Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
16.09.2017 / 11:16:29

Три женских имени в русской поэзии…


Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» после летней побывки в литературном музее С. Бородина снова вернулся «на круги своя» — в РЦНК в Ташкенте. Здесь на открытом воздухе 14 09 17 состоялся музыкально-поэтический вечер, заново открывший нам имена трёх женских имён в истории русской литературы: Татьяны Князевой (1966-2015), Нины Королёвой (1933), Юнны Мориц (1937).

В отличие от многих литобъединений в узбекской столице, ставящих перед собой целью, прежде всего, помочь пишущим людям выйти на страницы периодической печати, «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» успешно совмещает с этой функцией главную свою цель. Клуб-музей, рождённый 12 ноября 1999 года, неполных двадцать лет успешно приобщает любителей словесности к классической литературе Серебряного века и отчасти современной, в которой мы можем найти её благородные отголоски, а также формирует литературный вкус у ахматовцев и их многочисленных гостей. Здесь каждый участник клуба, согласовав с его директором А.В. Маркевич, вправе выбрать и разработать свою волнующую тему: доклад или просто сообщение с изложением собственного отношения к прочитанному. Таким образом, всякий раз на заседаниях формируется не пассивная, а заинтересованная аудитория, порождающая особую атмосферу духовности, открытости для восприятия новых или полузабытых старых имён. Часто завязываются литературные дискуссии, в которых рождается непротокольная истина, заставляющая задуматься не только о вопросах творчества, но и самой жизни. Ни для кого не секрет, что «творчество – это редукция жизни (восстановление к тексту), в то время как истолкование творчества – это дедукция (выведение) жизни к тексту» (И.Т. Касавин) .
Заседание, как обычно, открыла А.В. Маркевич, поэт, искусствовед, один из создателей музея С. Есенина в Ташкенте, организатор и общественный директор клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», обладатель Чеховской и Пушкинской медалей за свой вклад в сохранение и продвижение русского языка и литературы в Узбекистане.

В первую очередь, она отдала дань памяти ташкентскому поэту, прозаику и художнику Татьяне Владимировне Князевой, рано ушедшей из жизни из-за смертельной болезни — саркомы лёгких — в свои неполных пятьдесят лет.

Татьяна Владимировна Князева родилась 9 декабря 1966 года в нашем городе. Окончила Республиканскую студию эстрадно-циркового искусства по специальности артист эстрады (разговорные жанры). Победительница Республиканского эстрадного конкурса им. Ходжи Насреддина. По профессии дизайнер, много лет занималась литературным творчеством – поэзией, драматургией, прозой. С 1998 года ее произведения регулярно публикуются в республиканских газетах и в литературно-художественном журнале «Звезда Востока». Они вошли в сборники: «Поэтический венок Узбекистана Есенину», «Мир Есенина», в сборник стихов поэтов Узбекистана «Голос сердца» издательства литературы и искусства им. Гафура Гуляма, выпущенный в 2001 году, и в поэтический сборник «Истоки», выпущенный издательством «Фан» Академии наук Республики Узбекистан в 2002 году. Автором изданы мини-книги стихов с собственными иллюстрациями – «Поговорим о пустяках», «Запоздалые слова», «Визави», а в 2000 году вышла в свет ее повесть «Обнажение» издательства народного наследия им. А. Кадыри. Татьяна Князева была активистом Русского культурного центра Узбекистана и ахматовского клуба-музея, часто публиковалась в альманахах «Мир Есенина» и «Мангалочий дворик», а главное, была талантливым поэтом, оставившим потомкам свои искренние и романтичные стихи, полные любви к родному краю и всему тому, что было с ним связано в русской культуре. Об этом свидетельствуют её стихи, прочитанные на вечере А.В. Маркевич:

Край тополей

К родной земле любовь
С чем может быть сравнима?
Она - как утра новь,
Простор необозримый,

Как хлеба дивный вкус,
Тепло любимых глаз...
Вершина всех искусств -
Любить не напоказ.

Мой тополиный край,
Он с детства мне знаком...
Предпраздничный карнай...
Мальчишка с ишачком...

Гор-великанов стать,
Свирель ночных цикад.
Как сладко засыпать
В горах под звездопад,

А утром к ручейку
По тропочке бежать
И по пути тоску
Беспечно забывать.

Край тополей и грёз,
Восточного тепла.
Ты с давних лет пронёс
Непониманье зла.

Улыбчивость дехкан,
Их говор озорной,
Как щедрый дастархан,
Как летний зной зимой.

* * *
Древнего города улицы,
В асфальтном наряде, живые,
Вспомните, улицы-умницы,
Далекие сороковые:

Домики, крыши покатые,
Таких теперь мало осталось,
Легкую поступь Ахматовой,
Как ей в Ташкенте писалось…

Дынная, знойная, пыльная,
Рысьи глаза восточные,
Азия гостеприимная
Дружила с российской дочерью.

17 августа 1999

Мне запомнился совместный творческий вечер в 2001 году, когда Татьяна Князева презентовала свой сборник «Скиталица-любовь», а Альбина Маркевич — мини-сборник «Жива Я?!». На литературном вечере А. Маркевич прочитала несколько стихотворений из её сборника «Визави» (2009) и справедливо заключила: «Творчество Татьяны Князевой, разнообразное по жанрам и тематике, отличается наблюдательностью, богатым воображением и свежестью взгляда». Эти качества вполне смог выявить в её стихах композитор-исполнитель Геннадий Арефьев, исполнивший на вечере свои песни под гитару на стихи Татьяны Князевой, с которой он был лично знаком и записал их совместный первый альбом ещё при её жизни. Особенно трогательно прозвучала тема вокзала и связанные с ней мотивы разлуки и прощания с прошлым:


Забытой мелодии звуки доносятся…
Холодный, угрюмый, усталый вокзал,
Возможно, еще не забыл прошлой осени
И нашей любви заключительный бал.

Все помнит вокзал: быстротечные
праздники,
Что только для нас, для двоих на земле,
Галопом стремительным, словно
проказники,
Летели и прятались в ранней заре;

Короткие встречи и снова прощания;
Как хмурилось небо,
как дождь моросил.
Все помнит вокзал, это серое здание, -
Он нашим надежным сообщником был.

А годы летят, уносясь, словно птицы,
Снуют поезда, на север, на юг…
Усталый вокзал, что теперь тебе снится,
Безмолвный свидетель и преданный друг?

Забытой мелодии звуки печальные…
Нахмурилось небо, дождь моросит…
Вокзал, одинокое серое здание,
О празднике ярком порою грустит.

1997

О Нине Валериановне Королёвой рассказала активист музея, правая рука Альбины Витольдовны Маркевич — поэт и блогер Раиса Крапаней. Выбор этого имени в современном литературном мире был вовсе не случаен. Из печати вышла новая большая монография об Анне Андреевне Ахматовой. Написала её один из крупнейших ахматововедов страны, поэт и литературовед, ведущий научный сотрудник Института Мировой литературы РАН – Нина Валериановна Королёва. Книга называется «Анна Ахматова. «Души высокая свобода...». Творческий путь поэта».

В 2000 году, узнав об открытии клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», Н.В. Королёва подарила музею только что вышедший в свет ахматовский восьмитомник, а также сборник стихотворений «Окно в ночь» и воспоминания о встречах с Анной Андреевной. В 2017 году в Москве в Библиотеке имени Анны Ахматовой состоялась презентация её новой книги «Анна Ахматова. «Души высокая свобода...». Творческий путь поэта». Два экземпляра этой драгоценной новинки с автографом автора были присланы в дар музею и Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои.
Главное достоинство книги, — по мнению её автора, – удалось восстановить справедливость в оценке дворянского периода русской культуры, объяснить смысл и причины гонений на Ахматову в 1920–30 и в 1940–50 годы. В последнее время появилась тенденция иначе оценивать роль Сталина и Жданова в истории страны и нашей культуры, изданы книги типа «Антиахматова» Тамары Катаевой или дневники С.К. Островской, писавшей доносы на Ахматову. «Думаю, — признаётся автор в одном из интервью журналистам, — мне удалось спокойно рассказать об истинной Ахматовой, её гражданской позиции, патриотизме, духовном мире. И конечно – мне удалось опубликовать некоторые списки и варианты произведений Ахматовой, до сих пор не известные или недооцененные ахматоведами… А вообще история жизни поэта, – заключает Нина Королёва, — это текст его произведений. То, что не вошло в этот текст – его тайна и обнародовать это – только воля самого поэта».
Своим творчеством Нина Королёва воскресила не одно литературное имя наших современников. Ленинградская поэтесса (в Москву она переехала значительно позже) в 1976 году опубликовала в журнале «Аврора» стихотворение «Оттаяла или очнулась?...» о трагических смертях, которыми в разные века была отмечена история Тобольска. Поэтесса-шестидесятница, автор более десяти книг стихов, нескольких литературоведческих работ, книги воспоминаний «Встречи в пути» в настоящее время готовит совместно с другими научными сотрудниками РАН новое полное собрание произведений Вл. Маяковского.

 

 


На вечере Альбина Маркевич прочитала стихи Нины Королёвой из сборника «Окно в ночь», среди которых было много посвящений Анне Ахматовой, как это, покаянное:

Иду по следу по чужому.

Прости, Ахматова, прости
За эти примечанья к тому
Твоих раздумий на пути!

Великие всегда судимы
Потомками, - судом земным, -
Чтоб суд решил: «Непогрешимы!»
И право дал молиться им…

Третья часть литературного вечера была посвящена, на первый взгляд, знакомому с детства поэту ХХ века — Юнне Мориц, но на поверку оказалось, что мы её почти не знаем, потому что её ранние публикации в журнале «Юность» и детские стихи – это только крохотная доля её огромного многомерного творчества. С творческой биографией Ю. Мориц и её стихами познакомили ахматовцев преподаватель английского языка из Москвы Ирина Кипанова, актриса Елена Бурова, филолог Елена Васильева-Чеботарёва.
Юнна Петровна Мориц — известная русская поэтесса, переводчица, публицист. Ее лирическая поэзия стала воплощением остроты и чуткости авторского взгляда на окружающие проблемы. Автору одинаково хорошо удается писать как стихи о любви, так и произведения на злобу дня. Произведения Мориц переведены на множество иностранных языков. На детских стихах поэтессы — «Пони», «Ежик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании» воспитано не одно поколение соотечественников. Песню «Когда мы были молодые» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных знают во всех уголках бывшего Союза и поют на всех фестивалях авторской песни и в узком кругу друзей, что дало повод вспомнить её на вечере в ахматовском музее.
Ирина Кипанова рассказала о своей личной встрече с поэтом и прозаиком, лауреатом премий «Золотая роза» (Италия), «Триумф» (Россия), Международной книжной ярмарки, премии А.Д. Сахарова в апреле этого года у неё дома в Москве. Она показала ахматовцам подаренную ей детскую книгу «Рассказы о чудесном» Ю. Мориц с автографом и рисунками автора в книге. Во время учебы в Московском Литературном институте, куда Юнна была зачислена на отделение поэзии в 1957 году, она приняла участие в плавании в Арктику на борту ледокола «Седов». В сборнике короткой прозы Юнна Мориц изложила свои впечатления о Крайнем Севере, за которые она в своё время дорого заплатила. Девушка была отчислена из института «за нарастание нездоровых настроений в творчестве». В итоге ей все же дали доучиться в институте, стены которого она покинула в 1961 году.
Большой интерес у ахматовцев вызвала автобиография Ю. Мориц, название которой говорит само за себя: «И в чёрных списках было мне светло». В автобиографии Юнна Петровна отмечает, что на ее поэзию сильно повлияли многие замечательные авторы, жившие и творившие в разные времена — Гомер, В. Хлебников, А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева и, конечно, А. Пушкин. Своими непосредственными учителям она считает А. Платонова и Т. Манна. Она называет себя «чистым поэтом» и не относит себя ни к диссидентам, ни к разоблачителям. «Именно поэтому мне нельзя ничего навязать, никакую туфту, ни в какой упаковке», — говорит поэтесса. Своей главной ценностью она считает человеческое достоинство, которое не может потерять ни при каких обстоятельствах. Поэтому в любой ситуации готова называть вещи такими, какие они есть, и не привыкла ни перед кем раболепствовать.
Себя Юнна Мориц называет противоядием «русофобской отравы», из-за чего уже более 10 лет не бывала в родном Киеве и не верит в возможность скорейшего возвращения туда. По этому поводу были написаны стихи «Другая Украина», в которых она вспоминает ту родину, которая ей по-настоящему близка. Об этом же стихи, обращённые к современным нацистам, в которых она перефразирует хрестоматийное произведение А.С. Пушкина «Я вас любил…», поэтому они звучат с двойной силой как набат:

