Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.10.2019 / 22:24:34
В ГАБТе им. А. Навои с большим успехом прошел концерт для любителей русского романса - "Как сладко мне быть..."В мир романса и дуэтов Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) ввели нас режиссёр и ведущий программы – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и солисты ГАБТ им. А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова (сопрано), Нурмахмат Мухамедов (тенор), лауреат международных конкурсов Зарина Шаметова (партия фортепиано). В красивом и уютном фойе – на новой «малой сцене» театра собрались многие, кто желал в этот день насладиться русскими романсами. Андрей Слоним начал с рассказа о сути и истории создания романсов Михаила Ивановича Глинки, а также привёл множество интересных фактов, касающихся музыкального содержания избранных произведений. Избегая пересказа хронологии и дат жизни композитора, Андрей Евсеевич сумел в лаконичных преамбулах образно воссоздать творческое лицо Михаила Ивановича Глинки. Этого выдающегося композитора по праву величают гордостью русской музыкальной классики, поскольку именно он заложил основы отечественной оперной и симфонической музыки. Однако есть ещё один музыкальный жанр, в котором маэстро оставил потомкам щедрое наследство: многие знают его как автора замечательных камерно-вокальных произведений. Романсовое творчество Глинки, по мнению А.Е. Слонима, бесценно. В нём он сумел обобщить то лучшее, что было ранее создано в данном жанре, и довести его до истинного совершенства. Вокальные миниатюры Глинки – это не только своеобразный творческий журнал, которому он доверял сокровенные тайны своей души. В них композитор невольно заставляет слушателей любоваться природными пейзажами, восторгаться портретными зарисовками, а также совершать увлекательные путешествия по удивительным странам. А далее происходит нечто ещё более удивительное. Именно начиная с творчества Глинки, романс перестает быть только «пропеваемым» произведением, превращаясь в особый вокально-психологический моноспектакль малой формы, в котором живет и трепещет, надеется и страдает, верит и разубеждается мятущаяся душа человеческая... И требуется особое, не только сугубо вокальное, а артистическое мастерство исполнителя, чтобы органично и убедительно «прожить» эти состояния духа, наполняя их каждый раз новым живым смыслом. И скажу со всей уверенностью, что исполнителям этого глинковского «венка» романсов необходимая органика, чуткая ансамблевость и утонченная осмысленность каждой спетой фразы и слова – удались в полной мере, и были высоко оценены чуткими слушателями. Знаменательно, что камерный концерт совпал с Лицейской годовщиной - 19 октября, 220-летием А.С. Пушкина и 205-летием М.Ю. Лермонтова в этом году, поэтому он включал в себя романсы на стихи выдающихся русских поэтов «золотого века», современников композитора. Михаил Иванович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным во время обучения в Благородном пансионе. Поэт часто навещал там своего младшего брата Льва. Глинка на стихи Пушкина написал десять романсов: примечательно, что композитор, в основном, выбирал для своих композиций раннюю лицейскую лирику поэта. Стоит заметить, что стихи Пушкина, необыкновенно музыкальные в своей конструкции и драматургии – перекладываются на музыку разных композиторов весьма непросто, настолько целостен и ясен в них их собственный музыкальный мир. Лишь избранные композиторы – и Глинка первый среди них! – органично воссоздавали на стихи Поэта яркие и своеобразные произведения: они раскрыли слушателям их новую жизнь в союзе пушкинского Слова с Музыкой. Программу открыл великолепный слаженный дуэт Гульшан Азизовой и Нурмахмата Мухамедова, исполнивший романс М. Глинки «Не искушай меня без нужды...» на стихи молодого тогда малоизвестного поэта Евгения Баратынского, которого, кстати, высоко ценил А.С. Пушкин. И сразу ощутилась атмосфера свободного и искреннего музицирования – совсем, как тогда в уже давние, глинковские времена, когда в уютных гостиных при свечах в долгие осенние вечера люди пели о своих грёзах, о любви, о неуловимости счастья, об утраченной мечте... А собравшиеся гости, слушая их, наслаждались их пением и улетали своими мечтаниями в неоглядные дали... Многие вокальные миниатюры Глинки приобрели широкую известность, но особой популярностью среди них пользовался именно этот романс, сочинённый Глинкой в 1825 году. Его относят к раннему периоду творческого пути композитора. Эта элегия с плавной и выразительной мелодической линией, повествует о чувствах и сомнениях разочарованного в любви человека, однако питающего тайную надежду на её воскрешение. И как во многих романсах Глинки – трепетный вопрос влюблённого героя зачастую остается без ответа, адресат излучаемого чувства, к сожалению, зачастую не может ни оценить порыв любви, ни ответить на него. Такова драматическая суть многих романтических созданий Михаила Ивановича Глинки – поэта беззаветной любви без ответа и порыва души, не встречающего понимания... Исполнители смогли передать трепетное волнение сдержанной музыки и психологический подтекст поэтического текста. Романс «Не искушай меня без нужды…» был по достоинству оценён нашими слушателями как одно из самых совершенных произведений вокальной лирики Глинки и вызвал овацию в зале. Стоит отметить, что в тот же период романтическая натура композитора с её стремлениям предаваться мечтательным грёзам находила упоение в элегических стихах Жуковского. Образ Певца, не принятого и отверженного людским непониманием, пронизывал многие поэтические творения того времени. Так, поэтический текст Василия Андреевича, доводивший Михаила Ивановича до слёз, в 1826 году лёг в основу вокальной композиции «Бедный певец», прозвучавшем в концерте во вдохновенном исполнении Гульшан Азизовой. В 1839 г. Михаил Иванович сочинил «В крови горит огонь желанья», а в 1840 году - «Я помню чудное мгновенье» и «Признание». Спустя девять лет, к юбилею Пушкина, из-под пера композитора вышло ещё три замечательных романса: «Заздравный кубок», «Адель» и «Мери». Впоследствии этот период, характеризующийся расцветом камерно-вокального творчества Глинки, музыковеды стали называть «пушкинской порой». Андрей Слоним вспомнил и о чрезвычайно интересной истории создания романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», почти мистической. Как известно, изначально Александр Сергеевич посвятил своё творение известной петербургской красавице Анне Петровне Керн. А спустя время Михаил Иванович был очарован её дочерью Екатериной. Композитор, воодушевлённый знакомством и общением с девушкой, с которой почувствовал духовное родство, на это стихотворение сочинил пленяющий романс, отразивший нежные чувства как поэта, так и композитора. Н. Мухамедов вложил в исполнение романсов «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья!..» на стихи А. Пушкина, «Свадебная» на стихи Е. Ростопчиной весь пыл и «опыт эмоций» своей души, поэтому они прозвучали в концерте по-новому свежо, грустно и светло. Романтическая песня «Я здесь, Инезилья» - серенада, в основу которой легло стихотворение Александра Пушкина. В ней колоритно воссоздана сценка из жизни солнечной Испании: страстное признание пылкого влюблённого своей избраннице. Здесь образ Испании – не достоверный, а романтизированный и чуть ироничный, как бы «окутанный плащом» некой маскарадности, «игры» в Испанию – и от Пушкина, и от Глинки. Нурмахмат Мухамедов сумел передать голосом национальный испанский колорит экспрессивной мелодии, а также выразительно и динамично воплотил созданный в поэтическом тексте образ благородного и смелого рыцаря, который не намерен отступать от своих помыслов, .. и в то же время чуть подчеркнул «театральную условность» этой пылкой серенады. Камерная музыка М. Глинки отличается не только богатой палитрой душевной выразительности: в ней присутствуют изобразительные элементы. В этом случае музыка ярко иллюстрирует вокальные образы. «Жаворонок» сочинён Глинкой на слова Нестора Кукольника и входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Задушевная, окрашенная светлой лирикой композиция не только живописно воссоздаёт картину русской природы, но и выражает нежные переживания лирического героя. Романс с прекрасной напевной мелодией, к тому же наполненный удивительными трелями маленькой весенней птахи, очаровывает не только своим вокальным совершенством, но и простотой. Так, в «Жаворонке» на стихи Н. Кукольника, исполненном дуэтом Гульшан Азизовой и Нурмахматом Мухамедовым, в музыкальной коде долго звучали трели жаворонка, тонко переданные концертмейстером-дебютанткой Зариной Шаметовой. И как всегда у М.И. Глинки, приоткрылось «второе дно» этого удивительного романса: устремлённость к образу жаворонка не только как к реально поющей птичке, но и как к символу ускользающей мечты о любви и счастье. Жаворонок почти неуловимо манит причудливой «песней с небес», не приближаясь и не давая возможности полностью войти в её чарующий мир... С 1830 по 1834 год М. Глинка провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии он не только знакомился с культурой этих стран, но также совершенствовал свои познания в композиторском искусстве. Это время в творчестве Михаила Ивановича отмечается как начало зрелого периода. Именно тогда композитором были написаны прекрасные камерно-инструментальные сочинения, а также замечательные вокальные миниатюры, среди которых критики отмечают «Венецианскую ночь» на слова И. Козлова. В музыке «Венецианской ночи», прозвучавшей в концерте, М. Глинка передал всю романтическую красоту каналов и отражённых в них барочных дворцов эпохи Ренессанса, а исполнительница Г. Азизова передала восхищение авторов романса этой неземной красотой своим выразительным сопрано. С конца сороковых годов характер в камерно-вокальных произведениях Глинки заметно изменяется. На смену светлым образам приходят скорбные настроения. Романсы «Песнь Маргариты» (И.В. Гете), «Молитва», «Слышу ли голос твой» (М.Ю. Лермонтов), и «Ты скоро меня позабудешь» (Ю. Жадовская) с уверенностью можно расценивать как драматические монологи. С полной уверенностью можно считать полную драматизма «Песнь Маргариты» самобытной и трагичной «арией из ненаписанной оперы», которую Гульшан Азизова исполнила и раскрыла со всей полнотой экспрессии. Последний свой романс на поэтический текст писателя Николая Павлова «Не говори, что сердцу больно» композитор сочинил в 1856 году, незадолго до своей кончины. Как ни удивительно, его тема и текст теснейшим образом перекликаются с горькой иронией лермонтовских стихотворений и драмы о «маскараде жизни». Гульшан Азизова проникновенно передала эти драматические мотивы в позднем творчестве М.И. Глинки, найдя тонкие краски и штрихи и с большим вкусом соразмерив настроения каждого фрагмента этого непростого произведения. Стоит с удовольствием вспомнить о том, что Гульшан Азизову любители классической оперы помнят по чистому одухотворённому образу пушкинской Татьяны, которую она создала одна из первых на сцене ГАБТ им. А. Навои в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». И почти наверняка у многих возник в сознании этот «мост-арка» между смятениями духа, надеждами и разочарованиями юной Татьяны – и родственными ей по духу глинковскими героинями романсов. В этом концерте ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои продемонстрировала разнообразный и весьма непростой репертуар одного композитора, широкий диапазон своего голоса с особенным красивым тембром, артистически органичное и «умное» проживание каждого романса как музыкального моноспектакля с его развитием и убедительной кульминацией. Зрители тепло приняли в её исполнении и довольно редко исполняемые романсы с особым трудом скрываемым драматизмом: «Бедный певец» (стихи В. Жуковского), «Не говори, что сердцу больно...» (стихи Н. Павлова), «К Ней...» (стихи А.Мицкевича), «О дева чудная моя!..» на стихи Н. Кукольника, Песнь Маргариты (из трагедии И.-В. Гёте «Фауст» (стихи в переводе Э.Губера), «Ты скоро меня позабудешь...» (стихи Ю. Жадовской) и другие. Андрей Слоним, как и во множестве своих предыдущих проектов, - сконструировал органичную композицию вечера, сочетая романсы Глинки контрастных настроений, противоположных темпоритмов, диаметральных состояний духа. И лаконичными преамбулами «по существу» каждого исполняемого произведения создавал соответствующее настроение, органично вводил и в эпоху, и в особый смысл каждого романса или дуэта. В программу этого концерта органично влились в его исполнении стихи А.С. Пушкина «Признание», «На холмах Грузии…», М.Ю. Лермонтова «Мне грустно…», А.К.Толстого «На нивы жёлтые…». Андрей Слоним своей выразительной декламацией смог передать единство содержания и музыкальной формы этих произведений, их органическую связь с породившей их эпохой, личностью творца, с общим направлением развития русской поэзии и музыки XIX века и историческую преемственность развития русской лирики и музыки от истоков до наших дней. Порадовало дебютное выступление очень юной, но несомненно – одарённой пианистки Зарины Шаметовой. В её стремлении быть с солистами в ансамбле музыкальном и исполнительском, в её проникновенных основах исполнения музыки, в её исполнительской технике мы отметили очень важную творческую сущность выхода концертмейстера на сцену – она искренне стремилась поведать нам о разнообразии прекрасных чувств глинковского романса в единении с прекрасными солистами. Вокальное искусство, - подвёл итог концертной программе Андрей Слоним, - притягивало Михаила Глинку на протяжении всего его творческого пути. Разнообразие видов камерно-вокального жанра, включающих в себя серенады, элегии, баллады, песни, фантазии и, конечно же, романсы, давали композитору возможность раскрывать тайны человеческой души, ярко рисовать бытовые сценки и портреты людей, а также красочно изображать природные пейзажи. Это своего рода лирический дневник, отражающий жизненные впечатления композитора, который приобретает особую духовную ценность в наши тревожные дни многих международных и межнациональных конфликтов и разногласий даже между близкими людьми из-за непонимания и невозможности услышать друг друга. Как не отметить в этой связи значение драматургии звучащего дуэта тенора и сопрано – двух душ, стремящихся к единению, но волею судьбы и обстоятельств не обретающих его. Дуэтное пение, вообще, очень органичное для «золотого века», с особой свежестью и чувством раскрыло в воплощении Азизовой и Мухамедова глубинную суть некоторых особых глинковских романсов. Стоит сказать и о том, что обаятельное название вечера «Как сладко с тобою мне быть...» не только обобщало главное состояние героев этих произведений. По замыслу автора композиции, далеко не случайно программу вечера завершил дуэт под одноимённым названием. Гульшан Азизова и Нурмахмат Мухаммедов фактически адресовали романс «Как сладко с тобою мне быть...» (стихи Н. Рындина) благодарным зрителям, одарившим артистов долгими овациями и букетами цветов. Камерно-вокальное творчество Михаила Ивановича Глинки – это бесценный вклад в русскую музыкальную культуру. Очаровывающая красота мелодий, сдержанность в выражении настроений и чувств, безупречность стиля, но самое главное - абсолютное слияние поэтического текста и музыки – всё это делает романсы и песни композитора перлами творения, которые завоевали непомерную любовь слушателей и исполнителей. А самое главное, что более всего воспринималось в этот вечер, – это удивительная свежесть и новизна каждой глинковской мелодии и фразы, неповторимого состояния души. И верилось, что смысл этих произведений вечен и велик, пока будут живы человеческие души. И два века, отделяющие нас от года рождения великого Глинки – расстояние весьма условное. Искренность и глубина творений композитора не только предельно современны, но как все подлинно великие творения - намного опережают наш век и нас, сегодняшних, в своём совершенстве. В заключение вечера Андрей Слоним заверил слушателей, что подобные концерты, объединяющие людей высоким камерным искусством поэзии и музыки, цель которых – просвещать и радовать жителей и гостей узбекской столицы «живой» классикой, найдут в скором времени свое продожение . Благодарные слушатели с большим энтузиазмом восприняли эту перспективу новых встреч и самых добрых впечатлений.
Гуарик Багдасарова
|
|