Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.09.2020 / 19:27:41
Концерт великого грузинского композитора Гия Канчели в Ташкенте в 2002 году: как "играть, слушая тишину"Борис Бабаев, БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Весной 2002 года в столице Узбекистана с большим успехом проходил Международный фестиваль современной музыки «Ильхом-ХХ». Для участия в нем приезжали самые известные, самые лучшие музыкальные коллективы из разных стран. Афишу фестиваля украшали имена популярных певцов, композиторов, дирижеров, музыкантов мира. А это был совсем непростой период в истории нашего молодого независимого государства, нелегкие времена были и у самого театра «Ильхом». Но несмотря на все это и благодаря большим усилиям директора фестиваля, композитора Дмитрия Янов-Яновского, его друзей и коллег, впечатляющий праздник современной музыки проходил в течении нескольких лет на очень высоком творческом уровне. Он собирал полные залы, таких звезд мировой сцены ташкентцы не слушали давно. Когда я узнал, что в Ташкент прилетает выдающийся грузинский композитор Гия Канчели, очень обрадовался этому и задался целью подготовить хороший сюжет для телепрограммы «Ахборот», где тогда работал. В соответствии с программой фестиваля, сначала в только что отстроенной неподалеку от телевидения консерватории должна была состояться творческая встреча Канчели со студентами и преподавателями, а потом – концерт из его произведений в зале театра «Ильхом». Так оно и было. Думаю, эта встреча с выдающимся композитором современности стала незабываемым событием для всех, кто тогда пришел в зал консерватории. Помню, в начале, шутя, он сказал, что когда подъехал, то подумал, что это местный Пентагон, но потом, когда вошел в здание и увидел его изнутри, ему стало ясно, что пришел в настоящий храм музыки. Вечером зал театра «Ильхом» тоже был переполнен любителями музыки. Ташкентский квартет под управлением молодого музыканта Дмитрия Овчинникова блистательно исполнил одно из лучших произведений Канчели – Фортепианный квартет in L'istesso Tempo. Конечно же, концерт прошел с большим успехом, можно сказать, стал событием в культурной жизни Ташкента. О том, как шла к нему подготовка, кто в нем участвовал еще, я попросил рассказать Дмитрия Петровича, ныне доцента, заведующего кафедрой струнных инструментов консерватории. Предложение участвовать в концерте из произведений Гии Канчели мы с моей супругой Асене получили от директора фестиваля «Ильхом ХХ» Д. Янов-Яновского. Это было в начале марта 2002 года. Вместе с виолончелисткой Оксаной Русиной и пианисткой Инной Ефимовой мы репетировали в Союзе композиторов Узбекистана. Дмитрий Феликсович старался быть на всех наших репетициях, на которых велась очень интересная творческая работа по сплетению «музыки из тишины и мыслеформул» – так я на тот момент представлял себе квартет Канчели. Он концентрировал наше внимание на точности динамики и контрастности образов. Работали мы вдохновенно и с большим нетерпением ждали встречи с автором, мечтая обрадовать его нашей интерпретацией музыкальных образов произведения. Наконец этот момент настал… Маэстро внимательно нас выслушал и предложил то, чего мы никак не ожидали: он сказал, что его произведение надо играть гораздо тише и прозрачнее, больше слушая «тишину». Сначала это вызвало у нас практически полное разочарование, ведь нам надо было иначе выстраивать свое прочтении музыки Канчели. Однако после плотного общения с Гия Александровичем оно быстро рассеялось: оказавшись в плену магнетизма этой неординарной личности, мы поняли, как должна звучать музыка такого Человека – невероятно щедрого душой, глубокого знатока настоящих духовных ценностей, истинного патриота своей родины. Благотворную роль в проникновение музыки Гии Александровича сыграли и некоторые случайности. Так, на генеральной репетиции на сцене театра «Ильхом» неожиданно отключили электричество, и мы продолжали ее при свечах, свет которых гармонично сочетался с музыкой Канчели. Эта неожиданная ситуация явилась для нас благодатным опытом проникновения в образы композитора. После окончания репетиции мы предложили Гие Александровичу играть квартет на концерте при свечах, однако он посчитал, что такое решение будет отвлекать слушателей от музыки. Еще один нюанс, правда не знаю, стоит ли говорить об этом. В составе нашего квартета двое наших коллег уже совсем скоро собирались стать мамами, думаю это обстоятельство тоже было очень близко к характеру исполняемой музыки. Так что этот концерт стал большим событием в нашей творческой биографии. После концерта Гия Александрович поблагодарил нас, оставил в партии каждого исполнителя памятный автограф, а потом сделал поистине царский подарок – разрешение исполнять этот квартет, подарив нам его рукопись.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
Гия Канчели родился в 1935 году в Тбилиси. В 1963 году окончил Тбилисскую консерваторию.
|
|