Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.10.2021 / 19:57:20
К юбилею Мастера. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения народного художника Узбекистана, народного художника СССР, академика Рахима Ахмедова (1921-2008)К этой знаменательной дате мы подготовили интервью с известным искусствоведом, кандидатом философских наук, председателем секции искусствоведов Творческого Союза художников Узбекистана Академии Художеств Узбекистана дочерью художника Эльмирой Ахмедовой Борис Бабаев (Б.Б.) - В ноябре ожидается значимое событие в культурной жизни страны - юбилейные мероприятия по случаю 100-летия со дня рождения выдающегося узбекского художника Рахима Ахмедова, и Вы здесь, в нашей беседе, выступаете в двух ипостасях - как искусствовед, специалист по истории искусства и дочь, тем и интереснее будет наша беседа о жизни и творчестве Рахима Ахмедова о Человеке и Художнике. - Эльмира Ахмедов (Э.А) - В апреле 2021 года было подписано распоряжение Президента Узбекистана о праздновании юбилея Рахима Ахмедова. Это впервые в новейшей истории Узбекистана Указ и Постановление, касающиеся персонально художника и обязывает к серьезной подготовке. Б.Б - Начнём с истоков формирования... Почему вы свои воспоминания об отце озаглавили так: «Он всегда был разный, как и цвета его палитры”... Э.А. - На мой взгляд, это как нельзя более точно определяет его как человека и художника. Рахим Ахмедов прожил долгую - 88 лет - жизнь, сложную и непростую. В 8 лет остался без матери, попал в детский дом. И как часто вспоминал папа с благодарностью - ему всегда встречались хорошие люди, которые во многом определили его жизненный и творческий путь. Так, в детдоме в изокружке преподавал художник Хикмат Рахманов, который увидел и рассмотрел в юноше талант и «за руку» повёл в Ташкентское художественное училище. Первыми его педагогами были такие классики изобразительного искусства Узбекистана, как Александр Волков, Бахром Хамдами, Николай Карахан, затем была учеба в Самарканде у Павла Бенькова... Каждый из этих выдающихся художников и педагогов, оказал своё влияние на молодого живописца. В годы Великой Отечественной войны отец пошёл в военкомат, записался добровольцем и его направили служить на Северокавказский фронт. И там, состоялась встреча с политруком, который оставил папу в штабе армейским художником, со словами «мы тебя должны беречь,ты нам нужен будешь в мирное время». Папа выпускал боевые листки, стенгазеты, рисовал однополчан, и они, запечатав в треугольный конверт, посылали рисунки домой, как свидетельство о том, что живы.....В 1945 году командир отделения Ахмедов был демобилизован. Затем возвращение в родной Ташкент, на вокзале всех прибывших с фронта радостно встречают, а его никто, ему некуда идти, один - единственный для него родной адрес - детский дом, куда он устраивается на работу воспитателем.... Но папа понимал, что ему надо продолжить образование, обязательно учиться, в то время в Ташкенте не было института, где можно было получить высшее художественное образование. И для этого надо было ехать в Москву или Ленинград. Хочу отметить, правительство бывшего Союза в 1947 году, заботясь о развитии национальных художественных школ в республиках, приняло решение об организации в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, которую часто называют Академией художеств, специальной студии для молодежи из Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Осмысливая и оценивая этот факт понимаешь, какое это имело большое значение, - её выпускники стали первыми художниками, которые получили высшее художественное образование и заложили его основы в своих республиках. Они стоят у истоков создания специальных учебных заведений и подготовки национальных кадров. В 1954 году по инициативе Оганеса Татевосьяна и Рахима Ахмедова создаётся кафедра живописи в Театральном институте, который в дальнейшим перерастает в художественный факультет и становится Ташкентским театрально-художественным институтом. Рахим Ахмедов и его сокурсники Нигмат Кузыбаев, Тачат Оганесов, Маннон Саидов, Виктор Зеликов, в последующем известные художники и педагоги, активно включаются в художественную жизнь… Б.Б - Рахим Ахмедов прежде всего живописец, портретист, им создана целая галерея портретов современников... Э.А- Человек - это главная тема в мировом искусстве. Портрет - основной и важный жанр в его творчестве. Склонность Ахмедова к портрету определилась с самых первых шагов его творчества и он остался верен этому жанру до конца. Сразу же после окончания института за очень короткий срок, два-три года, им было написано более тридцати портретов, многие из которых сегодня находятся в музеях и частных коллекциях. Эти портреты отличаются не только высоким мастерством исполнения, но самое главное - вниманием к человеку, образным решением, психологической разработкой и стремлением к правде жизни. Он много ездит по республике, стремится писать портреты тех, кто, по его мнению, с наибольшей полнотой выражает приметы времени, важные черты народа, его национальные особенности. Уже в этих ранних портретах - «Пастушок», «Сестры», «Портрет старого колхозника» и др., художник стремится к особому осмыслению природы, они написаны в непосредственном общение с натурой. Б.Б - Интересно, что в этот период им были созданы, тогда ещё молодым художником, которому едва исполнилось тридцать лет, такие произведения, которые сегодня входят в золотой фонд нашей культуры и являются классикой изобразительного искусства Узбекистана. Я назову только одну картину - «Материнское раздумье» 1956 года. Я также обратил внимание, что большое место в портретах Ахмедова занимает образ женщины..… Э.А - Да, Рахим Ахмедов трепетно и поэтично создаёт образ Женщины (с большой буквы!) в свои полотнах. На мой взгляд, а это я поняла позже, в его душе навсегда отпечатался образ рано ушедшей матери, и в процессе работы над женскими портретами в них вложена частичка любви к ней. Б.Б - Кроме портретов простых, обычных людей - стариков, полеводов, чабанов, колхозников, Рахим Ахмедов создал целую галерею портретов известных мастеров культуры и искусства Э.А. - Это другая группа портретов: писателей - Фурката, Абдулла Кадыри, Хамида Алимжана, Мамарасула Бабаева, Саида Ахмада и Саиды Зунуновой и др., портреты коллег-художников - Чингиза Ахмарова, Урала Тансыкбаева, Эммануэля Калонтарова, Марины Пашковской, Бахтиера Бабаева, Лайло Салимжановой, артистов - Тамары Ханум, Наби Рахимова, Шухрата Аббасова и других, можно продолжить список портретов деятелей культуры. Они написаны с утонченно-изысканной элегантностью по манере письма, эмоционально-психологическому состоянию и глубиной постижения человеческой личности. Я хочу заметить, что сохраняя за собой приоритет портретного жанра, Рахим Ахмедов всегда увлечённо работал над натюрмортами и пейзажем, проявив и здесь самостоятельность взгляда на мир и творческое самовыражение. Б.Б - В чем, по вашему мнению, проявляется художественный феномен Ахмедова? Э.А- Он прожил долгую жизнь, был глубоко и органично связан с временем, его биография складывалась в контексте исторических событий и творчество было нацелено на утверждение красоты жизни, гармонии и любви к человеку, возможно, отсюда поразительная плодотворность, неустанное трудолюбие и долголетие. А если говорить о самобытности Ахмедова, то это пожалуй, ярко выраженный индивидуальный синтез - европейских и национальных культурных традиций, на который в целом исторически опирается живописная школа Узбекистана. Но главное, в чем заключена притягательность всего творчества художника Ахмедова, - его особое живописное, колористическое дарование. Б.Б. - Можно ли выделить одно или два произведения в творчестве Рахима Ахмедова, которые характеризуют его как художника и являются главными, узнаваемыми? Э.А - Как часто бывает, многие художники становятся «заложниками» одной или двух работ, хотя может быть в их творческом арсенале огромное количество произведений, не менее интересных и значимых. Это относиться и к поэтам, артистам, режиссерам .... Так случилось и с Ахмедовым... Такими картинами, определенной «визитной карточкой» Рахима Ахмедова стали - «Материнское раздумье» и «Утро. Материнство», которые находятся в постоянной экспозиции Государственного музея искусств в Ташкенте, они широко известны, часто выставляются, представляются на выставках за рубежом. Для любителей искусства Рахим Ахмедов - прежде всего автор этих произведений, это самые известные полотна художника, которые принесли ему широкую популярность. Портрет-картина «Материнское раздумье» написана в 1956 году, молодым художником, только три года как окончившим институт, а «Утро. Материнство» 1962 года, в памяти зрителя они всегда связаны с именем Рахима Ахмедова. Если издаётся книга о изобразительном искусстве Узбекистана ХХ века, обязательно включаются эти два произведения... хотя, после этого, он создал много достойнейших произведений, которые были отмечены коллегами, искусствоведами, а также наградами, званиями, но вот именно они вошли в зрительскую память и отмечаются профессиональной критикой. Б.Б - Конечно, это не случайно... Эти произведения, кроме своих художественных качеств, передают национальный характер, традиции узбекского народа, психологическую глубину и стали ярким выражением лучших черт национальной живописи Узбекистана. Я знаю, что с образом матери в картине «Материнское раздумье» связана трагическая история, которую сумел передать художник, расскажите об этом Э.А - Летом 1956 года Рахим Ахмедов вместе со своими студентами-художниками был на летней практике в горном местечке Бричмулла. Жил в доме старой одинокой женщины....Днём со студентами уходил писать этюды, а длинные летние вечера, за пиалой чая, вёл неторопливые беседы с хозяйкой. И она поведала ему щемящую сердце трагическую историю....В годы войны погибли её муж и двое сыновей. Папа вспоминал: «Я полюбил эту одинокую женщину .как мать, наблюдал за ней, как она подолгу сидела, погрузившись в свои думы». Этот полный драматизма образ женщины прекрасен и одухотворён прежде всего высоким поэтическим и философским обобщением художника. По-моему Рахима Ахмедов проникался драматизмом жизни этой женщины, её невосполнимых утрат, переживаний, он пришёл к решению создать обобщенный образ Матери - полный скорби и достоинства. Возможно, поэтому этот образ матери, созданный Рахимом Ахмедовым, стал прообразом монументального скульптурного памятника «Скорбящей матери», установленного на Площади Мустаккилик в Ташкенте. Б.Б - В каких музеях хранятся произведения Ахмедова Рахима? Э.А - Без преувеличения, во всех крупных музеях Узбекистана. Самая большая коллекция в Государственном музее искусств Узбекистана и в Дирекции художественных выставок Академии художеств в Ташкенте. Также, могу с гордостью сказать, в Государственной Третьяковской Галерее и Музее народов Востока в Москве. Б.Б - Рахим Ахмедович Ахмедов оставил большое художественное наследие, но также большое место в его биографии занимает педагогическая деятельность. Он воспитал несколько поколений замечательных художников, многие из них известные и признанные художники - академики, народные и заслуженные художники. Э.А - Более 50 лет Рахим Ахмедов преподавал, с первых дней, с создания института и до последних дней.Он прошёл все уровни педагогической работы - от ассистента до профессора, заведующего кафедры и руководителя творческой мастерской. Он по-настоящему очень любил преподавательскую деятельность, полностью ей отдавался, по-отечески относился к своим студентам. Сегодня, когда художники на открытиях своих персональных выставок, в статьях с благодарностью вспоминают и говорят, «Рахим Ахмедов - мой Учитель, Устоз», это приятно. И как он всегда повторял, - «Обучая, я сам учусь». Все его ученики очень разные, непохожи друг на друга. Но, самое главное, они не копируют своего учителя, для педагога-Ахмедова было важно раскрыть своеобразие таланта каждого ученика. Как педагог с многолетним стажем, он считал, что педагог должен постоянно работать в мастерской у мольберта, на пленэре, с натуры, совершенствовать своё мастерство, участвовать на выставках, быть интересным собеседником для студентов. Б.Б - Конечно, творчество -это главное для художника, но не менее важное место занимала в его жизни активная общественная и государственная деятельность. А.