Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
03.05.2020 / 12:30:15

Незабываемые встречи. Чингиз Айтматов. Почему во время международного кинофестиваля в Ташкенте он давал мне интервью в машине


Среди лучших писателей 20 века, несомненно, видное место принадлежит великому кыргызскому прозаику и общественному деятелю Чингизу Айтматову. Созданные им книги буквально одна другой лучше. Они отражали наше мироощущение, со всеми его радостями и горестями, они учили жить, преодолевать препятствия жизни  и делать добро людям… В Узбекистане книги Айтматова хороши знают и любят, они изданы большими тиражами. А совсем недавно я получил в подарок вышедшую недавно в Ташкенте книгу академика, известного общественного деятеля Акмаля Саидова «Феномен Чингиза Айтматова» с таким автографом – «Дорогому Борису Бабаеву в знак глубокого уважения и с добрыми пожеланиями». Думаю, можно гордиться. Потому читал с особым удовольствием. Но о самой книге чуть позже.

Хочу рассказать об интервью, которое Чингиз Торекулович давал мне во время одного из прежних ташкентских кинофестивалей, – кажется, это было в 1980 году, – будучи председателем жюри. Как это было… Прихожу со своим репортерским магнитофоном в дирекцию этого большого кинофорума в отель «Узбекистан», в ту пору самый лучший в столице.  Гостей и участников великое множество – режиссеры, актеры, деятели кино из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Председателю жюри каждый день надо решать десятки вопросов… Согласие на интервью для республиканского радио он дал, а отвлечься от дел никак не может. Тогда Айтматов и говорит: «Идемте со мной. Я еду сейчас по срочному делу, в машине и поговорим по интересующим вас вопросам кинофестиваля».

Едем. Включаю свой репортерский магнитофон, получаю отличные ответы на все вопросы. Он дал тогда очень высокую оценку роли и значению кинофестиваля в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов, сказал, что членам жюри будет совсем нелегко все посмотреть и отобрать самые лучшие для награждения призами фестиваля. Самые добрые слова были сказаны об узбекском кино, его развитии. После интервью в машине прошло много лет и всего не упомнишь. Запись  на «Репортер-5» шла во время движения машины по городу, и я боялся, что она окажется бракованной из-за  постороннего шума. Но все получилось отлично, и вся  беседа прозвучала в тот день в эфире нашего радио.

В один из  следующих приездов Айтматова я встретился с ним  в Государственном Большом Академическом театре оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои, где проходил крупный международный форум деятелей культуры. Я познакомил там  Айтматова с композитором Нуриллой Закировым, создавшим балет "Легенда о манкурте" по книге Чингиза Торекуловича "И дольше века длится день". Чингиз Айтматов одобрил эту идею, он считал, что эта притча может быть хорошо воплощена в танце. Так оно и было. Премьера этого произведения Н.Закирова состоялась затем на сцене "Молодого балета Алма-Аты". И это был большой успех творческого коллектива. Постановку в совершенно  оригинальном, современном формате осуществил его художественный руководитель, известный балетмейстер Булат Аюханов, который учился в ленинградском хореографическом училище вместе с Нуриевым. Я был приглашен на эту премьеру в Алма-Ату, мы смотрели балет с моей доброй знакомой и другом Булата Газизовича, искусствоведом Людмилой Долгушиной и ушли оттуда под очень большим впечатлением.

 Айтматов получил всемирную известность как автор очень глубоких по содержанию и невероятно интересных по форме философских романов и повестей. Они изданы в более чем в ста странах мира. Он умер в  немецкой клинике в 2008 году и это стало потрясением  для миллионов людей во всем мире, у нас в Узбекистана для всех тех,  кто  знал и любил его творчество. Год смерти великого писателя   был объявлен в Киргизии годом Айтматова.

     Давайте вспомним его главные книги. По версии  РИА Новости  это выглядит так:

 "Джамиля" (1958)   повесть о молодой киргизской женщине, которая выбрала себе любимого вопреки патриархальным обычаям и традициям. В скромном, работящем Данияре, вернувшемся с фронта инвалидом, Джамиля нашла друга, способного понять ее, человека, достойного большого чувства.

"Тополек мой в красной косынке" (1961) - повесть о значении верности  в любви и дружбе. Писатель рассказывает историю нравственного крушения человека.

"Первый учитель" (1962) - повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. Вернувшись в начале 1924 года в глухой аил, молодой коммунист красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу. Своим подвижническим трудом он преодолевает одно из самых убийственных явлений   косность социальных предубеждений.

"Верблюжий глаз" (1962) - действие повести происходит в степи, в маленьком  коллективе  целинников, оторванных от большой жизни. В центре событий   честный, правдивый и чистый юноша Кемаль.

"Материнское поле" (1963) - повесть о материнской любви. Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на  ребенка, чужого ей по крови.

"Прощай, Гюльсары! " (1966) - первая повесть, написанная писателем по-русски (первоначальное название "Смерть иноходца"). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев "деревенской прозы". Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.

"Белый пароход" (1970) - своеобразный "авторский эпос", стилизованный под эпос народный. Сказка о Рогатой Матери Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою "Белого парохода", его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью "взрослого" мира.

"Восхождение на Фудзияму» (1973) - пьеса, написанная в соавторстве с К. Мухамеджановым.  В центре пьесы - проблема человеческой вины, связанной с молчанием, неспособностью возвысить голос против несправедливости. Зло, совершенное много лет назад, приводит к новым человеческим жертвам.

По пьесе был поставлен известный спектакль театра "Современник".

"Пегий пес, бегущий краем моря" (1977) - основой повести стали мифологические, эпические мотивы. Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы женщины, прародительницы человеческого рода. Герои повести - нивхи, представители маленькой северной народности.

"И дольше века длится день" (1980) - роман; впоследствии переименован в "Буранный полустанок". Главный герой романа - казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны - с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей.

"Плаха" (1986) - роман основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны   человек подчиняет себе и использует природу, а с другой стороны   разрушает своими преобразованиями. В романе переплетаются две основные сюжетные линии   жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова. Основное действие происходят на бескрайних просторах  Маюнкумской саванны, Прииссыкулья.

"Белое облако Чингисхана" (1990) -  рассказ, входящий  в цикл "Буранный полустанок". Белая тучка в религиях многих народов является символом чистого, божественного начала. Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят. Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита - тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,- исчезает.

Параллельно с этой сказкой притчей  читатель узнает и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы.

"Тавро Кассандры" (1996) - роман. Известный ученый генетик работает в секретном центре над созданием искусственного человека. Научный эксперимент оборачивается личной трагедией ученого, осознавшего чудовищную сущность насилия над природой человека, которое может привести к мировой катастрофе.

"Когда падают горы (Вечная невеста) " (2006) - роман. Основное действие романа происходит высоко в тянь шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ   человека и барса. Драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале.

 

И в завершение снова о замечательной книге Акмаля Саидова «Феномен Чингиза Айтматова». Что сразу обращает на себя внимание, уже в прологе автор пишет, что эта книга – размышление написана после долгих лет знакомства с произведениями Ч.Айтматова,  а также многочисленных бесед с ним в Ташкенте, Москве, Париже и Брюсселе, Сочи… Они дружили почти 15 лет, после того, как познакомились в 1995 году и как-то сразу расположились друг к другу. Он считает, что пришло время остановиться, подумать, поразмышлять о феномене Айтматова. В целом, как Писателя, Философа, мыслителя, Человека, Чрезвычайного и Полномочного Посла. И совсем неспроста, здесь все определения писателя  написаны с заглавной буквы.

Еще одна позиция, на которую нам стоит обратить внимание. По мнению А.Саидова, произведения Ч.Айтматова относятся к категории , которая по-английски именуется «must read» («обязательная к прочтению») и относятся по характеру к числу интеллектуальных. Он создал особый художественный язык, делая доступными для широкого круга читателей те социально-философские, а также глобальные проблемы современности, которые иначе обсуждаться в СССР не могли , хотя бы из цензуры и информационной закрытости.

 

И еще один глобальный вывод автора книги – Чингиз Айтматов величайший мастер интеллектуальной прозы. Каждое произведение Айтматова непременно становилось  событием мирового значения. Его ждали и как истину, как откровение мысли и сердца. После таких оценок возникает конкретный вопрос: В чем состоит феномен Чингиза Айтматова? В чем причина столь широкой айтматовской  популярности в различных странах, на разных континентах, и у разных народов? В  книге есть ответы на эти вопросы в главах «Магия философии айтматовского слова», «От народной дипломатии к профессиональной», «Размышления о жизни и творчестве Ч.Айтматова». В общем, друзья, давайте читать его книги , чтобы было легче осмысливать окружающий нас мир.

 

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 





Другие материалы рубрики

01.05.2020 / 19:03:10

Незабываемые встречи. Художник Юсуф (Есифхай) Елизаров был человек гордый и благородный. Его творчество на все времена

Наша беседа была не очень длительной , но очень содержательной. Мы говорили об искусстве, живописи, его творчестве , музыке Юдакова. Он спрашивал, где и кем я работаю, когда узнал, что корреспондентом Республиканского радио, сказал, что это хорошая работа Далее...

30.04.2020 / 14:50:15

Незабываемые интервью. О чем мы говорили с великим Иосифом Кобзоном перед концертом в бывшем ташкентском ОДО, перед его отлетом в Кабул

Вы знаете, я никогда не задумываюсь над проблемой физической, скорее всего, думаю о духовной силе. И меньше всего думаю о своем положении в обществе, успехе на эстраде, больше всего о работе и о своей принадлежности к тем людям, для которых я работаю Далее...

25.04.2020 / 12:56:25

Незабываемые встречи в Ташкенте. Александр Файнберг. Как поэт написал 11 рубаи для моего документального фильма "Избранник музыки созвездий"

Мне повезло дружить с Файнбергом довольно много лет. Познакомились в ТашГу, на филфаке, куда я поступил учиться в 1962 году. Он с нами ездил на практику по записи диалектов в русские села под Семипалатинском. Саша был во всем так интересен, что его зауважали и полюбили мои однокурсники, и особенно однокурсницы, которых было более ста и все одна другой краше... Далее...

21.04.2020 / 16:13:17

Незабываемые встречи в Ташкенте. Легенда югославской эстрады Джордже Марьянович. Как он покорял сердца ташкентских девушек и не только…

Гастроли звезды югославской эстрады Джордже Марьяновича в Ташкенте всегда ждали с большим нетерпением. Он был одним из кумиров нашей молодости... Апогея концерт достигал, когда Джорже Марьянович запевал песню "Я мог бы жить на Чиланзаре, да вот, в Белграде ждет жена, русский ча-ча-ча, русский ча-ча-ча…". И еще помнится, был коронный номер, когда он дарил залу одну из самых лучших своих песен – "Девойка мала". Зал откликался шквалом аплодисментов... Далее...

20.04.2020 / 18:51:24

Андрей Слоним. Я вновь приду на улицу свою...(Былое и думы). ЧАСТЬ 3

…Наши воспоминания живут в сознании своей особой жизнью– они никогда не приходят подряд, в неком установленном порядке. Достоверны ли они, оживающие в нашем воображении? Наверное – и да, и не совсем... В чём-то черты их, как кажется, схожи с теми, какими они были наделены в земной жизни Далее...





21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 
15.12.2024 / 11:48:55
На ташкентской студии "Фаввора -фильм" завершена работа над новым художественным фильмом "Чужие здесь не ходят" по одноименному роману писателя Лукмона Борихона
 


17.12.2024 / 10:52:56
Студенты из Узбекистана покорили сердца уханьцев
 
16.12.2024 / 13:36:13
Он был особенным во всём…
 


12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 
12.12.2024 / 13:22:20
В российском издательстве "Ридеро" вышла из печати книга ташкентского писателя Галины Ширяевой "Сказания пери Иман"
 


21.12.2024 / 14:13:05
Итоги года: Korzinka Go доставила более одного миллиона заказов
 
18.12.2024 / 17:37:49
"Корзинка" представила финальную книгу серии "Время героев" и подарочный комплект из всех четырех историй
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте