Е. Ростопчиной весь пыл и  «опыт эмоций»  своей души, поэтому они прозвучали в концерте по-новому свежо, грустно и светло.

Романтическая песня «Я здесь, Инезилья» - серенада, в основу которой легло стихотворение Александра Пушкина. В ней колоритно воссоздана сценка из жизни солнечной Испании: страстное признание пылкого влюблённого своей избраннице. Здесь образ Испании – не достоверный, а романтизированный и чуть ироничный, как бы «окутанный плащом» некой маскарадности, «игры» в Испанию – и от Пушкина, и от Глинки.  Нурмахмат  Мухамедов  сумел передать голосом  национальный испанский колорит экспрессивной мелодии, а также выразительно и динамично воплотил созданный в поэтическом тексте образ благородного и смелого рыцаря, который не намерен отступать от своих помыслов, .. и в то же время чуть подчеркнул «театральную условность» этой пылкой серенады.

Камерная музыка М. Глинки отличается не только  богатой палитрой душевной выразительности: в ней присутствуют изобразительные элементы. В этом случае музыка ярко иллюстрирует вокальные образы. «Жаворонок» сочинён Глинкой на слова Нестора Кукольника и входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Задушевная, окрашенная светлой лирикой композиция не только живописно воссоздаёт картину русской природы, но и выражает нежные переживания лирического героя. Романс с прекрасной напевной мелодией, к тому же наполненный удивительными трелями маленькой весенней птахи, очаровывает не только своим вокальным совершенством, но и простотой. Так, в «Жаворонке» на стихи Н. Кукольника, исполненном дуэтом Гульшан Азизовой и Нурмахматом  Мухамедовым, в музыкальной коде  долго звучали трели жаворонка, тонко переданные  концертмейстером-дебютанткой  Зариной Шаметовой. И как всегда у М.И. Глинки, приоткрылось  «второе дно» этого удивительного романса:  устремлённость к образу жаворонка не только как к реально поющей птичке, но и как к символу ускользающей мечты о любви и счастье. Жаворонок почти неуловимо манит причудливой «песней с небес», не приближаясь и не давая возможности полностью войти в её чарующий мир...

С 1830 по 1834 год М. Глинка провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии он не только знакомился с культурой этих стран, но также совершенствовал свои познания в композиторском искусстве. Это время в творчестве Михаила Ивановича отмечается как начало зрелого периода. Именно тогда композитором были написаны прекрасные камерно-инструментальные сочинения, а также замечательные вокальные миниатюры, среди которых критики  отмечают «Венецианскую ночь» на слова И. Козлова. В музыке «Венецианской ночи», прозвучавшей в концерте,  М. Глинка передал всю романтическую красоту каналов и отражённых в них  барочных дворцов эпохи Ренессанса, а исполнительница Г. Азизова передала восхищение авторов романса этой неземной красотой своим  выразительным сопрано.

С конца сороковых годов характер в камерно-вокальных произведениях Глинки заметно изменяется. На смену светлым образам приходят скорбные настроения. Романсы «Песнь Маргариты» (И.В. Гете), «Молитва», «Слышу ли голос твой» (М.Ю. Лермонтов), и «Ты скоро меня позабудешь» (Ю. Жадовская) с уверенностью можно расценивать как драматические монологи. С полной уверенностью можно считать полную драматизма «Песнь Маргариты» самобытной и трагичной «арией из ненаписанной оперы», которую Гульшан Азизова исполнила и раскрыла со всей полнотой экспрессии.

Последний свой романс на поэтический текст писателя Николая Павлова «Не говори, что сердцу больно» композитор сочинил в 1856 году, незадолго до своей кончины. Как ни удивительно, его тема и текст теснейшим образом перекликаются с горькой иронией лермонтовских стихотворений и драмы о «маскараде жизни». Гульшан Азизова проникновенно передала эти драматические мотивы в позднем творчестве М.И. Глинки, найдя тонкие краски и штрихи и с большим вкусом соразмерив настроения каждого фрагмента этого непростого произведения. 

Стоит с удовольствием вспомнить о том, что Гульшан Азизову любители  классической оперы помнят по чистому одухотворённому образу  пушкинской Татьяны, которую она создала одна из первых на сцене ГАБТ им. А. Навои в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». И почти наверняка у многих возник в сознании этот «мост-арка» между смятениями духа, надеждами и разочарованиями юной Татьяны – и родственными ей по духу глинковскими героинями романсов. В этом концерте ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои продемонстрировала разнообразный и весьма непростой репертуар одного композитора, широкий диапазон своего голоса с особенным красивым тембром, артистически органичное и «умное» проживание каждого романса как музыкального моноспектакля с его развитием и убедительной кульминацией. Зрители тепло приняли  в её исполнении и довольно редко исполняемые романсы с особым трудом скрываемым драматизмом: «Бедный певец» (стихи В. Жуковского), «Не говори, что сердцу больно...» (стихи Н. Павлова), «К Ней...» (стихи А.Мицкевича), «О дева чудная моя!..» на стихи  Н. Кукольника, Песнь Маргариты (из трагедии И.-В. Гёте «Фауст» (стихи в переводе Э.Губера), «Ты скоро меня позабудешь...» (стихи Ю. Жадовской) и другие.

Андрей Слоним, как и во множестве своих предыдущих проектов, - сконструировал органичную композицию вечера, сочетая романсы Глинки контрастных настроений, противоположных темпоритмов, диаметральных состояний духа. И лаконичными преамбулами «по существу» каждого исполняемого произведения создавал соответствующее настроение, органично вводил и в эпоху, и в особый смысл каждого романса или дуэта. В программу этого концерта органично влились в его исполнении  стихи А.С. Пушкина «Признание», «На холмах Грузии…», М.Ю. Лермонтова «Мне грустно…», А.К.Толстого «На нивы жёлтые…». Андрей Слоним своей выразительной декламацией смог передать единство содержания и  музыкальной формы этих произведений,  их органическую связь с породившей их эпохой, личностью творца, с общим направлением развития русской поэзии и музыки XIX века и историческую преемственность  развития русской лирики и музыки от истоков до наших дней.

