Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.04.2025 / 09:57:04

МОЦАРТ – КАК ВЫЗОВ И ВДОХНОВЕНИЕ: "ЛИНЦСКАЯ" СИМФОНИЯ И КОНЦЕРТ №15 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ


23 апреля на сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана состоялся вечер, посвящённый Вольфгангу Амадею Моцарту — великому композитору, гению, чьё имя давно стало синонимом музыкального совершенства. В этом монографическом концерте публике было представлено  два сочинения — Симфония №36 (Линцская) и Концерт для фортепиано с оркестром №15, Си-бемоль мажор. На сцене - коллектив Государственного камерного оркестра «Туркистон» под руководством главного дирижера, Заслуженного деятеля  искусств РУЗ, профессора  Эльдара Азимова, а также  талантливая пианистка, лауреат международных конкурсов, доцента кафедры «Специального фортепиано» ГКУз  Эльмира Миркасымова.

Программа концерта словно отражала два полюса моцартовского гения: от классической ясности и драматургической стройности до виртуозной филигранности сольной партии фортепианного концерта.

Начался концерт с Симфонии № 36, получивший название «Линцской». Моцарт написал её в 1783 году, сразу после его приезда в Линц, где  композитор провёл несколько недель в гостях у своего друга, графа Тауэрза. Она стала результатом быстрого и вдохновенного творческого порыва — Моцарт сочинил её за несколько дней, продемонстрировав свою способность к быстрой и качественной работе.

С первых же тактов Линцской симфонии стало очевидно: камерный оркестр под управлением дирижёра точно нащупал стилистические координаты венского классицизма. Исполнителям удалось создать убедительное звуковое пространство, в котором Моцарт звучал живо, свободно и — что особенно важно — органично. Также стоит отметить слаженность ансамбля. Взаимодействие струнных и духовых групп оркестра было выстроено таким образом, что каждый тембровый пласт доминировал по-своему —оркестр звучал как целостная и очень гармоничная структура. Стилистическая чистота исполнения и внутреннее единство звучания сразу задали высокий художественный уровень всему концерту.

Камерный оркестр уверенно провёл слушателя через все четыре части: каждая из частей симфонии имела своё внутреннее лицо. Лёгкость, столь присущая раннему Моцарту, не перешла в поверхностность, а тонко выстроенная драматургия помогла сохранить  главную концепцию и логическую завершённость. Первая часть с её медленным вступлением сразу задала нужный настрой — оркестр создал атмосферу ожидания, плавно переходя в более активное Allegro. Вторая часть, Andante, была исполнена с особым вниманием к лирическим моментам, сдержанно и выразительно, без лишней сентиментальности, что позволило передать её спокойную атмосферу. В третьей части оркестр поддерживал нужную динамику жанра менуэта, а финал стал ярким и решительным завершением симфонии.

Во втором отделении вечера прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром  №15, К-450, Си бемоль мажор — произведение, не столь часто встречающееся в концертных программах, но от этого не менее значительное. Концерт №15 был написан Моцартом в 1784 году, в самый разгар его венского периода. Это произведение выделяется среди других его более тяжёлых и драматичных концертов своим элегантностью, оптимизмом, и виртуозностью. Оно было одним из любимых сочинений самого композитора и часто исполнялось на его концертах в Вене.

Этот концерт прозвучал на сцене Большого зала  ГКУз, по сути, впервые — как для камерного оркестра, так и для солистки. Этот факт придавал особую значимость исполнению: перед публикой раскрывалось произведение, мало знакомое в рамках сложившегося репертуара.

Солисткой выступила Э. Миркасымова - пианистка с активной концертной деятельностью и блестящей педагогической школой. С первых тактов исполнения сольной партии было очевидно, что Моцарт занимает в творческом восприятии пианистки особое место. Музыка прозвучала с вниманием к каждой интонации, с внутренней зрелостью и бережным отношением к стилю, что неизбежно передавалось слушателям. Чувствовалась не только высокая культура исполнения, но и личная, глубокая связь с материалом.

Моцарт в интерпретации  Эльмиры  Миркасымовой звучал прозрачно и в то же время точно: филигранная техника сочеталась с гибкой фразировкой и выдержанностью исторического контекста.

Несмотря на равноправную партнёрскую природу жанра, внимание слушателей было в первую очередь приковано к сольной партии — благодаря выразительной, но не демонстративной игре, в которой чувствовалась личная вовлечённость и точно выстроенная драматургия целого. Концерт прозвучал цельно, музыкально и убедительно — как со стороны оркестра, так и солистки.

Безусловно, это было осмысленное и профессиональное прочтение. Публика ощутила это и отозвалась вниманием и тишиной в зале — одной из самых честных реакций. Музыка Моцарта в этот вечер действительно оживала — не как академическая цитата, а как подлинное искусство, обращённое к слушателю.

Благодарности заслуживает Инесса Сергеевна Гульзарова – музыковед, профессор ГКУз, постоянная ведущая концертов Эльдара Азимова. Её вступительное слово задало тон концерту, создав нужное эмоциональное и интеллектуальное настроение. Каждое из произведений было предварено краткими, но содержательными комментариями. Благодаря её рассказам публика имела возможность иначе - глубже и  внимательнее - услышать звучавшие сочинение.

Такие концерты особенно важны в академической среде: они не только актуализируют репертуар, но и формируют высокий исполнительский уровень следующего поколения. Обращение к Моцарту — это всегда проверка музыкального вкуса, техники и стилистической чуткости. И в данном случае эта проверка была пройдена достойно: с уважением к автору, пониманием его языка и стремлением к живому диалогу с партитурой. Вечер 23 апреля напомнил, что музыка Моцарта продолжает звучать не как музейный экспонат, а как живая ткань, способная вдохновлять и сегодня.

 

Камола Нурматова, музыковед.

 





Другие материалы рубрики

28.04.2025 / 09:52:33

Состоится праздничный концерт, посвященный 80-летию Победы в Великой отечественной войне

8 мая в 11.45, в большом зале школы им. Успенского состоится праздничный концерт, посвященный 80-летию Победы в Великой отечественной войне Далее...

25.04.2025 / 10:29:54

Диалоги о главном. 23 апреля в Органном зале Консерватории в рамках Фестиваля французской музыки состоялся концерт "Франсис Пуленк: "Я и мои друзья".

23 апреля в Органном зале Консерватории в рамках Фестиваля французской музыки состоялся концерт "Франсис Пуленк: "Я и мои друзья". Этот вечер стал не просто музыкальным событием (Пуленк звучит в Ташкенте довольно редко), а тонко выстроенным спектаклем, погружающим слушателей в интеллектуальную и артистическую атмосферу начала ХХ века Далее...

25.04.2025 / 10:26:56

"CHOIR & FX SOUNDS": Слияние национальных традиций и современных техник в экспериментальном хоровом исполнении

На сцене Органного зала Государственной консерватории Узбекистана состоялся экспериментальный отчётный концерт "CHOIR & FX SOUNDS" молодёжного хора "BULBULCHA" имени Шермата Ёрматова Далее...

22.04.2025 / 10:31:37

Международный фестиваль джаза 2025

На открытой сценической площадке за Дворцом международных форумов "Узбекистан" пройдет Международный фестиваль джаза. Далее...

17.04.2025 / 12:27:51

Будущие звёзды Эгамберды Турсунова

В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана прошёл концерт оперных исполнителей, воспитанников профессора Эгамберды Турсунова Далее...





21.04.2025 / 11:17:22
Любители балета мечтают 4 мая увидеть в ГАБТ им. А. Навои приму-балерину Большого театра России Светлану Захарову
 
18.04.2025 / 12:38:05
"Парад пародий" в ГТМК (оперетты) Узбекистана будет иметь продолжение
 


23.04.2025 / 12:36:22
ВЕЧНЫЙ ХУДОЖНИК ЖИЗНИ, ИЛИ ПРАВДА ОБЪЕКТИВА КАМЕРЫ КИНООПЕРАТОРА МАЛИКА КАЮМОВА
 
18.04.2025 / 12:46:43
"ШУМ БОЛА" XII-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


13.04.2025 / 15:10:57
Приглашаем вас в Международную Академию Туризма!
 
11.03.2025 / 18:30:01
Весна – традиционно популярный период для поездок в Узбекистан
 


09.03.2025 / 18:02:39
Франц Захер и его знаменитый торт (+рецепт)
 
07.03.2025 / 11:31:54
Роза Агаломовна Григорьянц – символ ушедшей эпохи
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте