Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.05.2020 / 06:22:04
Незабываемые встречи, незабываемые интервью. О чем нам написала автор романа "На солнечной стороне улицы" Дина Рубина после просмотра фильма "Большое сердце Ташкента"…На телеэкранах нашего города в эти дни, когда так широко отмечается 75-летие Великой победы , вновь демонстрируется наш документальный фильм «Большое сердце Ташкента». Эту работу студии «Фаввора-фильм» недавно с большим интересом посмотрели русскоязычные зрители в Германии и Канаде. Растет число людей, которые обращаются к картине о подвиге узбекского народа, оказавшего в годы войны огромную помощь полутора миллионам эвакуированных людей, детей и беженцев на Ютубе и Фейсбуке. Не забыть то, что написала мне после просмотра фильма одна из его героинь, известный писатель, автор популярного во всем мире романа «На солнечной стороне улицы…» Дина Рубина: «Дорогой Борис, С большим волнением мы с мужем посмотрели фильм. Он не может не тронуть! Так много там глубоко личного, и в то же время, общечеловеческого. Увидела много знакомых и родных лиц – фотографии незабвенного Саши Файнберга, кадры из фильма моего детства «Ты не сирота». Можно еще многое сказать, но главное: благодарю Вас и всех, кто этот фильм делал, за полтора часа прекрасного напряжения, памяти и любви! Удачи Вам и впредь! Обнимаю, Дина Рубина» А до этого было эксклюзивное интервью, которое Дина Ильинична дала нам в Иерусалиме - Дина Ильинична, ваши книги очень любят в Узбекистане. Я очень рад, что у меня есть счастливая возможность побеседовать с вами. Ваш роман о Ташкенте очень впечатляет, без волнения его читать невозможно, вы его писали, можно сказать, полжизни. Хотелось бы знать, когда и как возникла идея его создания? - Да, писала на протяжении 26 лет. Написание романа–процесс трудоемкий, подспудный, особенно, когда речь идет о воссоздании образа родного города. А Ташкент - очень знаковый город, очень серьёзный город, это магма, которая здесь кипела полтора столетия. Уже во времена завоевания Туркестана здесь было очень интересно; здесь создавалась отдельная порода людей, именно ташкентцев. Я давно, еще в молодости стала подспудно думать о будущем романе, естественно, у меня были какие-то заметки, писатель всегда что-то пишет, всегда обобщает какую-то канву своей жизни. Все собиралось, главное - возник образ главной героини. Долго, долго обдумывала сюжет…И всё это длилось до того момента, когда однажды, возвращаясь домой после очередной творческой встречи где-то в Кармиэле, я вручаю водителю автобуса мятую купюру и говорю ему «в Ташкент». Вот тогда я поняла, что настало время серьёзно работать, вплотную…стала собирать образы нужных мне людей, моих современников, своих земляков. Так стал создаваться Ташкент через очень и очень разные воспоминания разных людей. - Как вы пишите в своей биографии, с волной эвакуации в Ташкенте оказалась ваша мама. Она вам немало рассказала о нашем городе периода войны… - Да, с волной эвакуации в Ташкенте оказалось очень много людей. Совсем молодая, 17-летняя моя мама - с эвакуацией, а папа – демобилизовавшись из армии после войны. Потом мама поступила в Среднеазиатский госуниверситет (САГУ), где преподавали прекрасные московские, ленинградские профессора. И это было замечательное образование. Папа после демобилизации с фронта вернулся в Ташкент, к родителям. Потому я из потомства эвакуированных, мы выросли на их рассказах, их жизненном опыте. Ташкент был тем местом, где спрессовалось многое. Есть такое понятие у геологов –гамада, то есть, горячие камни. Все великие цивилизации формировались именно на пластах такой вот породы. Я считаю, что мощная культурная, социальная, духовная жизнь ташкентской интеллигенции взошла и долго кипела на такой вот гамаде. - Но ведь в значительной степени все это стало возможным благодаря местному населению, которое так много сделало для спасения эвакуированных. - Именно! Я хотела бы подчеркнуть душевное тепло узбекского народа, который принял и обогрел толпы, тысячи нищих беженцев войны. Папа вспоминал, что когда он вернулся с войны молодым лейтенантом, сразу с поезда отправившись по определённому адресу искать своих родителей, он заблудился, попав в сеть каких-то улочек. Постучался в одну калитку, к нему вышел пожилой узбек, объяснил дорогу, велел подождать и через минуту вернулся с пиалой холодной