Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.12.2024 / 21:42:15
УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ ХАБИБЫ ГАИБОВОЙ В КИТАЕ
В первый день декабря в одном из залов Уханьской консерватории музыки Китайской Народной Республики состоялся сольный концерт лауреата республиканских и международных конкурсов Хабибы Гаибовой, который стал своеобразным завершением пребывания пианистки в этом музыкальном вузе по программе обмена иностранными студентами между Республикой Узбекистан и КНР. Представленная концертная программа, принята была уханьской публикой с большим энтузиазмом. Несколько слов о солистке. Хабиба Гаибова – выпускница Республиканской специализированной музыкальной школы имени В.А. Успенского. Все годы учёбы занималась в классе специального фортепиано известного педагога Л. Р. Флорентьевой, оказавшей на неё огромное влияние. Благодаря чуткости и вниманию Лидии Рафаиловны, Хабиба смогла не только постигнуть технику исполнения на фортепиано, но и понять его истинную суть и своеобразие. Под её руководством она познакомилась с различными музыкальными стилями и композиторами, что, естественно, обогатило её музыкальный кругозор. Кроме того, Лидия Рафаиловна активно направляла Хабибу участвовать в конкурсах и концертах, что способствовало её профессиональному росту и развитию сценической уверенности. Вскоре состоялсядебют юной пианистки Гаибовой, которой на тот момент было девять лет. Она успешно исполнила концерт Георга Йозефа Фоглера для фортепиано и камерного оркестра в сопровождении известного коллектива «Солисты Узбекистана» под управлением его художественного руководителя, главного дирижёра, заслуженного артиста Узбекистана, профессора, Анвара Раимджанова. Хабиба всегда с благодарностью вспоминает Лидию Рафаиловну, заложившую основу её будущей профессии. Сегодня Хабиба Гаибова является студенткой второго курса магистратуры Государственной консерватории Узбекистана. И это новая страница в её творческой биографии, ставшая временем активного поиска, накопления опыта, знаний и впечатлений, начавшихся ещё с первого курса бакалавриата. Все эти годы моя героиня занимается в классе специального фортепиано известной пианистки и педагога, заслуженного деятеля искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессора О. Ю. Юсуповой. Встреча с Офелией Юнусовной обогатила её замечательным, духовным потенциалом, работой сердца и души. А уроки профессора Юсуповой способствовали обогащению технических возможностей, укрепляли элементарные теоретические знания, ускоряли процесс овладения произведениями со сложными техническими задачами. Хабиба активно участвует в музыкальной жизни нашей консерватории, уверенно выступая на концертной эстраде. Так, она с успехом исполнила Фортепианный концерт Й. Гайдна (Ре мажор) с камерным оркестром «Солисты Узбекистана» под управлением маэстро Раимджанова. Помимо этого, она замечательно сыграла «Фантазию на венгерские народные темы» для фортепиано с оркестром Ф. Листа в сопровождении оркестра ГАБТа имени А. Навои, за пультом которого стоял её папа – известный дирижёр и альтист Садикжан Гаибов. Ну а далее последовала серия концертов в тандеме с оркестром «Туркистон» под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Эльдара Азимова. Среди них Концерт для 2-х клавиров с оркестром до-минор (BWV 1062) И. С. Баха, Концерт №15 для фортепиано с оркестром Си мажор (K. 450) В. А. Моцарта и Концерты №1 (До мажор, ор.15) и №5 (Ми-бемоль мажор, ор.73) Л. В. Бетховена. Судьба подарила Хабибе Гаибовой встречи с такими музыкантами, как Франсуа Шаплен (Франция), Руслан Разгуляев (Россия), Дебора Мориарти (США), у которых она принимала участие в мастер-классах. Однако вернусь к фортепианному вечеру, в программу которого вошли произведения С. Прокофьева, Ф. Шопена, С. Рахманинова и И. Брамса.
Его открыла Соната №9 для фортепиано (До мажор, ор. 103) Сергея Прокофьева, написанная в 1947 году, являющаяся одной из самых известных фортепианных сонат композитора и его последним фортепианным сочинением. Её отличает яркая мелодичность и эмоциональная глубина, отражающие характерные черты стиля Прокофьева. Соната состоит из четырёх частей, каждая из которых имеет свою уникальную атмосферу и ритмическую структуру. В ней сочетаются элементы классической формы и современные гармонические поиски, что делает произведение выразительным, многогранным, требующим хорошей подготовки исполнителя. Хабиба Гаибова исполнила прокофьевскую сонату весьма достойно, которая стала для слушателей Уханьской консерватории музыки премьерной. Следующим номером концертной программы было произведение Фридерика Шопена – выдающегося польского композитора и пианиста, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие романтической музыки. Такие его опусы, как ноктюрны, вальсы, мазурки и этюды отличаются глубокой эмоциональностью и виртуозной техникой исполнения. Шопен мастерски использовал фортепиано, создавая необычайно выразительные мелодии и сложные гармонии, а музыка часто отражает ностальгию по родной Польше и личные переживания, что придаёт ей особую атмосферу. Так, исполнив Этюд №24 (ор.25, №12) Хабиба Гаибова с точностью передала напряжённое настроение данного опуса. Мелодия, переплетающаяся с динамичными пассажами, отражает борьбу и страсть, присущие многим сочинениям композитора, а католическая секвенция Dies irae, выступающая неким лейтмотивом всего произведения, придаёт ему глубину и философский подтекст. Хабиба мастерски использовала нюансы динамики, заставляя слушателей погружаться в эмоции, которые переполняли каждую ноту. Фортепианный вечер продолжил «Музыкальный момент №4» из цикла «Музыкальные моменты» (ор.16 №4) Сергея Рахманинова – яркое произведение, демонстрирующее мастерство композитора в создании мелодий с глубокими эмоциональными оттенками и требующее того же от исполнителя. Это сочинение отличается характерными романтическими гармониями и лирическими мотивами. Пианистка сумела передать в этом произведении сложные чувства, она поразительно тонко чувствовала и понимала прекрасное в этом произведении. Замечу, Сергей Васильевич один из самых любимых композиторов Хабибы Гаибовой, и её магистерская диссертация посвящена творчеству этого титана русской музыки. Глубокая внутренняя сосредоточенность моей героини органически уживалась с внешней сдержанностью, не мешающей раскрытию эмоционального мира и стихии разворачивающейся музыки. Венчала концерт классической музыки Соната №1 для фортепиано и скрипки (Соль мажор, ор.78) Иоганнеса Брамса – композитора, творчество которого представляет собой уникальное сочетание классических традиций и романтического проникновения в музыкальную форму. Его стиль характеризуется сложной полифонией, богатством гармонии и великолепными мелодиями. Брамс стал одной из ключевых фигур в переходе от романтизма к модернизму, оказывая значительное влияние на развитие европейской музыкальной культуры. После ошеломительного Рахманинова слушатели погрузились в бурные волны сонаты Брамса, которую замечательно исполнили студент второго курса бакалавриата Уханьской консерватории музыки Джан Цзили и Хабиба Гаибова. Они озвучили этот опус выразительными, сочными штрихами, естественно переходя из одной эмоции в другую – оба играли, как дышали, без малейшего надрыва.
Исполнение Сонаты привлекло внимание слушателей своей гармонией и глубиной интерпретации. Музыканты с самого начала продемонстрировали отличный уровень взаимопонимания и синхронности, что создало уникальную атмосферу на концерте. Особенно выделялись моменты взаимодействия в богатом полифоническом диалоге между фортепиано и скрипкой, подчёркивая как выразительность обеих партий, так и общий ансамбль. Джан Цзили вместе с Хабибой Гаибовой, виртуозно передавшей эмоциональную насыщенность произведения, создали изящные и насыщенные моменты, заставляющие зал замирать от восхищения. Безусловно, фортепианный вечер, прошедший в захватывающей атмосфере, подарил слушателям немало положительных эмоций и ярких впечатлений. Музыка, исполненная с такой глубиной и мастерством, увлекла слушателей с первых тактов и не отпускала их до самого конца.
Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана.
Фото автора.
|
|