 

Я вас люблю, как любят всё, что мимо
Промчалось, не убив, когда могло.
Я вас люблю и вами я любима
За то, что не убили, а могли,

Когда была я в поезде бомбима,
Лицом упав на битое стекло,
И чудом вышла из огня и дыма
В пространство, где горели корабли,

Горели танки, самолёты, люди,
Земля и небо, кровь лилась из глаз.
Я вас люблю всей памятью о чуде,
Которое спасло меня от вас.

Мой ангел в той войне был красным, красным,
И пять мне было лет, а нынче сто.
Я вас люблю так пламенно, так страстно,
Как дай вам Бог не забывать – за что.

Живой рассказ гостьи из Москвы дополнили стихи Юнны Мориц в талантливой декламации Елены Буровой и Елены Васильевой-Чеботарёвой, завершившей своё выступление посвящением Юнны Мориц — Юрию Визбору «Уеду, уеду, уеду…». Ташкентский библиофил Александр Ступак, только что приехавший из Москвы, поделился своими впечатлениями о Всероссийской книжной ярмарке в Первопрестольной и красотах природы Подмосковья на берегу реки Оки.
Двухчасовое насыщенное поэзией и музыкой заседание в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» ещё раз подтвердило, что тематика литературных вечеров и сам народ в ахматовском клубе-музее неоднородны и интересны, и «исчерпать» друг друга в ближайший десяток лет им не грозит.

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

15.09.2017 / 12:18:29

"Не надо… " Трилогия

"Не надо… " Журнал "Звезда Востока" утверждает, что прочесть эти блестящие короткие истории Марата Байзакова надо Далее...

12.09.2017 / 18:26:50

Краткий обзор 2 и 3 номера журнала "Звезда Востока"

Краткий обзор 2 и 3 номера журнала "Звезда Востока" Далее...

10.08.2014 / 19:39:43

Бастакор Сулаймон Юдаков уй-музейида ижодкорлар билан хотирлаш кечаси ўтказилди

Санъат улуғ касб, шу жумладан – бастакорлик касби ҳам. Унинг меҳнатида халқнинг дарди, қувонч ва изтироблари, мумтоз ва бадиий усулда майин куй, оҳангга йўғрилган ҳолда тараннум этилади. Шунинг учунки, улар яратган асарлар ҳамиша қадрлидир. Далее...

09.08.2014 / 10:29:15

УЛУҒ ШОИРНИНГ ШОҲ АСАРИ

Улуғ ижодкорлар қанчалик кўп ва хўб асарлар ёзган бўлишмасин, улар орасида одатда биттаси шу қалам соҳибининг ташрифномаси бўлади. Биз Фирдавсий деганимизда "Шоҳнома" кўз олдимизга келганидек, Шекспир номини тилга олишимиз билан қаршимизда "Ҳамлет" гавдаланади. Худди шунингдек, буюк рус шоири А.С.Пушкин номи жаранглаши билан зеҳнимиз "Евгений Онегин"ни чақириб олади. Далее...

09.08.2014 / 10:17:08

Послесловие к юбилею поэта

Последние дни минувшего года были настолько насыщены важными событиями, в том числе, литературными, что иной читатель возможно не смог проследить за тем, как наш народ отдал дань уважения памяти таких замечательных узбекских писателей, как Хамид Алимджан и Камиль Яшен, которым в декабре этого года исполнилось бы 100 лет каждому. Далее...





22.11.2024 / 21:03:22
В Галерее Академии художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки картин студентов Международного Вестминстрского университета в Ташкенте - (МВУТ)"Мастерство и вдохновение"
 
18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 


15.11.2024 / 21:10:26
Московский педагог проводит мастер-классы для актеров Русского драмтеатра Узбекистана
 
15.11.2024 / 17:18:00
Одним из самых впечатляющих спектаклей , показанных на сцене ГАБТа им. А. Навои , стала опера Джузеппе Верди "Травиата" в постановке народного артиста Узбекистана Феруддина Сафарова
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте