Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.08.2020 / 22:29:17
Поздравления в адрес нового ректора консерватории и эксклюзивное интервью Камолиддина Уринбаева газете "Новости Узбекистана"Как гром летней очищающей грозы обманчивую тишину взорвало известие о назначении нового ректора Государственной консерватории Узбекистана. Это действительно громкое событие – в должности ректора утвержден художественный руководитель и дирижер Молодежного симфонического оркестра Узбекистана Камолиддин Уринбаев. Вскоре маэстро отметит своё 35-летие. На счету – звания лауреата международных конкурсов, дипломы бакалавра и магистра Государственной консерватории Узбекистана и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, основание нового симфонического оркестра в Узбекистане – Молодёжного. Из наград — звание заслуженного артиста Республики Узбекистан, присвоенное музыканту в 29 лет, и нагрудный знак «Узбекистон белгиси». Искусство дирижера оценили поклонники симфонической музыки не только в родном отечестве, но в России, Италии, Франции. Кроме творчества маэстро проводит научные изыскания — готовит к защите докторскую диссертацию «Роль произведений Фароби в развитии узбекской национальной музыки». За взлётом на музыкальный и карьерный Олимп Камолиддина Уринбаева все эти годы ревниво или доброжелательно следили и коллеги по артистическому цеху, и поклонники музыки. С каждым годом маэстро Уринбаев всё более заслуживал уважение и восхищение. Талант, исключительная работоспособность, желание учиться и здоровая амбициозность, доброта и требовательность, открытость в общении и искреннее желание помочь молодым музыкантам, преданность музыке и своему коллективу – всё это не могло пройти незамеченным. Потому назначение на должность ректора Государственной консерватории Узбекистана 34-летнего музыканта, зарекомендовавшего себя на музыкальном поприще в качестве великолепного организатора и руководителя, встречено аплодисментами. Первые сообщения о преставлении ректора Уринбаева коллективу консерватории и поздравления в его адрес появились в социальных сетях в полдень 16 мая. — Поздравляем с назначением! – написала в фейсбуке Дильдора Джамалова, директор Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А.Успенского. – Только что на официальной церемонии представления нового ректора консерватории прозвучало вступительное слово премьер-министра Абдуллы Неъматовича Арипова. Оно было эмоционально сильным и ещё раз подтвердило большое уважение руководства страны к деятелям искусства и культуры. Итак, Камолиддин Уринбаев — ректор Государственной консерватории Узбекистана. Его творческая и организаторская деятельность является ярким примером высокого профессионализма и креативного подхода к делу, любви к искусству, к своей работе. И свидетельством поддержки талантливой молодёжи в республике. У маэстро Уринбаева очень хорошие учителя. И сам он стал, несмотря на кажущуюся мягкость, волевым руководителем, умеющим держать в руках коллектив. Он как флагман. В нём нет боязни нового, внутри у него — вулкан энергии и вера в лучшее. Нужна лишь хорошая команда, «новая кровь» — консерватория нуждается в свежем и добром ветре перемен. Желаем нашему молодому ректору сил и желания служить своему Отечеству, большой удачи и творческого взлёта! Мы же поддержим его начинания. В числе первых, кого мы поздравили с назначением нового ректора, — профессор Фируза Абдурахимова, художественный руководитель камерного оркестра «Согдиана», в котором К. Уринбаев начинал свою музыкальную карьеру, его наставник в консерватории и по жизни. Вот как она отозвалась на событие: — Только что завершилось представление ректора профессорско-преподавательскому коллективу консерватории. Мне было очень приятно видеть воодушевление в глазах коллег. Всех порадовало, что ректором назначен музыкант высокого класса. И, как всем хорошо известно, — порядочный человек. Мы его таким знаем и надеемся, что таким он и останется. Он продвигает молодые таланты, доверяет артистам своего оркестра и сольные выступления, и палочку дирижёра – это дорогого стоит. Всех порадовало доверие руководства республики к молодёжи – назначение было идеей высшего руководства страны. Коллектив в консерватории сложный, творческий, и каждый педагог успел проявить и утвердить себя — в нём нужно уметь сдерживать себя. Камолиддин это сумеет. Ему свойственно позитивное отношение к коллегам, и люди к нему тянутся. Знаю, что Камолиддин не один месяц колебался, прежде чем дать согласие. Он человек творческий, его волнует судьба Молодёжного симфонического оркестра, который пока в начале пути. Руководство поняло его устремления. Не остались в стороне и молодые музыканты. Нового ректора поздравляет художественный руководитель камерного оркестра «Consonanza» маэстро Кирилл Чахлов: — Мне хочется сердечно поздравить Камолитдина Уринбаева с назначением на этот очень важный, я бы сказал, ключевой пост в сфере музыкальной культуры! Знаю Камолиддина как представителя нового, более прогрессивного поколения дирижёров, высокопрофессионального музыканта, очень энергичного, деятельного руководителя и просто честного человека. Уверен, он вдохнет новую энергию в образовательные и культурные процессы в консерватории, поднимет ее профессиональный имидж на высокий международный уровень. Я благодарен руководству нашей страны, Президенту Узбекистана Шавкату Миромоновичу Мирзиёеву за активную позицию в развитии и становлении молодежи. Назначение в очередной раз подчеркнуло доверие к молодому поколению. В свою очередь, желаю новому ректору крепости духа и сил, больших успехов и удачи в такой высокой и ответственной должности! От имени редакции решила лично поздравить Камолиддина Уринбаева и взять у него интервью. Номер мобильника не ответил. Но буквально через полчаса после состоявшейся в консерватории церемонии вновь назначенный ректор перезвонил. Извинился, что не смог сразу отреагировать на звонок, не стал ссылаться на занятость и, скромно приняв слова поздравлений, разговаривал, насколько позволило время, о своём назначении и предназначении, музыке и образовании, планах и перспективах. Опущу свои вопросы в этой дружеской беседе – в ней важны слова и суждения по самым разным темам нового ректора консерватории Камолиддина Уринбаева. — Не скажу, что назначение оказалось неожиданным — время на размышление было достаточным. Для меня это своеобразный вызов. Конечно, такую ответственную должность можно принять как кабалу, но можно и считать её окном открывающихся возможностей. Мы – музыканты, артисты, педагоги, художники, журналисты и многие другие — люди, которые болеют не только за систему образования, но и формирование духовно развитого человека. Как бы пафосно ни звучали эти слова, это на самом деле так. Это, безусловно, не делается в одночасье. Нужны опытные люди, которые могли бы показать и подсказать изъяны системы. Мы все должны работать в коллаборации, объединиться вокруг благого намерения. Где бы мы ни находились, в каком бы кресле ни сидели, если у нас будет общая цель и высокая планка образования, в том числе культуры музыкального образования — мы своей цели достигнем. У нас есть все возможности для этого. Самое главное, у нас есть потрясающе талантливый народ, талантливая молодёжь. Есть и педагогический потенциал. Мне бы очень хотелось открыть возможности для молодежи. Не зря же говорят: «Дорогу осилит идущий». Креативная молодёжь всегда найдёт свою дорогу. Главное – идти и, опираясь на опыт наших корифеев, выработать хорошую стратегию и тактику. Всё это не может сделать один человек. Нужна команда. Нужно время, чтобы сформировать её. Это предстоит сделать. Да, мы можем быстро написать красивую концепцию. Но это будут лишь красивые слова, если не изучить исходное положение дел. Сначала надо вникнуть во все сильные и слабые стороны, изучить проблемные, фундаментальные и системные моменты, болевые точки. Искусство само по себе очень субъективно. И когда его пытаются унифицировать, это может негативно повлиять на его развитие. Это касается и системы образования — развития всей системы в целом. Я не первый говорю об этом – на эти темы говорят и с самых высоких трибун. Тем не менее, решение проблем образования движется медленно. Если говорить о тестовых отборах, — порою они оставляют за бортом талантливых абитуриентов. Обращусь к собственному примеру. В 2009 году я поехал поступать в Московскую консерваторию. Кстати, с красными дипломами бакалавра и магистра нашей консерватории и характеристикой, рекомендующей меня как одного из самых талантливых и перспективных студентов. На экзаменах понял, что наша система музыкального образовании отстала от времени, что планы, которые спускаются из министерства высшего образования, не соответствуют мировым тенденциям. При поступлении в Московскую консерваторию, мне пришлось сдавать предмет «Гармония». В школе имени Глиэра и в Ташкентской консерватории мы изучали гармонию по учебнику Дубовского, написанному в 1965 году. Это основа основ, которую нужно изучать абсолютно всем музыкантам. Но музыка шагнула далеко вперёд, появилась атональная музыка, много нового возникло в стилях и жанрах, развились новые направления в музыке. Мы с этим, к огромному сожалению, никак не соприкасались. Для нас это был темный лес. Что-то слышали, но не изучали предметно, системно. Изучали гармонию тональной системы, тогда как в мире изучали и атональную музыку. Это сказалось на вступительных экзаменах. Я получил по гармонии низкие баллы, поскольку этот предмет мы как должно не изучали. Но по специальности получил «пять с плюсом». На экзамене сидел известный дирижёр и педагог консерватории Геннадий Николаевич Рождественский. Он стукнул по столу и заявил: «Этот парень поступит, и поступит в мой класс». Что-то он увидел, что дало ему право отстаивать выделенного им абитуриента. И, что важно, это право у него было. Я, в свою очередь, ставлю во главу угла при отборе музыкантов, талант и старание, желание изучать новое. Абитуриент может быть не силен в каких-то предметах, но если у него есть желание и глаза горят, можно видеть перспективу. Нужен какой-то механизм, который позволит не «отсеять» талантливых студентов. Очень хочется внедрить в нашу систему образования такой механизм. Чтобы изучить этот вопрос, мне нужно время. При всех плюсах Болонской системы образования она, к сожалению, в сфере искусства показала некую несостоятельность. Я об этом говорил и с трибун, и в частных разговорах. Нам не на словах, а на деле нужна непрерывная система музыкального образования. Она у нас развивается скачкообразно. И Болонская система не даёт возможности в полной мере раскрыться таланту студента. В этих вопросах много подводных течений и моментов, которые нужно исправлять локально. Но в глобальном плане вижу понимание руководства, на психологическом уровне почувствовал, что есть желание и стремление к лучшим переменам. Сразу после представления профессорско-преподавательскому составу, я приступил к работе. Начал изучать кейс. Провел встречу с проректорами и заведующими учебными отделами. И как раз сейчас занят изучением материалов. Одним из условий моего согласия на должность ректора было продолжение работы в качестве художественного руководителя Молодёжного симфонического оркестра Узбекистана. Свой коллектив и творчество не оставлю. Это моя жизнь. Без этого я не могу дышать. Когда статья уже была в верстке, пришло сообщение от Дмитрия Крюкова, главного дирижера Национального Симфонического Оркестра республики Башкортостан, дирижера Большого Театра России и ГосКапеллы России: Считаю Камоллитдина Уринбаева, без преувеличения, великим музыкантом и выдающимся человеком. Его уровень как дирижёра является абсолютным мировым классом, которого достигают единицы. Помню, как Геннадий Рождественский после выпускного экзамена в Московской Консерватории сказал о Камоле, что это Музыкант с большой буквы, с удивительно редким дарованием. Считаю Камоллиддина Уринбаева человеком, слову и мнению которого в области искусства можно доверять безоговорочно. Это человек, который благодаря своему таланту, харизме, эрудиции и глубокому пониманию смысла и значения искусства в мире, может вывести культуру абсолютно любой страны на самый высший уровень. Искренне счастлив! Узбекистану повезло, что Камоллитдин Уринбаев, который мог бы работать художественным руководителем и главным дирижером нескольких самых лучших мировых оркестров и театров, согласился возглавить консерваторию. Это — большая удача. Пожелаем и мы успеха самому молодому в истории Государственной консерватории Узбекистана ректору на новой стезе его деятельности, а также в науке и творчестве.
ТАМАРА САНАЕВА, NUZ.UZ
|
|