Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.10.2024 / 14:55:09
Восхищение оперой "Бесконечные ночи" Мухаммада Атаджанова
На сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана состоялась премьера оперы «Бесконечные ночи» («Kunduzsizkechalar») известного композитора, пианиста, профессора Мухаммада Атаджанова, не так давно отметившего свое 65-летне. Он является одним из ярчайших представителей композиторской школы Узбекистана, работающий в самых различных музыкальных жанрах. Это симфонические, музыкально-сценические, камерно-инструментальные, камерно-вокальные и джазовые сочинения, а также музыка для кино, хоры, эстрадные песни, музыкальные сказки и фортепианные опусы. Создав большое количество произведений, Мухаммад Атаджанов закрепил за собой признание не только замечательного композитора, но и талантливого пианиста. Его музыку отличает глубина и эмоциональность, красочность и мелодичность. И его «Бесконечные ночи» не являются исключением. Опера была написана на основе одноимённой драмы Усмана Азима, которую мы все знаем по великолепной постановке режиссёра Валихана Умарова. Возможно, название «Бесконечные ночи» произошло от романа Абдулхамида Чулпана «Ночь и день», название и сюжет которого схожи с драмой. Декорации, ключевые моменты, особенно вступление и заключение, а также хронология всего действия остались в опере без изменений. Правда, в отличие от драмы, композитор и либреттисты, Абдужамид Карабаев, Замира Каюмова, Дилрабо Ширинова, смогли глубже раскрыть героев, показав их лирическую сторону, а также расширили драматические кульминационные моменты. Все эти художественные изменения и доработки дают возможность лучше узнать историю, которая повествует нам о печальной судьбе великого публициста, поэта и джадида Абдулхамида Чулпана. Буквально за один акт, состоящий из пяти сцен, мы видим, как в одночасье люди способны ополчиться против человека, некогда приходившегося им близким другом. Только возлюбленная Салиха, оставалась верной Чулпану до самой его смерти. Сюжет оперы охватывает весь эмоциональный спектр, неизбежно заставляющий любого зрителя расчувствоваться в финале. Хотя действие наполнено лирикой и трагизмом, в нём есть и контрастные моменты как торжественного, так и непринуждённого характера. Однако сюжет не был бы таким эмоциональным и душевным без музыкальной составляющей. Лейтмотивы героев тонко раскрывают их личности, мысли и даже тревоги. Так, звучание чанга при появлении Салихи идеально передаёт нежный образ любящей жены, а в теме Чулпана, которую исполняют национальные струнные смычковые (кобыз, рубаб, гиджак), преобладают секундовые ходы в нисходящем движении и полутона, как бы повествующие о нелёгкой жизни поэта и его трагичном конце. Прекрасно передан лейтмотив напряжения и сомнений группой струнных стремительным гаммообразным движением вверх и вниз в моменте, где Сезгир обвиняет Чулпана во лжи, и в начале третьей сцены Абдулхамид пытается найти в стопке бумаг то самое стихотворение, но руки его не слушаются. Тема сомнений повторяется, когда Сезгир просит прощения у своего друга, но уже в изменённом виде. Красиво звучал эпизодически введённый инструмент – кошнай, который имитировал человеческий плач в сцене, когда Чулпан с пловом в руках в растерянности стоял у двери – друзья ушли, оставив его одного. Но самым ярким для меня и, думаю, для многих слушателей было стихотворение самого Абдулхамида Чулпана «Ko‘ngil» («Порыв души»), которое произносили размеренным речитативом: Tiriksan, o‘lmagansan, Чиста, а значит и жива, Sen-daodam, sen-dainsonsen, Тот человек, в ком есть она, Kishankiyma, Bo‘yinegma, Не преклоняйся, цепи сбрось, Ki, sen ham hur tug‘ilg‘ansan! Ведь ты свободной рождена! С абсолютной уверенностью можно сказать, что Мухаммад Атаджанов и либреттисты превосходно справились со своей работой вкупе с певцами и оркестром национальных инструментов под управлением Замиры Каюмовой, которые чутко отнеслись к динамике и агогике, создав ансамбль с академическими вокалистами. И те, и другие встретились на одной сцене, чтобы подарить слушателям потрясающие эмоции от живого звучания. Все до одного сыграли своих героев искренне, с душой и, самое главное, правдоподобно. Никто бы не подумал, что исполнители являются студентами консерватории. Хотелось бы отметить их вокальную технику. Особенность узбекской оперы состоит в её уникальном синтезе итальянского bel canto и национального звучания в виде характерных нюансов. Петь в узбекской оперной манере – огромный труд, который может оказаться непосильным даже талантливому певцу. Но наши вокалисты прекрасно справились с непростой задачей, продемонстриров при этом не только вокальные данные, но и актёрское мастерство. Данная постановка оперы является результатом огромного труда всех её участников. Мне посчастливилось оказаться «по ту сторону сцены» и увидеть профессиональную работу музыкантов и режиссёра. И хотелось бы отметить скрупулёзную работу дирижёра, которая является также одним из авторов либретто – Замиру Каюмову. Она – воплощение дружелюбия, лёгкости и доброты. И эти её качества нашли отражение в работе с оркестром и с вокалистами. Музыкальное чувство, образ, динамика развития были показаны во всём спектре эмоционального диапазона, благодаря Замире Каюмовой. Вместе с тем, скорректировал и довёл до совершенства неогранённый материал режиссёр Улугбек Хайдаров. Я познакомилась с ним в кабинете, где вокалисты работали над мизансценами и речитативами. Меня приятно поразила работа режиссёра в работе над образами персонажей с молодыми исполнителями. Он находил подход к каждому из них, показывал многогранность характера их героев, раскрывая при этом их актёрские возможности. Кроме этого, помогал исполнителям нацелить слово, сделать его действенным, весомым, объёмным. Кстати, я участвовала в массовке, и у меня была скромная роль подчинённой без текста и вокальной партии. Но даже со мной Улугбек Хайдаров работал так, будто я была главной героиней оперы. Именно детали создали картину 30-40-х годов прошлого столетия, благодаря которым слушатели смогли полностью погрузиться в события тех лет. Правильно были подобраны декорации, грим костюмы, к каждому из которых соответствовали определённые движения, жесты и манера поведения. Отдельно отмечу исполнителей главных ролей – Миржалола Бахтиёрова (Чулпан), Зарнигор Зиёдуллаеву (Салиха) и Фарёзбека Усманова (Сезгир). Все трое – жемчужины постановки. Великолепный вокал Миржалола Бахтиёрова и его непорочный образ заставили с первой сцены привязаться к его герою. Актёрская игра Фарёзбека Усманова была настолько реалистичной, что зритель поверил в его безумие в конце оперы. Он сыграл, безусловно, самого сложного и неоднозначного персонажа, блестяще справившись с ролью. Что касается Зарнигор Зиёдуллаевой, то это была не Зарнигор, а сама Салиха. В её исполнении она была нежной, хрупкой и такой любящей, словно пробившийся из-под земли цветок – прекрасный и скромный. Именно её душераздирающий крик, когда она зовёт своего мужа после расстрела, буквально доводит зрителей до слёз. Не случайно финал оперы утонул в громких овациях и бурных аплодисментах. Тем не менее, в постановке оперы есть не только ослепительный успех. Во-первых, наличие пяти микрофонов, расположенных по всей сцене. Это убийство сути академического пения в полном его понимании. Во-вторых, оркестр, расположенный в углу сцены вместе с декорацией и певцами – невероятная потеря богатства акустической составляющей. Мне думается, это связано с отсутствием оперного зала для исполнения оперных постановок. И, наконец, в-третьих, – отсутствие вокального коуча, который следил бы за акустикой и техникой вокального исполнения. Ведь оперные исполнители должны оттачивать не только актёрскую игру, но и уметь петь в любой позиции, понимать направленность звука в том или ином положении. Все эти факторы сказываются на звучании, что может привести к искажённому восприятию музыки. Однако данные замечания не нивелируют трудоёмкую работу и результат на сцене. Постановка успешна, так как плюсы, безусловно, перевешивают. Будем надеяться, что в дальнейшем проблемы, отмеченные выше, всё-таки решатся. Завершая свои размышления, отмечу, что опера «Бесконечные ночи» – это монументально запечатлённая память о смелости и непоколебимости человека, который боролся за национальное искусство. Она перевернула представления молодого поколения о современной узбекской опере. Практически каждый из присутствующих в зале студентов, с которыми я обсуждала постановку, выразил крайнее изумление от нахлынувших чувств, вылившихся во время ее прослушивания. И это, благодаря всем участникам этого замечательного спектакля, заставивших задуматься и обратить внимание на новый оперный опус Мухаммада Атаджанова, который, надеюсь, мы еще не раз услышим на сценах театров Узбекистана и нашей консерватории.
Мафтуна Багирова, студентка Государственной консерватории Узбекистана. Фото Эргаша Каримова. .
|
|