Э - Это было время, когда искусство динамично утверждало себя в общественной жизни республики, царила атмосфера творческого подъема в небольшом коллективе Союза художников, который он возглавил в 1966 году. Конечно, мама была не в восторге от этого, она считала, что председательство оторвёт от творчества, но Рахим Ахмедов уверенно сказал: «Меня избрали мои коллеги, они доверяют мне, я не должен их подвести». Более 27 лет он служил искусству и своим коллегам-художникам.... Мне, как дочери, сложно об этом говорить, но многие художники с благодарностью вспоминают то время, когда нашим творческим союзом руководил Ахмедов. Я оставлю ссылку на книгу «Рахим Ахмедов в памяти современников», где можно познакомиться с его деятельностью на этом поприще,упоминают о домах художников, мастерских, даче художников, Центральном выставочном зале,которые были построены по его инициативе и активном участии, но мне, кажется, было главное - Рахим Ахмедов поднял статус Художника в нашем обществе, это была основная его миссия с которой он справился, и за что его уважали коллеги. Б.Б. - Интересно, а каким он был отцом? Этот вопрос я уже адресую вам как к старшей дочери. А.Э.- Замечательным! В детстве он был просто папа - любящий, веселый, добрый и вместе с тем -строгий, постоянно в работе, с кистями, красками у мольберта. Конечно, осознание того, что наш отец - известная фигура в искусстве, ко мне пришло позже, после окончания института, того самого, который в своё время окончил Рахим Ахмедов. Как я помню из рассказов папы, он никогда не отступал перед трудностями, упорно шёл к поставленной цели, всегда был целеустремленным и трудолюбивым. Ну как иначе назвать поступок молодого парня, который дважды ходил в военкомат, требуя, чтобы его отправили на фронт, а после войны, без денег, уехал из тёплого, солнечного, хлебного Ташкента в холодный, сумрачный послеблокадный Ленинград. И таких моментов в его жизни было предостаточно.... Его большой опыт, высокие этические принципы, честность в искусстве, доброе и в тоже время принципиальное отношение к людям особенно отличали нашего папу. Б.Б - Вашей мамой была известный музыковед Карима Алимбаева-Ахмедова. Как «уживались» эти две творческие личности? А.Э- Надо сказать, мама оказала огромное влияние на папу, окружила его любовью, они создали счастливую семью, которой он был лишён, папа всегда это очень высоко ценил. Их познакомил известный художник Чингиз Ахмаров, что стало потом судьбоносным для двух молодых людей, связав на долгую и счастливую супружескую жизнь. Мама была первая дипломированная музыковед-узбечка, выпускница факультета музыковедения Ташкентской консерватории, более 40 лет проработала в Институте Искусствознания, ее научные интересы её были направлены на традиционную узбекскую музыку, много писала о народных музыкантах. Отвечая на ваш вопрос, думаю, это нелегко....Быть женой талантливого художника, всегда занятого работой, такого импульсивного человека, каким был папа, нелегко, но мама сумела окружить его большой заботой, оказать на него положительное воздействие в творчестве, вовлечь его в мир музыки, литературы, театра...Даже дипломная работа Рахима Ахмедова была посвящена образу народного хафиза Шоумарова, хотя уже до их знакомства была утверждена тема дипломной работы «Хлопкоробы на полевом стане», но мама смогла убедить студента поменять тему.... Мама всегда была первым зрителем, критиком его работ, подсказывала темы, помогала с названием картин, не пропускала ни одной выставки, ездила с ним в командировки и, при всём этом, никогда не забрасывала своё творчество и науку. Здесь уже папа помогал и создавал условия, например, когда мама писала диссертацию, папа увозил детей на Иссык-куль или в Ак-таш.. Думаю, они были творчески реализованными личностями и счастливой семейной парой. Б.Б - Хорошо известны многие произведения Рахима Ахмедова, но что-то остаётся неизвестным.... Э.А - Конечно, широко известны основные программные произведения, но сохранилось в мастерской большое количество набросков, эскизов и этюдов, которые дают возможность ещё раз убедиться в непрестанной работе, в единстве таланта и труда, природного дара и горения души. Пусть это звучит несколько пафосно, но без этого нет искусства! Из каждой поездки по отдаленным уголкам республики он привозил зарисовки, этюды, эскизы, которые носят вспомогательный характер, они как «записные книжки», из которых он черпал материал, это конкретные жизненные впечатления, писал и рисовал их прямо с натуры, на пленэре. Как я помню, папа работал всегда, не было дня, чтобы он не поднимался на второй этаж в свою мастерскую, всегда под рукой был альбом, блокнот, это о нем сказано - «ни дня без этюда и эскиза». Папа работал до последних дней своей жизни, в Ак-таше, в любимой своей стихии - среди садов, цветов и гор. Последняя картина, которая осталась неоконченной на мольберте: «Натюрморт с дыней».… Б.Б - Возникает вопрос, а как он все это не только успевал, но и блестяще реализовывал - творчество, большая семья, педагогическая и общественная работа... Э.А - Иногда говорят, Рахиму Ахмедову очень везло, возможно, и так, но везёт тому, кто хочет и умеет везти ....Он всегда знал, что хочет, был целеустремленным, упорным, настойчивым во всем, будь это творчество, педагогическая деятельность, многолетнее руководство Союзом художников Узбекистана. Он изначально дал для себя позитивную установку - созидать! Трудные страницы своей жизни принимал очень мужественно, даже стоически, это никак не отражалось в его творчестве. Вы не увидите у него произведений ностальгических, драматических, трагических, хотя, поверьте, было много таких страниц в его биографии. Его личное эмоциональное состояние никак не отражалось на отношениях с близкими, друзьями и коллегами, но он всегда был принципиален, непримирим и иногда правда, мог быть резок, когда касалось вопросов искусства, смело выступал с критикой, когда дело доходило до принципиальных творческих проблем. Даже на «вершине славы» - народного художника Узбекистана и СССР, академика Академии художеств Узбекистана, академика Российской академии художеств, лауреата Государственной премии, профессора, он не испытывал какой-то «звездной болезни», а оставался тружеником, скромным и отзывчивым человеком. Б.Б : - Как я хорошо помню, к 90-летию со дня рождения в 2011 году впервые состоялась масштабная ретроспективная юбилейная выставка в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. В этом году к 100-летию Мастера планируется выставка? А.Э - Предполагается, что юбилейные торжества, как я уже отметила, пройдут в ноябре месяце. Персональная выставка на этот раз не будет столь масштабной, как на прошлой выставке к 90-летию - было представлено более 350 произведений живописи и графики из собраний музеев, частных коллекций и наследия семьи художника, многие работы зритель увидел впервые. К этой дате, а дата весомая, мы стали готовится заранее - издали большую монографию, которая впервые полно представляет жизненный и творческий путь мастера, где автором выступила моя сестра, доктор искусствоведения, академик Нигора Ахмедов, а также книгу воспоминаний - друзей, коллег, учеников, близко его знавших и представляющие разные стороны характера как человека и художника - «Рахим Ахмедов в памяти современников», а также создан веб-сайт (www.rahimakhmedov.uz). Мы планируем, что и на этот раз основная выставка пройдёт в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, где будут экспонироваться этапные для художника произведения, условно это - «100 произведений к 100-летию», в его Аль-Матер - в Художественном Училище им. П. П. Бенькова - пройдёт выставка графики и рисунка, а также соберём папиных друзей, коллег, учеников и проведём Вечер памяти. Программа насыщенная. Б.Б- Я лично был знаком с Рахимом Ахмедовичем, работая на узбекском радио и телевидении, не раз брал у него интервью, хорошо помню его.... И могу сказать, что Рахим Ахмедов прожил прекрасную и достойную жизнь, а главное - оставил нам великое творческое наследие, воспитал несколько поколений художников и оставил добрую память о себе! Большое вам спасибо за беседу. БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|