Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.07.2018 / 10:11:06
К итогам первого и последнего заседания Общественного Совета Государственного музея искусств УзбекистанаНаверно, никогда не забуду тот день, когда мы собрались на наше первое заседание и так обстоятельно, так результативно поговорили на первом заседании Общественного Совета музея. Предложения членов совета были настолько интересны, так хорошо продуманы, что сразу сформировался целый пакет предложений, связанных с тем, как помочь нашему любимому музею выйти скорее на самый высокий уровень работы, устранить имеющиеся недостатки в работе. На втором заседании собирались поговорить на эту тему на основе лучшего опыта итальянских музеев и был готов к этому спикер недавно вернувшийся из Италии. И самое лучшее предложение того заседания заслуживает особого внимания и работников Министерства культуры, и ташкентского хокимията. Членами Общественного Совета предложено переместить из Музея искусств уникальную художественную коллекцию Великого князя Николая Константиновича Романова обратно, в старый дворец, где он жил и где располагались прежде эти картины, представляющие лучшие образцы западноевропейского искусства и собранные им. В связи с этим предлагалось сделать это здание в центре Ташкента филиалом Музея искусств и провести его реконструкцию. Вот такие у нас были планы, сбудутся ли они… Теперь о совсем другом. Иногда задают вопрос: что дают нам новые президентские реформы, что делаем мы для того, чтобы они успешно состоялись? К сожалению, бывает так: приходишь с инновационным предложением в поддержку процесса реформ в области культуры, а чиновник, от которого зависит принятие решения, говорит: - А у нас такого мероприятия нет в плане… Потому давайте думать вместе. Это очень важно, тем более, что культура связана со всеми видами человеческой деятельности и служит определением его уровня и его деятельности. И тем более, что сегодня век инноваций, а вместе с тем и год, посвященный инновациям разных видов деятельности в Узбекистане. Может быть, мы сумеем вместе сказать: процесс пошел! I Углубленное обоснование инновационных предложений А раз уж речь зашла об инновациях, не обойтись без научного подхода и методики. С того и начнем. В современном мире с разрушенной симметрией отношений Человек и Природа, Человек и Человек, Человек и Планета в противовес натуралистическим, потребительским подходам к общечеловеческим ценностям усиливается стремление к духовности и возрождению нравственных ценностей. Особое значение приобретает понятие коэволюции, сопряженного, взаимообусловленного развития жизненных систем и их элементов. Понимание неотвратимости приближающейся экологической катастрофы, перенаселенность планеты, провоцирующая агрессию и войны, побуждает к изменениям в ценностных установках. Вместе с тем для современной ситуации в мире характерно усиление агрессии, межнациональных и межрелигиозных войн. Нередко региональные конфликты, коллективный и индивидуальный террор, религиозный фанатизм возникают под влиянием интенсивного противоборства в информационном пространстве с целью достижения психологического и идеологического превосходства, стремления размыть философские основы сознания народа, внедрить ложные установки. Участие молодых людей в религиозных и национальных войнах на стороне террора часто связано с недостатком знаний о просвещенном исламе. Не оттого, что таких знаний не существует, а потому, что они долгое время и для многих людей не были доступны. Равно как и серьезные аналитические труды о родственности мировых религий: мусульманской, христианской, иудейской. В годы советского тоталитарного режима многое оставалось скрытым, агрессивные религиозные течения без особого труда овладевали умами многих малообразованных людей. Агрессивному исламу противостоит многовековая философия просвещенного и суфийского ислама, представителями которого были лучшие поэты и философы Центральной Азии и Узбекистана. И прежде всего Алишер Навои. В своем докладе директор Института Центральной Азии и Кавказа (CACI) Сванте Корнелл сказал: «Президент Шавкат Мирзиёев запустил национальную идею просвещенного ислама. Тем самым наблюдается переосмысление великой эпохи Центрально-азиатского просвещения, «золотого века» ислама. Постигая эту изумительную эпоху достижений и придавая ей современную «институциональную идентичность», Узбекистан закладывает основы важного беспрецедентного направления и модели для мусульманского мира». По нашему мнению, наряду с деятельностью Международного научно-исследовательского центра им. Имама аль-Бухари, Исламской академии и Центра исламской цивилизации Узбекистана очень важно использовать также другие средства, знакомящие международную аудиторию и сограждан, особенно молодежь, с гуманными идеями просвещенного ислама и его узбекистанской моделью. Президент Шавкат Мирзиеев на 72 сессии Генеральной Ассамблеи ООН сказал, что нужно менять подходы к оценкам терроризма, использовать для борьбы с ним наряду с силовыми методами другие, бороться с первопричиной этого зла, а не только с последствиями. Угроза терроризма, насильственного радикализма нарастает и носит глобальный характер, угрожая стабильному развитию и межнациональному согласию в мире, отметил в своем интервью СМИ Садык Сафаев, первый зам. председателя Олий Мажлиса. Суть проблемы в невежестве, в нетерпимости, и эту проблему надо решать через просвещение, образование, через средства массовой информации, искусство и спорт. Терроризм молодеет, недавний средний возраст этих людей был 29 лет, сегодня уже 20. Необходима целенаправленная молодежная политика художественная и просветительская не только для молодежи, но и создаваемая с участием молодежи. Задачи, которые сегодняшний день ставит перед мировым сообществом, взаимосвязаны и взаимообусловлены, их решение требует глобального мышления и комплексного подхода. Мышление не реформируется по указу или заказу, но в процессе участия в целенаправленном решении целевых задач. Скажу более: перечисленные задачи невозможно решить каждую по отдельности, но только во взаимосвязи их многоэлементной структуры, в рамках открытой, многовариантной и нелинейной системы, которая не деградирует к стандартному для замкнутых систем состоянию, но позволяет образовывать новые структуры и системы, в том числе более сложные, чем исходные. Здесь уместен инновационный синергетический подход. Термин «синергетика», введенный в 1969 г. Г. Хакеном, стал сегодня обозначением междисциплинарного направления науки, связанной с образованием и самоорганизацией моделей и структур в открытых системах эволюции и коэволюции, в процессах упорядоченного поведения сложных нелинейных систем. Он рассматривается как современный этап идей кибернетики (Н.Винер, У.Р.Эшби) и системного анализа (Л. фон Берталанфи). В расширенном толковании развивается тенденция его применения в любых системах: биологических, экологических, социальных как единой основы для механизма возникновения новаций. Как отмечает М.Гардарики (Философия: Энциклопедический словарь.2004), синергетика, будучи междисциплинарным направлением исследований, влечет за собой глубокие мировоззренческие последствия. Меняется концептуальная сетка мышления. Происходит переход от категорий бытия к событию; от существования к становлению, сосуществованию в эволюционирующих структурах старого и нового, к быстрой эволюции через нелинейную обратную связь, в том числе информационную, от эволюции к коэволюции. В новой синергетической картине акцент падает на становление, когерентность, кооперативность элементов, нелинейность и открытость, позволяющую различные варианты. Синергетический подход придает новый импульс обсуждению традиционных философских проблем, потенциального и актуального, части и целого. Мультимедийность – современный художественный творческий метод, позволяющий посредством синтеза в единой композиции, сюжете или артефакте когерентно использовать разные виды искусства и художественные формы в их многообразии и единстве. Вопрос о «диалоге», который ведут между собой различные виды искусства, составляет одну из главных тем современной литературной критики. Мультимедийность, которой я успешно пользуюсь в постановках и просветительных мероприятиях «Арт-Студии-Свет», позволяет задействовать не только диалог искусств, но целый ансамбль разных искусств в рамках одного мероприятия: поэзию, музыку, изобразительное искусство, театр, пение, художественную декламацию, хореографию и т.д. Многоэлементная и многовариантная мультимедийная структура позволяет полнее отразить исторический, философский и социальный подтекст, характер эпохи, создать яркую, эмоционально насыщенную картину внутренних аналогий, необходимых для комплексного восприятия и нового системного мышления. Этот метод хорошо сочетается с синергетическим, они взаимно дополняют друг друга, позволяя включить в решение задачи практически все виды искусства и их представителей. II Современные задачи согласно Стратегии развития Узбекистана включают: - утверждение общечеловеческих ценностей; - укрепление межнационального и межконфессионального согласия, религиозной толерантности, противостояние терроризму; - продвижение имиджа Узбекистана за рубежом; - культурную и просветительскую деятельность, способствующую развитию нового мышления и форм информации, обогащению многосторонней образовательной программы; - перевод и пропаганду узбекской культуры, формирование узбекистанской модели развития; - презентацию прогрессивной зарубежной культуры в Узбекистане; - активное и творческое участие молодежи в реализации перечисленных задач. Комплекс перечисленных задач имеет взаимно обуславливающие связи, требует способности их глобального обозрения и своевременного подключения отдельных составляющих, а потому и взаимосвязанного участия разных институтов в рамках открытой, многоэлементной, многовариантной структуры, объединяющей функции просветительные, творческие, художественные, пропагандистские, воспитательные. Государственный Музей искусств Узбекистана создан ровно 100 лет назад в 1918 г., как Народный университет и ныне представляет собой одно из старейших государственных учреждений в системе Министерства культуры, насчитывает более 60 000 экспонатов, многие из которых уникальны. Превратить его в простое хранилище, склад, в котором время от времени художники устраивают свои выставки – значит обеднить культуру Узбекистана. Об этом шел обстоятельный разговор на состоявшемся недавно первом заседании Общественного Совета Государственного музея искусств Узбекистана. Выставки художников? Да! Лекции? Да, но с учетом того, что сегодняшний посетитель знает больше, имеет источники информации в интернете, способен анализировать, сравнивать, сопоставлять, больше дорожит своим временем и возможностью его всестороннего использования… Наряду с индивидуальными выставками художников прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных, Музей искусств, согласно своему названию, призван представлять и другие виды искусств, использовать разнообразные формы презентации, систематизируя знания и воспитывая ассоциативное, аналитическое и творческое мышление, с многосторонним взглядом на мир, способное охватить комплекс взаимосвязей сегодняшнего дня и современного мира. Этому отвечает использование выше описанных методов синергетики и мультимедийности, которую за рубежом все чаще берут на вооружение как оптимальную форму, если хотят увлекательно и доходчиво передать в одном мероприятии или постановке всю полноту философии, идеи и художественного замысла. «Арт-Студия-Свет», которая по сути является и малым театром, и просветительно-художественной студией, уже в течение 9 лет успешно пользуется этим методом, провела более 30 мультимедийных постановок, лекции и спектакли на престижных сценах Ташкента и всегда при наличии аншлага, а также в учебных заведениях. Успеху ее концертов в залах Государственной консерватории, бывшего ОДО, Национальной библиотеки им. А.Навои, прежнего Республиканского Интерцентра способствовало также использование метода мультимедийности. Этот метод был использован также в постановке нашей пьесы «Добрый солдат Швейк» (автор и режиссер спектакля – руководитель «Арт-Студии-Свет»), премьера спектакля состоялась в 2016 г. в театре «Ильхом» и имела 3 репризы. В Узбекистане уже была использована форма Народного университета, она предшествовала созданию на ее базе Государственного Музея искусства. Тот Народный университет сыграл в свое время свою роль, с тех пор прошло 100 лет (ЮБИЛЕЙ!), и пора возродить его в более совершенной, современной, инновационной форме. Это может быть Народный университет с современно оснащенным лекторием и народный театр «Арт-Студия-Свет» с соответствующим оснащением, которые будет представлять наряду (и вместе) с изобразительным также другие виды искусства в форме современных мультимедийных постановок, спектаклей, кинофильмов и т.д., с последующим обсуждением вместе со зрителями, с участием авторов картин, музыки, литературы и.т.д. - Эпоха, философия и мастера Возрождения. Отметить жажду познания мира в его красоте, разнообразии, тесной связи науки с искусством, а также универсальность и разносторонность мастеров Возрождения. (например, Леонардо да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер, изобретатель, математик, анатом, ботаник исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века; Микеланджело (1475-1564) - скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени)… - Ренессанс в живописи, скульптуре, музыке, театре, архитектуре; - Эпоха позднего Возрождения, Барокко, в архитектуре, живописи, скульптуре, моде, интерьере с отражением его философии. Например, для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Такие мероприятия при соответствующей информационно-рекламной работе Музея и поддержке средств массовой информации привлекут новым взглядом на творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана Вечелло, Эль Греко, Донателло и Микеланджело, Иеронима Босха и Питера Брейгеля, а также Франческо Петрарки, Мигеля де Сервантеса, Франсуа Рабле, Уильяма Шекспира и Лопе де Вега и других мастеров вместе с возможностью послушать вокальные произведения эпохи Ренессанса. Подобным образом можно представить стиль барокко, его эпоху, философию и следы архитектурного стиля барокко в Узбекистане. Посетителей заинтересует новый взгляд на творчество Поля Рубенса, Х. ван Рейна Рембрандта, М.М. Караваджо вместе с музыкой И.С.Баха, Антонио Вивальди, Георга Генделя и литературными произведениями испанского Педро Кальдерона. - Живопись, поэзия, архитектура, музыка XX века. Художественная культура XX века – одна из самых сложных вех в истории мировой культуры и ожидает своих лекторов и просветителей, в том числе из Народного университета. Осознание политической, исторической, культурной сложности недавней эпохи поможет глубже и полнее осмыслить последовавшую за ней эпоху нашего времени. То была эпоха активного устремления искусств навстречу друг к другу в стремлении отобразить новый мир, соединяя разнородные черты: искусство временное, пространственное, визуальное. Эпоха дала миру ярких мастеров также русского, советского авангарда в живописи, поэзии и музыке: Александра Блока, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, а также Анну Ахматову и Марину Цветаеву и др., художников В.Кандинского, К.Малевича и др.; в музыке, представляющей собой яркое слияние тенденций романтизма (Г.Малер, Р.Штраус, Я.Сибелиус), импрессионизма (К.Дебюсси, М.Равель), модернизма и т.д., также представителей неоклассицизма в лице И.Стравинского и С.Прокофьева. Мультимелийные постановки Народного университета могли бы способствовать развитию мысли художника В.Кандинского: «Предлагаю создать такую живопись, которая бы не иллюстрировала музыку, но брала за основу ее ритмы и формы». Далее можно осуществить лекции, показы (с обсуждением) и постановки - Диалог культур в исторической и современной Центральной Азии и Узбекистане; - Культура средневековья и антики с точки зрения истории и современности; - Самые успешные фильмы мира, начиная Великим Немым; -История Узбекистана в кинодокументах и кинофильмах; -Из новейших археологических изысканий на территории Центральной Азии и Узбекистана; - Самые необычные здания мира; - Язык жестов и национального танца; - Опальные поэты и художники всех времен и разных народов; - Космические рисунки на Земле. Каково их происхождение? и так далее. На международных форумах неоднократно отмечалось, что исламская суфийская духовность ещё мало представлена на международной арене и что достижения узбекской культуры могут многое сделать в этом отношении, а также в формировании узбекистанской модели просвещенного ислама. Алишер Навои, яркий представитель философии суфийского, просвещенного ислама, воспел в художественной форме единство мира, его целостность, идею о том, что Творец и творимое происходят из единого начала, воспел свободу личности и отразил родственность религии мусульманской, христианской, иудейской, религии единого Бога. Согласно утверждению многих исследователей, в условиях советского атеистического государства поэмы А.Навои были сокращены на 15-20%, и в условиях веротерпимости и дружбы народов требуются новые переводы его наследия. Автор этих строк, руководитель и режиссер «Арт-Студии-Свет», поэт, драматург и переводчик узбекской и зарубежной поэзии, сделала новые переводы газелей Алишера Навои, а также включила их фрагменты в свою музыкальную пьесу «Азиз и Зулейха». Можно приготовить литературно-музыкально-изобразительную мультимедийную постановку, в которой будут представлены новые поэтические переводы газелей А.Навои, фрагменты из философии и поэзии его современников, а также живопись и музыка просвещенного ислама. Можно также поставить выше указанный спектакль «Азиз и Зулейха». Вместе с музыкальной драмой «Новая Саломея» из репертуара той же «Арт-Студии-Свет» они посвящены теме многонационального содружества и религиозной толерантности, теме Узбекистанской модели просвещенного ислама. В сотрудничестве с культурными национальными центрами, действующими при Комитете Узбекистана по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при правительстве, и с посольствами, можно приготовить мультимедийные постановки типа: Что дала миру та или другая страна. Жизнь и культура представителей ее народа в Узбекистане, их вклад в жизнь Республики, сохранение культурных традиций и т.д. Некоторые из таких мероприятий можно объединить с показом кинодокументов из недавней истории Узбекистана, например, нового фильма «Большое сердце Ташкента», успешно представившего Узбекистан во многих странах мира, и дополнить его демонстрацию рассказами очевидцев, для которых наша страна стала местом спасения от фашистского нашествия во время войны. Такие постановки будут также способствовать осуществлению идей многонационального содружества, религиозной толерантности, продвижению имиджа Узбекистана за рубежом и узбекистанской модели просвещенного ислама, воспитанию молодежи в противостоянии терроризму и т.д. Во время мастер-класса, который я провела в феврале 2017 г. в РСМАЛ им. Успенского, учащиеся лицея выразили желание и готовность творчески и исполнительски участвовать в осуществлении предложенного мной проекта в поддержку президентских решений, участвуя в постановках «Арт-Студии-Свет», в презентации ее новых музыкальных пьес, поэзии, песен и просветительской деятельности, отвечающих выше указанной президентской программе. По нашему мнению, необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся возможности активного включения молодежи и взрослого населения в диалог Президента с народом и творчески содействовать процессу новых реформ и задач, представляющих Стратегию развития Узбекистана!
Адель Абдурахмановна Чилякова, доктор философии, искусствовед, драматург и режиссер, поэт и переводчик, публицист. лектор, руководитель «Арт-Студии-Свет» и автор проекта. Лауреат международной премии «Gratias Agit» (Чехия, 2013) и Приза зрительских симпатий (Узбекистан, 2017)
|
|