Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.10.2021 / 19:37:32
К столетнему юбилею Мастера. Народный художник Узбекистана Рахим Ахмедов оставил большой и добрый след на земле. Поделиться своими воспоминаниями о нем мы попросили известного узбекского кинорежиссера Али ХамраеваКак-то летом, проезжая по ущелью в Шахимардане, я приметил на обрыве могучее дерево. Ветер гулял в ветвях, перекатывалась волнами зеленая листва, в прохладной тени резвились дети. – Что это за дерево? – Карагач... Ему триста лет... – коротко сказал водитель. Потом я увидел это дерево зимой, без листьев, чуть припорошенное снегом, своими узловатыми ветвями как-бы упирается в синее небо, а мощным, почти черным, стволом крепко вцепился за землю. Я долго смотрел назад, пока дерево не скрылось за поворотом дороги. Карагач мне кого-то напоминал, но кого? Я мучительно думал: и тут меня осенило! Конечно, это же образ моего старого друга — художника Рахима Ахмедова! Совсем недавно он покинул нашу бренную землю, немного не дожив до девяноста лет. Рахим Ахмедов был могучим человеком, великим живописцем, удивительным отцом и дедом, который крепко стоял на земле, и никакие ветры и ураганы не могли согнуть этого человека. ЗНАКОМСТВО Когда я учился на кинорежиссера, педагоги привили нам любовь к изображению. «Кино является искусством изобразительным!» — неустанно повторяли они. И я пропадал в Третьяковке, в Эрмитаже, в Пушкинском музее, стараясь попасть в подвалы и на чердаки, где ютились гонимые художники, я пытался вникнуть в живопись всяких формалистов, абстракционистов и прочих «анти». В общежитии института кино я часто заходил в мастерскую студента художественного факультете Эдика (Эммонуэля) Калантарова родом из древнего Самарканда. И однажды я пришел в неописуемый ужас, когда перед мольбертом увидел лежащую на старом диване обнаженную молодую женщину с богатыми формами. Мне было тогда 19 лет... Работая потом с Эдиком над фильмом-оперой «Дилором», я часто бывал у него дома на улице Художников. Как-то Эдик говорит: – Хочешь, зайдем к Рахиму Ахмедову? Он — мой сосед... – А удобно? – Пошли-пошли, он — мировой мужик... Я, немного робея, двинулся за другом. Как-то страшновато было идти в дом руково- дителя Союза художников, чье имя у всех на устах, чьи работы выставлены в музеях и демонстрируются на крупнейших выставках. Сам Мастер часто присутствовал на трибунах творческих съездов, конференциях, на совещаниях в ЦК компартии Узбекистана. Оказывается, Эдик до этого созвонился с ним, и Мастер ждал нас. – Эй, молодежь, заходите скорее! Пельмени готовы! — зовет Рахим-ака. Он сидел во дворике за столом и приветствовал нас рукой. Было лето, прошел короткий июньский ливень. Великий художник был в белой майке, черные волосы отброшены назад, из-под бровей горят пронзительные глаза. Шлепая по лужам, хрупкая остроглазая девчушка принесла блюдо с пельменями. – Карима-хон! Мы ждем Вас! — позвал Рахим-ака. Красивая женщина выглянула в окно и мягко улыбнулась: – Спасибо... Мы с девочками здесь посидим...Здравствуйте, молодые люди! Мы с Эдиком поднялись с места, учтиво поздоровались. Много лет прошло с тех пор, но до сегодняшнего дня помнится этот летний дворик, улыбка хозяйки и громкие реплики хозяина. Я совсем не знал биографии Рахима Ахмедова, но, увидев в тот день на запястье его руки зеленоватую наколку «1921», что означало год рождения, понял: художник — наш человек. У меня на левой руке тоже наколка — первая буква моего имени «А». Значит, мы с Мастером —родом из одного уличного детства...
ВМЕСТЕ С ЛИНИЕЙ ПАРТИИ В те времена, которые нынче называют временами «советского империализма», мы с Рахим-ака часто встречались во время многочисленных пленумов, конференций, съездов и других собраний. Рахим Ахмедов руководил Союзом художников Узбекистана, а я был вторым секретарем Правления Союза кинематографистов республики. Часто мой шеф Малик Каюмов отправлял меня в президиум различных собраний, если был на съемках или плохо себя чувствовал. Так как собрания были длинными и скучными, я со временем нашел способ исчезать примерно с его середины. В паузе между выступающими ораторами, поворачиваюсь к кулисам и громким шепотом говорю: – Что? Москва? К телефону? Срочно?! Дремавшие в президиуме вздрагивали и поднимали головы, ведущий собрания поворачивался ко мне и, видя мою умоляющую жестикуляцию, кивал мне слегка. Я, чуть пригнувшись, деловито исчезал за кулисами и, конечно, больше не возвращался. Как-то стою с участниками пленума у Дворца искусств, из подъехавшей белой «Волги» вышел Рахим Ахмедович. Он поздоровался со всеми, а меня взял под руку и повел в здание: – Товарищ режиссер, я на тебя обижен... – За что, Рахим-ака? – Убегаешь с важных мероприятий... – Но у меня съемки... – А у меня что, сапожная мастерская?! Я художник, меня мольберт ждет! Придумай что-нибудь, выручай... – Попробую... И после этого я часто, дождавшись окончания чтения по бумажке короткой и эмоциональной речи (Рахим Ахмедов говорил по-русски с сильным акцентом), громким шепотом звал из-за кулис: – Рахим Ахмедович! Рахим-ака! Все поворачивали головы в мою сторону, я округлял глаза и, рукой указывая вверх, делал три выдоха: – Москва! Вертушка! Срочно! Сам Шараф Рашидович, руководитель республики, поворачивался к председателю художников и кивком головы указывал, что можно выйти, если срочно вызывают. Потом мы с Мастером мчались на его престижной «Волге» в пыльный «джар» (овраг), где в частном секторе запивали армянским коньяком уйгурский лагман, перемывали косточки нашим коллегам, шутили, смеялись, а потом разъезжались по своим делам. Прощаясь, Рахим-ака весело говорил: – Ты настоящий режиссер! ДРУЖБА В конце апреля 1999 года я оказался в Ташкенте (в то время с семьей пришлось жить в Италии), чтобы начать съемки документального фильма. Как-то ближе к вечеру в квартире раздался телефонный звонок: – Али Эргашевич! С приездом! Это Эльмира Ахмедова... – Привет, Эльмирочка! Как дети, как папа? – Спасибо, все хорошо... Папа узнал, что вы в Ташкенте, сейчас готовит плов и ждет вас... – Спасибо, буду рад его увидеть... – У нас возникла идея создать о папе документальный фильм. Хотим поговорить с Вами об этом... – Хорошая идея! Поговорим... Я человек дела, жизнь приучила. Тут же вызвал оператора с камерой, погрузили осветительную аппаратуру, пару бутылок шампанского, охапку сирени, прыгнули в мою старенькую «Волгу» и помчались в Рабочий городок. – Итальянец келди! Улуг режиссер! ( Итальянец приехал! Великий режиссер!) С этими шутливыми словами, улыбаясь, Рахим-ака заключает меня в свои крепкие объятия. Двор полит, всюду — цветы, посаженные хозяином, в бассейне охлаждаются бутылки с напитками. Ароматный плов, салат, клубника, мороженое уничтожаются быстро, поднимаемся в мастерскую на второй этаж и начинаем работать. Включаем камеру. – Внимание! Начали! — командую негромко я. Рахим-ака — участник войны, переживший в детстве и холод, и голод, в трудные годы закончивший Академию художеств в Ленинграде, вдруг каменеет на глазах и устрашающим голосом произносит с поволокой на глазах: – Мен бир минг туккиз юз йигирма биринчи йил Тошкент шахарда тугилдим ... (Я родился в 1921 году в Ташкенте) – Стоп, камера! Я подхожу и шепчу на ухо: – Рахим-ака, Вы что-то слишком серьезно! Хотите заменить великого трагика Шукура Бурханова? Мастер не растерялся: – Не получилось? Работать надо с артистом, товарищ режиссер! Мы оба расхохотались... Около года наша группа снимала самобытного художника, как бы невзначай следя камерой за ним: дома и на работе, с друзьями и с родными, с коллегами и со студентами. Архивные кадры, старые фотографии, воспоминания друзей — все было интересно, открывался человек, которого я не очень, оказывается, хорошо знал. Больше всего мне нрави- лись вечера, когда шел разговор о жизни, о людях, о стране. Его реплики — незабываемы. Сохранились слайды художника в образе Великого Темура: рыжая борода, жгучий взгляд, нахмуренные брови... В дни рождения к Мастеру приходили все: и друзья, и коллеги, и ученики, среди которых были и преданные, и наоборот. Почти двадцать пять лет Рахим Ахмедов руководил Союзом художников Узбекистана, потом в смутные годы перестройки его отодвинули в сторону. Шли годы. Позже прибежали снова к Учителю: – Помогите! Покажите дорогу! Мы