Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
28.04.2025 / 09:57:04
МОЦАРТ – КАК ВЫЗОВ И ВДОХНОВЕНИЕ: "ЛИНЦСКАЯ" СИМФОНИЯ И КОНЦЕРТ №15 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ![]() 23 апреля на сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана состоялся вечер, посвящённый Вольфгангу Амадею Моцарту — великому композитору, гению, чьё имя давно стало синонимом музыкального совершенства. В этом монографическом концерте публике было представлено два сочинения — Симфония №36 (Линцская) и Концерт для фортепиано с оркестром №15, Си-бемоль мажор. На сцене - коллектив Государственного камерного оркестра «Туркистон» под руководством главного дирижера, Заслуженного деятеля искусств РУЗ, профессора Эльдара Азимова, а также талантливая пианистка, лауреат международных конкурсов, доцента кафедры «Специального фортепиано» ГКУз Эльмира Миркасымова. Программа концерта словно отражала два полюса моцартовского гения: от классической ясности и драматургической стройности до виртуозной филигранности сольной партии фортепианного концерта. Начался концерт с Симфонии № 36, получивший название «Линцской». Моцарт написал её в 1783 году, сразу после его приезда в Линц, где композитор провёл несколько недель в гостях у своего друга, графа Тауэрза. Она стала результатом быстрого и вдохновенного творческого порыва — Моцарт сочинил её за несколько дней, продемонстрировав свою способность к быстрой и качественной работе. С первых же тактов Линцской симфонии стало очевидно: камерный оркестр под управлением дирижёра точно нащупал стилистические координаты венского классицизма. Исполнителям удалось создать убедительное звуковое пространство, в котором Моцарт звучал живо, свободно и — что особенно важно — органично. Также стоит отметить слаженность ансамбля. Взаимодействие струнных и духовых групп оркестра было выстроено таким образом, что каждый тембровый пласт доминировал по-своему —оркестр звучал как целостная и очень гармоничная структура. Стилистическая чистота исполнения и внутреннее единство звучания сразу задали высокий художественный уровень всему концерту. Камерный оркестр уверенно провёл слушателя через все четыре части: каждая из частей симфонии имела своё внутреннее лицо. Лёгкость, столь присущая раннему Моцарту, не перешла в поверхностность, а тонко выстроенная драматургия помогла сохранить главную концепцию и логическую завершённость. Первая часть с её медленным вступлением сразу задала нужный настрой — оркестр создал атмосферу ожидания, плавно переходя в более активное Allegro. Вторая часть, Andante, была исполнена с особым вниманием к лирическим моментам, сдержанно и выразительно, без лишней сентиментальности, что позволило передать её спокойную атмосферу. В третьей части оркестр поддерживал нужную динамику жанра менуэта, а финал стал ярким и решительным завершением симфонии. Во втором отделении вечера прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром №15, К-450, Си бемоль мажор — произведение, не столь часто встречающееся в концертных программах, но от этого не менее значительное. Концерт №15 был написан Моцартом в 1784 году, в самый разгар его венского периода. Это произведение выделяется среди других его более тяжёлых и драматичных концертов своим элегантностью, оптимизмом, и виртуозностью. Оно было одним из любимых сочинений самого композитора и часто исполнялось на его концертах в Вене. Этот концерт прозвучал на сцене Большого зала ГКУз, по сути, впервые — как для камерного оркестра, так и для солистки. Этот факт придавал особую значимость исполнению: перед публикой раскрывалось произведение, мало знакомое в рамках сложившегося репертуара. Солисткой выступила Э. Миркасымова - пианистка с активной концертной деятельностью и блестящей педагогической школой. С первых тактов исполнения сольной партии было очевидно, что Моцарт занимает в творческом восприятии пианистки особое место. Музыка прозвучала с вниманием к каждой интонации, с внутренней зрелостью и бережным отношением к стилю, что неизбежно передавалось слушателям. Чувствовалась не только высокая культура исполнения, но и личная, глубокая связь с материалом. Моцарт в интерпретации Эльмиры Миркасымовой звучал прозрачно и в то же время точно: филигранная техника сочеталась с гибкой фразировкой и выдержанностью исторического контекста. Несмотря на равноправную партнёрскую природу жанра, внимание слушателей было в первую очередь приковано к сольной партии — благодаря выразительной, но не демонстративной игре, в которой чувствовалась личная вовлечённость и точно выстроенная драматургия целого. Концерт прозвучал цельно, музыкально и убедительно — как со стороны оркестра, так и солистки. Безусловно, это было осмысленное и профессиональное прочтение. Публика ощутила это и отозвалась вниманием и тишиной в зале — одной из самых честных реакций. Музыка Моцарта в этот вечер действительно оживала — не как академическая цитата, а как подлинное искусство, обращённое к слушателю. Благодарности заслуживает Инесса Сергеевна Гульзарова – музыковед, профессор ГКУз, постоянная ведущая концертов Эльдара Азимова. Её вступительное слово задало тон концерту, создав нужное эмоциональное и интеллектуальное настроение. Каждое из произведений было предварено краткими, но содержательными комментариями. Благодаря её рассказам публика имела возможность иначе - глубже и внимательнее - услышать звучавшие сочинение. Такие концерты особенно важны в академической среде: они не только актуализируют репертуар, но и формируют высокий исполнительский уровень следующего поколения. Обращение к Моцарту — это всегда проверка музыкального вкуса, техники и стилистической чуткости. И в данном случае эта проверка была пройдена достойно: с уважением к автору, пониманием его языка и стремлением к живому диалогу с партитурой. Вечер 23 апреля напомнил, что музыка Моцарта продолжает звучать не как музейный экспонат, а как живая ткань, способная вдохновлять и сегодня.
Камола Нурматова, музыковед.
| ![]() |
![]()
|