Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.05.2020 / 12:30:15
Незабываемые встречи. Чингиз Айтматов. Почему во время международного кинофестиваля в Ташкенте он давал мне интервью в машинеСреди лучших писателей 20 века, несомненно, видное место принадлежит великому кыргызскому прозаику и общественному деятелю Чингизу Айтматову. Созданные им книги буквально одна другой лучше. Они отражали наше мироощущение, со всеми его радостями и горестями, они учили жить, преодолевать препятствия жизни и делать добро людям… В Узбекистане книги Айтматова хороши знают и любят, они изданы большими тиражами. А совсем недавно я получил в подарок вышедшую недавно в Ташкенте книгу академика, известного общественного деятеля Акмаля Саидова «Феномен Чингиза Айтматова» с таким автографом – «Дорогому Борису Бабаеву в знак глубокого уважения и с добрыми пожеланиями». Думаю, можно гордиться. Потому читал с особым удовольствием. Но о самой книге чуть позже. Хочу рассказать об интервью, которое Чингиз Торекулович давал мне во время одного из прежних ташкентских кинофестивалей, – кажется, это было в 1980 году, – будучи председателем жюри. Как это было… Прихожу со своим репортерским магнитофоном в дирекцию этого большого кинофорума в отель «Узбекистан», в ту пору самый лучший в столице. Гостей и участников великое множество – режиссеры, актеры, деятели кино из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Председателю жюри каждый день надо решать десятки вопросов… Согласие на интервью для республиканского радио он дал, а отвлечься от дел никак не может. Тогда Айтматов и говорит: «Идемте со мной. Я еду сейчас по срочному делу, в машине и поговорим по интересующим вас вопросам кинофестиваля». Едем. Включаю свой репортерский магнитофон, получаю отличные ответы на все вопросы. Он дал тогда очень высокую оценку роли и значению кинофестиваля в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов, сказал, что членам жюри будет совсем нелегко все посмотреть и отобрать самые лучшие для награждения призами фестиваля. Самые добрые слова были сказаны об узбекском кино, его развитии. После интервью в машине прошло много лет и всего не упомнишь. Запись на «Репортер-5» шла во время движения машины по городу, и я боялся, что она окажется бракованной из-за постороннего шума. Но все получилось отлично, и вся беседа прозвучала в тот день в эфире нашего радио. В один из следующих приездов Айтматова я встретился с ним в Государственном Большом Академическом театре оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои, где проходил крупный международный форум деятелей культуры. Я познакомил там Айтматова с композитором Нуриллой Закировым, создавшим балет "Легенда о манкурте" по книге Чингиза Торекуловича "И дольше века длится день". Чингиз Айтматов одобрил эту идею, он считал, что эта притча может быть хорошо воплощена в танце. Так оно и было. Премьера этого произведения Н.Закирова состоялась затем на сцене "Молодого балета Алма-Аты". И это был большой успех творческого коллектива. Постановку в совершенно оригинальном, современном формате осуществил его художественный руководитель, известный балетмейстер Булат Аюханов, который учился в ленинградском хореографическом училище вместе с Нуриевым. Я был приглашен на эту премьеру в Алма-Ату, мы смотрели балет с моей доброй знакомой и другом Булата Газизовича, искусствоведом Людмилой Долгушиной и ушли оттуда под очень большим впечатлением. Айтматов получил всемирную известность как автор очень глубоких по содержанию и невероятно интересных по форме философских романов и повестей. Они изданы в более чем в ста странах мира. Он умер в немецкой клинике в 2008 году и это стало потрясением для миллионов людей во всем мире, у нас в Узбекистана для всех тех, кто знал и любил его творчество. Год смерти великого писателя был объявлен в Киргизии годом Айтматова. Давайте вспомним его главные книги. По версии РИА Новости это выглядит так: "Джамиля" (1958) повесть о молодой киргизской женщине, которая выбрала себе любимого вопреки патриархальным обычаям и традициям. В скромном, работящем Данияре, вернувшемся с фронта инвалидом, Джамиля нашла друга, способного понять ее, человека, достойного большого чувства. "Тополек мой в красной косынке" (1961) - повесть о значении верности в любви и дружбе. Писатель рассказывает историю нравственного крушения человека. "Первый учитель" (1962) - повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. Вернувшись в начале 1924 года в глухой аил, молодой коммунист красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу. Своим подвижническим трудом он преодолевает одно из самых убийственных явлений косность социальных предубеждений. "Верблюжий глаз" (1962) - действие повести происходит в степи, в маленьком коллективе целинников, оторванных от большой жизни. В центре событий честный, правдивый и чистый юноша Кемаль. "Материнское поле" (1963) - повесть о материнской любви. Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на ребенка, чужого ей по крови. "Прощай, Гюльсары! " (1966) - первая повесть, написанная писателем по-русски (первоначальное название "Смерть иноходца"). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев "деревенской прозы". Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет. "Белый пароход" (1970) - своеобразный "авторский эпос", стилизованный под эпос народный. Сказка о Рогатой Матери Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою "Белого парохода", его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью "взрослого" мира. "Восхождение на Фудзияму» (1973) - пьеса, написанная в соавторстве с К. Мухамеджановым. В центре пьесы - проблема человеческой вины, связанной с молчанием, неспособностью возвысить голос против несправедливости. Зло, совершенное много лет назад, приводит к новым человеческим жертвам. По пьесе был поставлен известный спектакль театра "Современник". "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977) - основой повести стали мифологические, эпические мотивы. Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы женщины, прародительницы человеческого рода. Герои повести - нивхи, представители маленькой северной народности. "И дольше века длится день" (1980) - роман; впоследствии переименован в "Буранный полустанок". Главный герой романа - казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны - с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей. "Плаха" (1986) - роман основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны человек подчиняет себе и использует природу, а с другой стороны разрушает своими преобразованиями. В романе переплетаются две основные сюжетные линии жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова. Основное действие происходят на бескрайних просторах Маюнкумской саванны, Прииссыкулья. "Белое облако Чингисхана" (1990) - рассказ, входящий в цикл "Буранный полустанок". Белая тучка в религиях многих народов является символом чистого, божественного начала. Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят. Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита - тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,- исчезает. Параллельно с этой сказкой притчей читатель узнает и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы. "Тавро Кассандры" (1996) - роман. Известный ученый генетик работает в секретном центре над созданием искусственного человека. Научный эксперимент оборачивается личной трагедией ученого, осознавшего чудовищную сущность насилия над природой человека, которое может привести к мировой катастрофе. "Когда падают горы (Вечная невеста) " (2006) - роман. Основное действие романа происходит высоко в тянь шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ человека и барса. Драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале.
И в завершение снова о замечательной книге Акмаля Саидова «Феномен Чингиза Айтматова». Что сразу обращает на себя внимание, уже в прологе автор пишет, что эта книга – размышление написана после долгих лет знакомства с произведениями Ч.Айтматова, а также многочисленных бесед с ним в Ташкенте, Москве, Париже и Брюсселе, Сочи… Они дружили почти 15 лет, после того, как познакомились в 1995 году и как-то сразу расположились друг к другу. Он считает, что пришло время остановиться, подумать, поразмышлять о феномене Айтматова. В целом, как Писателя, Философа, мыслителя, Человека, Чрезвычайного и Полномочного Посла. И совсем неспроста, здесь все определения писателя написаны с заглавной буквы. Еще одна позиция, на которую нам стоит обратить внимание. По мнению А.Саидова, произведения Ч.Айтматова относятся к категории , которая по-английски именуется «must read» («обязательная к прочтению») и относятся по характеру к числу интеллектуальных. Он создал особый художественный язык, делая доступными для широкого круга читателей те социально-философские, а также глобальные проблемы современности, которые иначе обсуждаться в СССР не могли , хотя бы из цензуры и информационной закрытости.
И еще один глобальный вывод автора книги – Чингиз Айтматов величайший мастер интеллектуальной прозы. Каждое произведение Айтматова непременно становилось событием мирового значения. Его ждали и как истину, как откровение мысли и сердца. После таких оценок возникает конкретный вопрос: В чем состоит феномен Чингиза Айтматова? В чем причина столь широкой айтматовской популярности в различных странах, на разных континентах, и у разных народов? В книге есть ответы на эти вопросы в главах «Магия философии айтматовского слова», «От народной дипломатии к профессиональной», «Размышления о жизни и творчестве Ч.Айтматова». В общем, друзья, давайте читать его книги , чтобы было легче осмысливать окружающий нас мир.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|