заблудились! Помог. Но когда окрепли, когда вывел их Мастер на истинную дорогу, он сам ушел с чувством облегчения: отсутствовали ручейки материальной подпитки художников, Художественный фонд канул в небытие, художники забились в свои «кухни», нытье и взаимные упреки стали их повседневностью. Незабываема поездка в Париж. Посольство Узбекистана во Франции устроило выставку Рахима Ахмедова. Помню, рано утром я находил Рахим-ака на берегу Сены с альбомом в руках, в который он делал зарисовки. А в Лувре Мастер часами бродил по залам, пристально вглядываясь в мировые шедевры, приближая глаза вплотную к холсту, разглядывая мазок. Особенно долго Рахим Ахмедов простоял у «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, вздыхал, нервно мял пальцы, не замечая разноязычной толпы. А мы все это снимали... Рахим Ахмедович был добрым и внимательным с простыми людьми. На базаре в Старом городе, его знали все торговцы тканями, и он их всех знал. Разминая в руках плотную бязь, расспрашивал о детях, о здоровье, потихоньку торговался, и ему отдавали ткань дешевле. Народ знал и любил своего великого «рассома» — художника. Покупая ранней весной саженцы, Рахим-ака с упоением обсуждал с продавцами достоинства черешни «бычий глаз», надкусывал черенки виноградной лозы, пробовал на вкус, и снова торговался, и снова ему недорого отдавали целую охапку саженцев для сада в кишлаке Акташ. И в Ташкенте, в своем дворе художник утро начинал с сигареты, после которой возился в цветнике, а затем плескался в бассейне. Я часто видел Рахим-ака, который по шею в воде стоял в самом уголке бассейна. Он смотрел на облака, на пролетающих птиц, на ветви персика, в которых гулял легкий ветерок. Легкая рябь шевелила сухие листики. Мастер думал... А какой он был портретист! Никогда не писал вождей и чиновников, его героями были обычные труженики, дехкане, люди науки и искусства. Один из шедевров для меня --«Материнское раздумье». Именно образ этой женщины, потерявшей на полях сражений своих сыновей, стал основой для скульптурной композиции у Вечного огня на площади Независимости в Ташкенте. Мне очень нравится портрет художника Александра Винера, соседа и друга Рахима Ахмедова, пейзажи Акташа и цветущее персиковое дерево во дворе, стали для меня символами моей родной земли, имя которой — Узбекистан. Мой кумир – Рахим Ахмедов, был живописец от Бога, весь мир для него — это цветовые отношения, контрасты света и тени, энергия или мягкость мазка. Увидев поразивший его пейзаж, встретившись с интересным человеком, разглядев поросшую мхом кору старого дерева — Рахим Ахмедов торопился перенести все это на белый холст. Художника охватывал азарт, это и есть импрессионизм, в этом мой старший друг был ярким последователем своего учителя — Павла Петровича Бенькова. А как много перекличек в творчестве Рахим-ака с его любимыми французами — Гогеном и Матиссом! Со временем художник ушел в пейзажи и натюрморты, погружаясь в красоту мира, он отдыхал душой. Все свободное время Мастер отдавал воспитанию молодого поколения художников. Был он придирчив и строг, повторяя: «Хоть маленьким голосом, но пой — своим!». Рахим Ахмедов на всю жизнь стал гимном целому поколению талантливых учеников — от Бахтияра Бабаева до Джамала Усманова. Я всегда поражался мужеству моего друга. Потеря двух сыновей, верного помощника и друга — супруги Каримы, не сломали его. Поддержка любимых дочерей Эльмиры и Нигоры, забота друзей и учеников помогали выстоять Художнику-«Карагачу», перенести все ветры, невзгоды и лишения. Сегодня во взрослую жизнь вошли внуки Рахима Ахмедова, радуется жизни правнучка. Ей предстоит еще удивительная встреча с живописью своего великого прадеда. Рахим Ахмедов был скромен и никогда не «выпячивал» себя. Был вечным депутатом, академиком, Народным художником. К нему не прилипали грязь и мутная пена зависти, интриг, склок, так распространенных в мире искусства. Он ушел из жизни мгновенно, не мучаясь и не страдая, его сердце остановилось среди садов и гор, которые он писал всю жизнь. Его душа, мне кажется, до сих пор в этих местах. И когда я вижу с восьмого этажа моего дома встающее над Тянь-Шанем солнце, я чувствую теплую руку моего друга, его пронзительный взгляд и добрую улыбку. И слышится мне возглас Рахим-ака: – Хватит спать, товарищ режиссер! Работать надо! Сегодня жизнь суетлива и беспокойна. Громкая музыка, циничный интернет, пошлые телеканалы, гламурные журналы и фильмы, — всё это мешает вдохнуть запах цветущей ветки урюка, услышать на рассвете журчание арыка, приглядеться к фигуре молодой женщины, которая кормит грудью младенца. Но на стене моего жилища хранятся все эти прелести жизни, они запечатлены в нетленных картинах Рахима Ахмедова — Художника и Человека.
Подготовила Эльмира Ахмедова
|
|