Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.02.2019 / 11:19:45
Яков Шапиро. Свой мир художникаЯков Иосифович Шапиро, заслуженный скульптор Узбекистана, внёс немалый вклад не только в культуру Узбекистана. Его работы уже вошли историю искусства. Так же, как они вошли в повседневную жизнь жителей Ташкента. Каждый день мы проезжаем или проходим мимо памятников Шота Руставели, Хамиду Алимджану, Шарафу Рашидову, Лалу Бахадуру Шастри, Батыру Закирову… А жителям Бухары и многочисленным туристам древнего города полюбилась скульптурная композиция бессмертному острослову Ходже Насреддину. На счету художника ряд архитектурно-скульптурных ансамблей, в том числе композиция метро «Космонавтов» на звездную тему: с фигурами Матери-Земли, Икара, Улугбека, Циолковского, Королева, Гагарина и с бюстом космонавта Владимира Джанибекова… Его работы установлены во многих городах мира. Не так давно по просьбе мэрии Уссурийска скульптор изваял памятник А.С.Пушкину для центрального сквера этого дальневосточного города.
Я сижу в «святая святых» мастера – в его мастерской, в окружении его скульптур – уже завершенных или только начатых, в окружении его будущих замыслов, только проступающих в пока еще бесформенных кусках глины. Яков Иосифович, расскажите немного о себе, как вы оказались в Узбекистане, ведь родились вы за тысячи километров отсюда. -Я родился в в 1937 году, и был еще совсем маленьким ребенком, когда началась война. После начала войны моя семья была эвакуирована в Узбекистан. Меня с моей семьей поселили в Маргелане, где прошла моя юность и именно с этим местом связанно много теплых воспоминаний. Пару лет назад я посмотрел глубоко взволновавший меня, правдивый фильм «Большое сердце Ташкента». Это фильм о тех десятках тысяч семей, кого в страшные годы войны, как родных, приютил народ Узбекистана. Это фильм и обо мне тоже, как и о тысячах других, кто остался здесь жить и после войны. Я навсегда полюбил эту страну, ее добрый и трудолюбивый народ. Долгие годы вы живете и творите в Узбекистане, что связывает вас с этим краем? - Узбекистан особый мир. Культура, традиции и ценности узбекского народа сочетают в себе старинные обычаи и современный взгляд на жизнь. Здесь почитают старость и сохраняют семейные ценности. Здесь на каждом шагу видишь, как причудливо уживаются Восток и Запад, как мирно сосуществуют самые разные религии. Не единожды меня приглашали жить и творить во многих странах мира, но я всегда с радостью и нетерпением возвращаюсь домой. Как вы пришли в искусство, кто повлиял на выбор жизненного пути? - Первой заметила мои способности моя мама. Времена моего детства были тяжелые, голодные годы войны. Мама каждый день давала мне маленький кусочек хлеба. Он был кислый, но самого вкусный на свете! Прежде чем съесть, я лепил из кусочка мякиша маленького человечка. Тогда мама и заметила мой талант. Немного позже, мне нравилось сидеть около церкви, которая находилась неподалеку от нашего дома. Однажды я увидел там батюшку, он сосредоточенно рисовал Модонну, которая произвела на меня такое сильное впечатление, что не о чем кроме нее я не мог думать несколько дней. С этого времени я стал его учеником и помощником и он пророчил мне будущее художника. Потом я занимался в студии и решился участвовать в выставке, где ко мне подошел один педагог из России и предложил учиться в Ленинграде, в Академии художеств имени И.Репина, которую я окончил с золотой медалью, после чего меня отправили учиться в Рим. Вы много поездили по миру, ваши скульптуры установлены в разных странах. Сегодня вас что-то связывает с ними? - Судьба произведений искусства такова, что выйдя в мир, они уже неподвластны творцу, живут своей жизнью. Но конечно, почти с каждой моей работой меня связываю определенные воспоминания и истории. Например, одна из скульптур «Там Там» стоит перед входом на футбольный стадион в ЮАР. Именно за эту работу я получил государственную премию этой страны. В Японии в городе Нары, который поразил меня необычными технологиями, я сотворил скульптуру Будды отлитого из бронзы, который находится в храме этого города. Или другой пример. Долгие годы меня связывает дружба с космонавтом Владимиром Джанибековым, памятник которому установлен в Ташкенте как часть моей скульптурной композиции метро «Космонавтов». Он ведь и сам художник и когда приезжает в Ташкент, первым делом приходит ко мне в мастерскую. Я был очень рад нашей теплой встрече, когда он специально приехал на открытие моего памятника А.С.Пушкину на Дальнем Востоке. Про свои работы могу сказать лишь одно - ни один мазок, ни одну из своих скульптур я не смогу повторить. Можно повторить когда-то пережитые чувства? Нет, вот это одно и то же. Из скульпторов современности есть ли мастера, работы которых вы выделяете? - На эту тему нужно говорить и рассуждать очень долго, ведь мир сейчас совсем другой. Сильно меняется и искусство, его критерии, его оценка публикой. Повторюсь, об этом можно рассуждать очень долго. Но в любом случае, нельзя изменять самому себе. Нужно иметь душу, что бы честно и профессионально творить. А как же вдохновение? Наступали ли в жизни моменты, когда вас покидало вдохновение и как вы выходили из творческого кризиса? - Жизнь коротка, а искусство вечно! Только с годами начинаешь понимать всю глубину некоторых, так называемых, «прописных истин». Звезды однодневки могут позволить себе «творческий кризис». Настоящий мастер не зависит от гонораров и настроения. Идеи и планы на будущее зарождаются намного быстрее, чем нам отпущено времени для их осуществления. Поэтому спешите творить! Спешите запечатлеть время, в которое живете, свои чувства и размышления о времени и человеке. Вы творец и должны стать мостиком в будущее – только так я ощущаю цель своего творчества Вы создали немало скульптур крупных личностей, которые украшают нашу столицу. Имеют ли для вас значение личные качества людей, чьи образы вы создаете? - Несомненно, масштаб личности, ее духовный, исторический и культурный смысл, для меня имеют основополагающее, решающее значение, как в моем согласии или несогласии работать над памятником, так и в создании художественного образа. Над какой работой вы сейчас трудитесь? - Композиция, которая будет состоять из трех скульптур под названием «Роднички будущего». Я всегда хотел сделать работу, посвященную своей матери, ведь именно мать дарит нам жизнь. Я долго думал над композицией, хотел сотворить произведение, которое поняли и приняли бы в любой точке мира. По замыслу работа будет состоять из трех скульптур. Первая - девочка пьющая воду у родничка, символизирует жизнь, которую нам подарили наши матери. Вторая скульптура композиции – девушка, которая смотрит на первую, уже более зрелая, менее беззаботная, пытающаяся найти себя. А над третьей скульптурой я долго думал, как сделать так, что бы она не выбивалась из композиции и однажды, прогуливаясь по улице, увидел ситуацию, натолкнувшую меня на идею, над которой я сейчас работаю. Но пока не буду об этом говорить, хочу, чтобы вы сами увидели своими глазами, когда все будет полностью готово. И вот уже по-доброму лукавая улыбка Ходжи Насреддина освещает лицо моего собеседника. Мы еще долго говорим с ним о жизни и об искусстве. Он наизусть читает мне любимое стихотворение из своего любимого Пушкина: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Уходя из уютного и манящего мира мастерской, я оставила художника в мире его героев, таких искренних и живых. На прощание он подарил мне плод граната, сорванный из собственного сада, напомнив, что это универсальный восточный символ семьи, мира, достатка и благополучия. И сам он, простой и многогранный, словно сотканный из прошлого и будущего, гармонично сочетает в себе зерна традиций разных народов, мой современник, скульптор Яков Шапиро. Азиза Муминова, студентка искусствоведческого отделения Высшей Школы национальноготанца и хореографии
|
|