Порадовало дебютное выступление очень юной, но несомненно – одарённой пианистки Зарины Шаметовой. В её стремлении быть с солистами в ансамбле музыкальном и исполнительском, в её проникновенных основах исполнения музыки, в её исполнительской технике мы отметили очень важную творческую сущность выхода концертмейстера на сцену – она искренне стремилась поведать нам о разнообразии прекрасных чувств глинковского романса в единении с прекрасными солистами.

Вокальное искусство, - подвёл  итог концертной программе Андрей Слоним, -  притягивало Михаила Глинку на протяжении всего его творческого пути. Разнообразие видов камерно-вокального жанра, включающих в себя серенады, элегии, баллады, песни, фантазии и, конечно же, романсы, давали композитору возможность раскрывать тайны человеческой души, ярко рисовать бытовые сценки и портреты людей, а также красочно изображать природные пейзажи. Это своего рода лирический дневник, отражающий жизненные впечатления композитора, который приобретает особую духовную ценность в наши тревожные дни многих международных и межнациональных конфликтов и разногласий даже между близкими людьми из-за непонимания и невозможности услышать друг друга.

Как не отметить в этой связи значение драматургии звучащего дуэта тенора и сопрано – двух душ, стремящихся к единению, но волею судьбы и обстоятельств не обретающих его. Дуэтное пение, вообще, очень органичное для «золотого века», с особой свежестью и чувством раскрыло в воплощении Азизовой и Мухамедова глубинную суть некоторых особых глинковских романсов. Стоит сказать и о том, что обаятельное название вечера «Как сладко с тобою мне быть...» не только обобщало главное состояние героев этих произведений. По замыслу автора композиции, далеко не случайно программу вечера завершил дуэт под  одноимённым названием. Гульшан Азизова и Нурмахмат Мухаммедов фактически адресовали романс «Как сладко с тобою мне быть...» (стихи Н. Рындина) благодарным зрителям, одарившим артистов  долгими овациями и букетами цветов.

         Камерно-вокальное творчество Михаила Ивановича Глинки – это бесценный вклад в русскую музыкальную культуру. Очаровывающая красота мелодий, сдержанность в выражении настроений и чувств, безупречность стиля, но самое главное  - абсолютное слияние поэтического текста и музыки – всё это делает романсы и песни композитора перлами творения, которые завоевали непомерную любовь слушателей и исполнителей.

А самое главное, что более всего воспринималось  в этот вечер, – это удивительная свежесть и новизна каждой глинковской мелодии и фразы, неповторимого состояния души. И верилось, что смысл этих произведений вечен и велик, пока будут живы человеческие души. И два века, отделяющие нас от года рождения великого Глинки – расстояние весьма условное. Искренность и глубина творений композитора не только предельно современны, но как все подлинно великие творения -  намного опережают наш век и нас, сегодняшних, в своём совершенстве.

         В заключение вечера Андрей Слоним заверил слушателей, что подобные концерты, объединяющие людей высоким камерным искусством поэзии и музыки, цель которых – просвещать и радовать жителей и гостей узбекской столицы «живой» классикой, найдут в скором времени свое продожение . Благодарные слушатели с большим энтузиазмом восприняли эту  перспективу новых встреч и самых добрых впечатлений.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

17.10.2019 / 21:26:02

Накануне национального праздника Чешской Республики и 30-ой годовщины "Бархатной революции" в зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана состоялся концерт чешской музыки и поэзии

Во вступительном слове Посол Чешской Республики в Узбекистане Ярослав Сиро назвал концерт в зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана ещё одним важным событием в культурных связях Чехии и Узбекистана. Далее...

16.10.2019 / 23:34:26

В Большом театре Узбекистана им. А. Навои состоялся торжественный вечер, посвященный 60-летию создания ансамбля "Маком" имени академика Юнуса Раджаби

Маком – это бесценное духовное наследие народа. Оно прошло долгий путь развития. Его мелодии передают самые глубокие переживания человека. По мнению специалистов, это уникальное искусство, которое развивалось на протяжении столетий благодаря большому труду поэтов и философов, композиторов, певцов и музыкантов. ЮНЕСКО признало шашмаком нематериальным культурным наследием человечества. Далее...

16.10.2019 / 20:21:57

Авторский концерт в Большом зале консерватории, посвященный 85-летию известного композитора Феликса Янов-Яновского, прошел как большой музыкальный праздник

На концерте совершенно справедливо было сказано, что профессор Ф.М. Янов-Яновский – композитор с мировым именем. Сочинения Феликса Марковича с большим успехом исполнялись в концертных залах Англии, Германии, Франции, США, Японии , Израиля, Голландии , Сербии , странах СНГ Далее...

15.10.2019 / 10:28:13

Концерт Ольги Бузовой в Ташкенте

Ольга Бузова - известная телеведущая, актриса, дизайнер, певица. На данный момент она является самой популярной дивой на ТВ и в интернете. Ольга - абсолютный лидер в России в Instagram по количеству подписчиков. Ольга Бузова стала кумиром миллионов задолго до того, как начала свою музыкальную карьеру. Далее...

14.10.2019 / 14:47:44

КОНЦЕРТ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА им. Б.ЗАКИРОВА "Осенний джаз"

16 октября 2019 г. в 19:00 в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоится концерт эстрадного оркестра им. Б. Закирова "Осенний джаз". Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте