Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.05.2020 / 19:03:10
Незабываемые встречи. Художник Юсуф (Есифхай) Елизаров был человек гордый и благородный. Его творчество на все временаСреди картин лучших художников 20 века свое, особое место занимает творчество заслуженного деятеля искусств Узбекистана Юсуфа Елизарова (1920-1974 гг.). Мне посчастливилось однажды встретиться с ним и поговорить незадолго до его кончины. Это было в Ташкенте, в квартире, где жил и творил другой большой мастер нашего искусства – Сулейман Юдаков, с которым его связывала тесная дружба. Наша беседа была не очень длительной , но очень содержательной. Мы говорили об искусстве, живописи, его творчестве , музыке Юдакова. Он спрашивал, где и кем я работаю, когда узнал, что корреспондентом Республиканского радио, сказал, что это хорошая работа и пожелал мне творческих успехов. Мы стояли тогда у пианино Сулеймана Александровича. Над ним , теперь уже в музее Юдакова, можно видеть и сейчас блистательно сделанный Елизаровым портрет матери композитора, которую звали Лайли. Прошло столько лет после нашей встречи с художником, но забыть ее не могу. Елизаров производил какое-то магическое воздействие на человека , у него был пронизывающий взгляд. Это был довольно высокий, статный , хорошо одетый, красивый и очень гордый человек. Нельзя также не сказать, что это был один из самых лучших представителей бухарско-еврейской культуры. Горжусь, что встречался и беседовал с этим поистине гениальным художником. Как и у многих творческих людей у него была своя непростая история жизни. Получив образование в Москве, он мог бы там остаться навсегда и жить припеваючи, женившись на дочери какого-то генерала, но предпочел вернуться в родной Самарканд. Пять лет назад мне посчастливилось принять участие в организации первой большой персональной выставки картин Есифхая Елизарова в залах Государственного музея искусств Узбекистана и встречена с большим интересом любителями живописи нашего города. Прекрасные полотна из фондов этого музея и дирекции выставок Академии художеств Узбекистана пристальное внимание очень многих любителей живописи, других художников, которые посчитали нужным придти на этот вернисаж. Хорошо помню, после выставки вдруг раздался телефонный звонок из Нью-Йорка… Женщина очень взволнованным голосом стала благодарить меня за ее организацию, сказала, что она жена Елизарова. Это была очень приятная неожиданность. Когда я спросил, где картины, оставшиеся после его смерти, она с большим сожалением сказала, что вывезла в Америку, но здесь они мало кого интересуют… А жалко. А теперь все подробности жизненного пути и биографии Елизарова. Творческое наследие этого удивительно талантливого живописца настолько широко и многогранно, что продолжает привлекать своей особой красотой, мастерством цвета и света. Может быть, поэтому уже при жизни его довольно часто называли «Репиным Средней Азии». Все то, что им сделано за годы творческой деятельности, можно сказать, одна из ярких страниц изобразительного искусства Узбекистана. И прежде всего это созданный в 1958 году «Групповой портрет деятелей культуры Узбекистана», на котором запечатлены образы многих самых известных мастеров театра, музыки, кино и живописи нашей страны. Он является украшением коллекции Государственного музея искусств Узбекистана. На этом полотне изображено пение великой Халимы Насыровой. Ее с большим вниманием слушают видные мастера узбекской культуры и искусства: Карим Закиров, Мухтар Ашрафи, Икрам Акбаров, Юнус Раджаби, Абдулхак Абдуллаев, Аброр Хидоятов, Тамара-Ханум, Мукаррама Тургунбаева, Сулейман Юдаков, Муталь Бурханов, Манас Левиев, Айбек, Галия Измайлова, Урал Тансыкбаев и другие. Этот групповой портрет – свидетельство большого таланта автора, его высокого мастерства во всех жанрах изобразительного искусства. Искусствовед Эльмира Ахмедова рассказала мне о многолетней дружбе семьи Ахмедовых и Елизаровых, которые жили по соседству, о том, как он был предан своей любимой профессии. - Это был подтянутый, элегантный и всегда , какой-то, очень строгий человек, -вспоминает Эльмира Рахимовна. Он получил блестящее образование – в Самарканде под руководством Павла Бенькова и в Москве, в Суриковском институте его учителями были такие корифеи , Герасимов и Грабарь.Он прожил очень короткую жизнь, всего 54 года. Для художника это период зрелости, когда так много еще можно сделать, но тем не менее , он оставил весьма значительное творческое наследие. И оно требует к себе особого внимания и всестороннего изучения. При жизни Елизаров создал блестящую серию портретов своих современников и это можно было увидеть на этой выставке. Когда смотришь созданные им пейзажи и натюрморты, то видишь, каким блестящим колористом он был. Его выставка показывает то, как бережно он относился к человеку, созданию образов своих героев. Под его руководством в то время получили образование многие современные художники. О его больших заслугах в искусстве хорошо говорит тот факт, что в его родном Самарканде его именем названа одна из улиц, а на доме, где он жил, установлена памятная доска. Ю. Елизаров окончил художественное училище под руководством Павла Петровича Бенькова , затем продолжил учебу в Московском художественном институте им. Сурикова (1942-1949). После возвращения год преподавал в Ташкентском художественном училище, Ташкентском театрально-художественном институте и Педагогическом институте (1955- 1974). Работы Елизарова находятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Каракалпакстана, фондах Дирекции выставок Академии художеств Узбекистана, Музее литературы им. А. Навои, Третьяковской галерее в Москве , Астраханской картинной галерее, в США и Израиле, многих частных коллекциях. Коллекция картин находится на родине художника, в городе, который он так любил и посвятил ему множество работ – Самарканде. Выставляться начал с 1949 года. Персональные выставки проходили в 1969, 1975, 2012 годах в Ташкенте и в Самарканде в 1982 году. С большим желанием и мастерством Ю.Елизаров создавал портреты, как своих знаменитых современников, так и простых людей труда. В его коллекциях выделяются многие натюрморты, пейзажные зарисовки. Также обращает на себя внимание целая серия образов современников Елизарова – тружеников садов и полей. - Прежде всего хочу сказать, что Елизаров был очень большой, талантливый художник, говорил в беседе со мной тогда на выставке известный ташкентский искусствовед и писатель Борис Голендер. Я его для себя открыл давно, как только увидел первые картины этого талантливейшего художника . Очень хороши его портреты, вы это видите и сами здесь на выставке, впечатляют созданные им пейзажи Самарканда. Они показывают то, как видел свой родной город его коренной житель. Также отчетливо видно, что Елизаров художник-колорист большого масштаба. В его картинах много света и цвета. Я без всяких скидок могу назвать его истинно узбекским художником. Взять к примеру картину, которая открывает эту выставку – «Групповой портрет деятелей культуры Узбекистана». Это прекрасно сделанная многофигурная композиция. Я бы сказал, что она стала своеобразным этапом в многонациональной культуре нашей страны, в нашем изобразительном искусстве. Эта экспозиция наглядно показывает каким многогранным и глубоким по содержанию является его творчество. Такой художник не может быть забыт. Рена Елизарова, сестра Елизарова Будучи учеником выдающихся мастеров живописи – Юсуф Елизаров тем не менее сумел сохранить оригинальность дарования, собственное художественное видение, смелость и неповторимость своего таланта. Наверное, поэтому и была так нелегка его судьба, тернист путь к запоздалому признанию. Только спустя годы после смерти улица, где родился Елизаров, была названа его именем. Теперь там установлена мемориальная доска, возведён бюст на могиле художника. Елизаров был настолько предан Самарканду, что не смог жить и работать в Москве, хотя для этого у него были большие возможности. Он был бесконечно влюблён в узкие улочки своего родного города, которые вели к "Шахи Зинда", многоголосому и знаменитому базару, где он мог сутками простаивать за эскизами, которые позже использовал для создания своих картин. Над самой знаменитой своей картиной "Групповой портрет деятелей культуры Узбекистана" он работал многие годы. На моё счастье выпало быть у истоков создания этого своеобразного шедевра. В платье Саодат Кабуловой я позировала не один сеанс. Писал он с большим вдохновением, без сна и без отдыха, словно боялся, что не успеет закончить. По мнению специалистов, картина удалась, в ней в полной мере проявились его высокая культура и колористическое дарование. Яхиэль Сабзанов, композитор, друг Елизарова Среди его друзей было много музыкантов, художников и артистов. Он как бы втягивал нас в орбиту своего общения. Я и мои друзья, композиторы Сулейман Юдаков и Манас Левиев, были очарованы обаянием этого человека и его богатым внутренним миром. Мы часто собирались в его гостеприимном доме. И я до сих пор хорошо помню его глаза – горящие блеском таланта, подмечающие скрытые от других черты характера своих собеседников. Он как-то предложил написать мой портрет, и я даже позировал ему несколько раз. К сожалению, портрет так и не был закончен. Но я вглядывался в другие картины мастера и видел на них лица своих друзей – писателей, художников и музыкантов. Я рад, что их лица и прекрасные души отражены на полотнах Елизарова. Изображать с такой любовью и мастерством подвластно лишь большому художнику. Думаю, что память о выдающимся бухарско-еврейском художнике Йосефхае Елизарове будет жить так же долго, как и его прекрасные картины. Лазарь Исхакбаев, друг художника "Помню мой первый визит к Елизарову. Огромный двор, большой дом, мастерская, мольберты, картины, они развешены во всех комнатах. Он был художником-портретистом. На стенах я увидел несколько портретов знакомых мне людей и был поражён тем, как точно был передан характер персонажей. Кроме портретов там были и другие картины, в том числе и виды самаркандской махалли. - Дело не только в умении рисовать, - говорил он. Художник должен уметь видеть мир, это чрезвычайно важно, смотреть и видеть. Однажды он был приглашён к ректору педагогического института, где работал заведующим кафедрой рисунка и живописи. Ректор объявил, что Юсуфу Елизарову присвоено звание профессора. Он спокойно встал и сказал: "Вы сделали то, что должны были сделать уже давно!" и ушёл с собрания. Человеком он был гордым, но благородным и таким остался до конца". За четверть века Ю. Елизаровым написано более тысячи работ. Основные монументальные произведения, тематические картины, портреты, пейзажи и натюрморты художника вошли в золотой фонд музеев Узбекистана, России и других стран. Своим творчеством он поднял уровень портретного жанра Узбекистана на высшую ступень признания. ЮНЕСКО включило его имя, как признанного художника, во всемирный справочник". БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|