воды и куском хлеба, сказав: «ты устал, сынок, попей». Об этом отец вспоминал всю жизнь с глубокой благодарностью. И я не знаю, где ещё, в какой республике так отнеслись бы к эвакуированному человеку в период войны. Это было не только гостеприимством, это было проявлением высокого качества души узбекского народа. - У вас в романе «На солнечной стороне улицы» так много фактов о том времени, столько интересных героев. Как вам удалось создать такую живописную галерею главных героев? - Я родилась в Узбекистане, где прошли моё детство, юность. Я прожила там 30 лет. И скажу снова, что любой писатель аккумулирует не только свои воспоминания. У меня была задача создать образ Города с большой буквы. Знаете, у замечательного английского писателя Лоренса Даррелла есть роман «Александрийский квартет». Это тетралогия из четырёх романов. В каждом из них сюжет поворачивается с новой стороны. Действие происходит в египетской Александрии. И писатель называет её Городом, с большой буквы. Чего там только нет, в этой Александрии Даррелла…Однажды я познакомилась с человеком, который несколько лет жил в Александрии, трудился там на дипломатическом поприще. Спросила у него, ну как вам этот город? Он пожал плечами, сказал – да так себе восточный городишко. Понимаете, писатель создаёт мифы о городах. Вот так я пришла к созданию Ташкента таким, каким его видела я, каким его увидят читатели, мои земляки, мои современники. Мне кажется, что это удалось. Во всяком случае, роман бесконечное количество раз издавали. Он выходил полутора миллионным тиражом и уже экранизирован. Вместе с тем это образ Города, который мы оставляем, Города, с которым мы расстаёмся. - Я думаю, что у этой книги впереди очень долгая жизнь. Скажите, пожалуйста, образ главной героини , очень талантливой художницы Веры Щегловой, в определённой степени собирательный? - Да, это образ собирательный, образ женщины, погруженной в искусство, в себя, взращенной плотным горячим воздухом Ташкента. Образ девчонки, выросшей в ташкентском дворе и ставшей ярким творческим человеком, человеком с большой буквы. Это по сути дела собирательный образ ташкентца. Мне приходиться встречаться с ташкентцами на творческих встречах, которые проходят в различных городах мира. И непременно ко мне подходит кто-то из бывших ташкентцев, или пишет записку из зала. И я поддерживаю отношения с многими. Ташкентцы, можно сказать, уникальные люди по степени стойкости, готовности ввинтиться в жизнь, подставить руку, сердце, плечо, помочь кому в чём нужно, с учётом обстоятельств быть энергичными, полезными, активными. Я бы сказала, что это доминанта Ташкента, необычного города в Средней Азии. - В каких ещё ваших произведениях возникает тема Ташкента? - После романа «На солнечной стороне улицы» я написала ряд новелл, в которых есть Ташкент, такие новеллы, как «Бабка»,«Душегубица», «Цыганка», повесть «Камера наезжает!». У меня есть целая книга«Окна», сделанная в соавторстве с моим мужем, художником Борисом Карафёловым. Там представлены девять моих новелл и 54 его картины. К примеру, «Дорога домой», - новелла о том, как ночью я сбежала из лагеря на Чимгане. Там как раз я описываю природу предгорья, замечательное ташкентское небо, запахи трав…Благодарю судьбу за то, что я выросла в этой благодати. Юг даёт человеку благословение теплом. В романе «На солнечной стороне улицы» одна из ключевых фраз звучит так:«Мне до сих пор тепло, благодарение Создателю». - Думаю, что всем будет интересно узнать, над чем вы сейчас работаете. - Я написала очень большой роман-трилогию «Русская канарейка», в центре которого блистательный контратенор, он же израильский разведчик. Это огромное-огромное полотно. Завершена работа над первой книгой романа «Наполеонов обоз». Потом я написала цикл рассказов «Медная шкатулка»,где целая россыпь человеческих судеб. Сейчас работаю над небольшой повестью, не буду вдаваться в подробности. На очереди большой роман из современной российской жизни. - И в заключение нашей беседы хотелось бы, чтобы прозвучали ваши пожелания в адрес ташкентцев, которые так любят вас и ваше творчество… - Я очень надеюсь, что приеду в Ташкент в обозримом будущем. Меня приглашают выступить перед моими читателями. Вот там я все и скажу, я надеюсь на это. А пока - большой привет Ташкенту и ташкентцам! БОРИС БАБАЕВ, автор сценария фильма «Большое сердце Ташкента»
|
|