Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
15.02.2021 / 21:10:52

ПОД НЕБОМ ИТАЛИИ, УЗБЕКИСТАНА И ДРУГИХ СТРАН МИРА


Вечера-композиции на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои,  Музыкальной гостиной – отличаются разнообразием и разножанровостью. Ташкентский зритель, с энтузиазмом заполняющий на каждом объявленном спектакле-концерте этот камерный зал театра, с нетерпением ждет каждый раз от создателей и исполнителей концерта новых и неожиданных впечатлений. И, к общей радости, - никогда не обманывается в своих ожиданиях.

   Так было и в минувшую пятницу на объявленном вечере-композиции «ПОД НЕБОМ ИТАЛИИ, УЗБЕКИСТАНА И ДРУГИХ СТРАН МИРА». Своеобразная композиция,  прекрасно подготовленная и выразительно исполненная пятью ведущими солистами театра в ансамбле с опытным концертмейстером Ниной Давлятовой  стала настоящим праздником творчества и была горячо принята зрителем.

Стоит начать с того, что вся пятерка участников концерта представляет своеобразное творческое объединение певцов разных поколений. Опытные прекрасные солистки-сопрано Саида Мамадалиева и Малика Норматова уже заслуженно стали любимицами ташкентских почитателей оперы. Молодая Гульмира Нурметова, дополнившая эту тройку мсопрано – принадлежит к молодому поколению певиц. Два прекрасных ведущих тенора – Рустам Алимарданов и Дамир Рахмонов уже прочно вошли в репертуар театра и по праву завоевали любовь зрителя. Очень важно, что все они обладают прекрасными голосами индивидуальных и ярких тембров. Но ещё более важно, что каждый из этих исполнителей прекрасно и утонченно владеет и игрой тембров, и выразительностью интонаций, и по-своему несет высокую энергию своего чувства. Это главное свойство стало первым основополагающим началом концерта.

    Но не менее важно и другое – этот концерт стал ещё одним из творческих проектов, созданных под руководством и при участии заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея