И врачи, и целители – все в один голос заявляют, что наилучший метод сохранить память и ясность ума: на исходе каждого дня вспоминать события, произошедшие за сутки. Так отчего бы не последовать этой традиции под занавес уходящего года? Однако наша строптивая память нередко «зацепит» не самое знаковое событие. Скорее местного масштаба. Вспомнится вдруг, как в конце октября на окнах, аккурат над яркими огнями кафетерия Fresh, образовались фотографии Вахида Ахуновича Казимова - бывшего мэра города Ташкента. Того самого, кто, возглавив горисполком вскоре после землетрясения, оставался на этом посту долгие 15 лет. Именно в те годы был отстроен возрожденный Ташкент, развивалась архитектура семидесятых - восьмидесятых годов, были воздвигнуты новые кварталы, гостиница Узбекистан, ташкентская телебашня и даже метро… Вахид А. Казимов энергично занимался восстановлением и развитием системы орошения города, озеленением, созданием лесополос; был рачительным хозяином, за что горожане вспоминают его добрым словом.
Санобар Ахраловна Ходжаева, возглавлявшая Фрунзенский райисполком столицы, недавно поделилась воспоминаниями[1] о том, как её, вместе с группой ответственных товарищей, хаким города пригласил к обувной фабрике, откуда они прошлись аж до ташкентского аэропорта. За всю дорогу Вахид А. не произнёс ни единого слова! Лишь выразительно поглядывал и на покорёженный асфальт тротуара, и на высохшие ветки деревьев, на разбитое русло арыка… А затем переводил строгий взгляд на попутчиков. В конце «променада» он заметил: ««Очень надеюсь, что поход наш был полезным». И предупредил: через месяц они вновь пройдутся по старому маршруту.
Три года назад исполнилось 90 лет со дня его рождения. Вспоминая Вахида А. Казимова на юбилейном собрании, коллеги говорили: при любых обстоятельствах хаким Ташкента умудрялся довести до них и критику, и похвалу не повышая голоса, оберегая человеческое достоинство. Речь его, украшенная академическими оборотами, была ясной и лаконичной.
Наверное, поэтому инсталляция привлекла внимание людей поколения, знавших его в лицо. Оказалось, установил ее тезка и внук Вахида Казимова, которого назвали в честь прадеда. Юный Вахид[2] – школьник. Ковидный год был для него таким же карантинным, как и для всех ташкентских школят. Решившись на участие в YII международном фестивале «Арт- проспект», он предложил вспомнить деда - основателя общества дружбы «Ташкент- Сиэтл». Согласно условиям конкурса, в этом году инсталляция должна быть доступна в удаленном (карантином) режиме, чтобы можно было видеть, соблюдая дистанцию, издалека[3]. И он выиграл конкурс.
Что ж… остается пожелать юному Вахиду беречь дорогую память и стараться продолжить дело славных предков.