Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
25.04.2025 / 10:29:54
Диалоги о главном. 23 апреля в Органном зале Консерватории в рамках Фестиваля французской музыки состоялся концерт "Франсис Пуленк: "Я и мои друзья".![]() Этот вечер стал не просто музыкальным событием (Пуленк звучит в Ташкенте довольно редко), а тонко выстроенным спектаклем, погружающим слушателей в интеллектуальную и артистическую атмосферу начала ХХ века. Перед входом в зал гости могли увидеть небольшую выставку фотографий, а на экране демонстрировался видеоролик, созданный с помощью нейросетей, в котором «оживлённые» изображения Франсиса Пуленка и друзей мягко перекликались с его музыкой – словно память сама вступала в диалог со звуком. В подготовке этого мероприятия принимала участие и Наталья Гунова, директор Дома-музея Мухтара Ашрафи. Пуленк, как и многие его современники, формировался как личность и музыкант в атмосфере Парижа 1920-х годов – эпицентра творческих и интеллектуальных исканий молодёжи. Гийом Аполлинер, Эрик Сати, Жан Кокто, Сергей Дягилев, Марк Шагал, Макс Жакоб, Игорь Стравинский, Поль Элюар – список выдающихся личностей, с которыми общался Франсис Пуленк, можно ещё долго продолжать. Именно в этот период его музыка начала приобретать ту уникальную форму, которая сочетала искрометную легкость и неожиданную глубину. Пуленк в этот период был участником «Группы Шести» – молодых композиторов, которые хотели отринуть всё избыточное, тяжеловесное в пользу более живой, ироничной и свободной музыки. «Группа Шести» взяла курс на отказ от сложных форм романтизма и громогласного вагнеровского символизма. Вместе с Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером, Жоржем Ориком, Жермен Тайефер и Луи Дюреем Пуленк создаёт балет «Новобрачные на Эйфелевой башне» (1921) – манифест нового музыкального языка, отражавшего дух времени, явившегося своего рода культурным анти-ритуалом, сочетавшим сюрреалистическое и реалистичное. Музыкальная манера Пуленка тех лет во многом была освещена влиянием Сати и Стравинского. Впоследствии музыка Пуленка становится более многослойной и насыщенной. Это связано с его поисками в области камерной и оркестровой музыки, а также с переменами, произошедшими в мировой политике и культуре. Пуленк – дитя своего времени, и в его музыке угадываются следы войны, личных потерь, духовных исканий. Представляется возможным сказать, что в 1930-40-е годы его язык становится более серьёзным, но при этом композитор не теряет своей способности говорить важное с лёгкой улыбкой. Именно такого Пуленка услышали зрители в исполнении заслуженной артистки Республики Узбекистан Адибы Шариповой и доцента Государственной консерватории Узбекистана Олега Иванова – блестящего дуэта, сумевшего передать весь спектр настроений музыки Пуленка – от яркой иронии до тихой исповеди. Концертная программа началась с исполнения четырёхчастной Сонаты для двух фортепиано (1953) – произведением, сочетающим изысканную форму и эмоциональную глубину, при этом контрасты между энергичными и спокойными эпизодами создают удивительную атмосферу. Биограф композитора Анри Элль называл Сонату одним из самых совершенных сочинений Пуленка, где тот «раскрылся полностью». Четыре части Сонаты развертываются не по традиционной сонатной логике экспозиции, разработки и репризы, а как череда контрастных сцен, каждая из которых обладает своим эмоциональным профилем и риторическим жестом. При этом прослеживается единый драматургический замысел: произведение открывается образом колокольного звона, который затем появляется в каждой части, словно приостанавливая развитие и намечая новые повороты музыкального действия. Пуленк намеренно использует этот звучащий символ как скрепляющий элемент цикла: колокольные перезвоны – то сумрачные, то сверкающие – проходят сквозь все части сонаты вплоть до торжественного финала. Шарипова и Иванов представили Сонату как драму выразительных жестов, как диалог, полный неявных подтекстов и вместе с этим вполне прозрачных намёков, и такая интерпретация, несомненно, запомнится слушателям. Далее прозвучала Элегия для двух фортепиано (1959) – последнее фортепианное произведение Пуленка, написанное по просьбе дуэта Артура Голда и Роберта Физдейла и посвящённое памяти графини Мари-Бланш де Полиньяк – известной меценатки, певицы и подруги Пуленка. Это одна из самых сдержанных и в то же время трогательных пьес французского композитора. По своей форме Элегия представляет собой свободное повествование, лишённое жёстких рамок сонатной структуры. В пьесе можно отчётливо услышать главную тему – мягкую, напевную мелодию, которая проводится в неторопливом темпе. Она устанавливает задумчивый тон с первых тактов. Затем следует средний раздел с некоторым развитием материала: гармонии становятся чуть более напряжёнными, динамика ненадолго возрастает, достигая эмоционального пика. Однако новых ярко контрастирующих тем здесь нет – развитие остается сквозным и плавным. Постепенно музыка вновь возвращается к исходному тихому настроению, как бы замыкая круг. Звуковые образы в Элегии напоминают растворённые в воздухе воспоминания. Постоянное использование педали придаёт звучанию размытость и дымчатость, отсюда возникает импрессионистская аура произведения. Шарипова и Иванов не только передали хрупкость Элегии с предельной деликатностью (между аккордами звучал воздух), но и продемонстрировали такую интерпретацию, в которой чувствовалась высота моцартовского «Реквиема». Прозвучавшее следом Каприччио для двух фортепиано (1952) вновь напомнило о ярком и любящем жизнь французе: основанное на финале кантаты «После бала-маскарада» (1932), написанной Пуленком в 1932-ом году на стихи Макса Жакоба, Каприччио хранит атмосферу парижских пригородов и дух гротеска, насыщенно метрическими сдвигами, в нём ясно слышны элементы танго и народных мелодий. Остинато создаёт ощущение бодрого движения, словно фланёр на бульваре Сен-Жермен подмигивает девушкам (хотя хотелось бы провести параллель и с образом, который появится чуть позже в фильме Годара: полная жизни Джин Сиберг, выкрикивающая: «Нью Йорк Геральд Трибьюн!»). Это движение неудивительно, поскольку в Каприччио сочетаются барочная виртуозность и романтический лиризм, что в совокупности создаёт эффект одночастной фантазии сюрреалистического (будто с наплывом ярких сновидений) характера: джазовые аккорды, брутальный хроматизм, лирические фразы, перебиваемые бурлескными эпизодами – словно Пуленк подмигивал Эрику Сати в этом опусе. Во время исполнения Каприччио казалось, что сам Дзига Вертов стоит в Органном зале у киноаппарата, чтобы запечатлеть, как Шарипова и Иванов восхищают слушателей виртуозностью игры, скоординированностью и динамизмом, особенно в финале с быстрыми аккордовыми пассажами. Во второй части концерта прозвучало небольшое произведение Румиля Вильданова – советского композитора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, чьё присутствие в концерте инициировала Адиба Шарипова. Именно она заметила: в музыкальной речи Вильданова есть нечто родственное Пуленку. Не по стилю, а по природе мышления. При этом если Пуленк – это Париж меж двух войн, где ирония скрывает раны, то Вильданов – трагический отголосок другой эпохи, где даже паузы кричат громче звуков. Оба композитора – мастера ясности, но у Пуленка она искрится, а у Вильданова дрожит. Их драмы разные, но родственные. Шарипова уловила эту нить, сделав их музыку зеркалами друг друга, выстроив неожиданный, но глубоко органичный диалог двух эпох и двух композиторов. Прозвучавшие в концерте опусы Пуленка демонстрировали постоянную двойственность: тонкий баланс между эскападой и рефлексией, умиротворением и внезапным порывом эмоций. Именно эту линию продолжает Румиль Вильданов в своих «Диалогах». В его пьесе для двух фортепиано ритмическая настойчивость парадоксальным образом переплетается с мягкой синкопированностью босса-новы. Музыкальная ткань оказывается зыбкой и лёгкой, словно стремящейся вспорхнуть, а обилие форшлагов (россыпи мелких нотных «гроздей») создаёт ощущение лёгкой внутренней вибрации, когда чувства уже нет, а воспоминание о нём – живо. «Наше сознание отворачивается от созерцания времени; оно враждебно всему текучему и стремится сделать твердым и прочным все то, к чему оно прикасается», - писал французский философ Анри Бергсон. У Вильданова сознание отворачивается от времени не потому, что враждебно переменам, а потому, что имеющийся опыт подводит человека к чистой созерцательности. И в интерпретации Шариповой и Иванова «Диалоги» с их «расплывающимися» репликами оказались в том числе и разговором человека с пустотой, а точнее – с идеей пустоты. Для думающего Ташкента концерт «Франсис Пуленк: «Я и мои друзья» стал настоящим спектаклем, где звучание Пуленка, окутанное атмосферой богемного Парижа, наполнило Органный зал Консерватории духом творчества и интеллектуальной свободы. В этом концерте было что-то от парижского салона, в котором встречались художники, поэты и музыканты, создавая не только музыку, но и саму атмосферу эпохи. А диалог между Пуленком и Вильдановым стал своеобразным мостом, связывающим прошлое и настоящее.
Алим Турсинбаев
| ![]() |
![]()
|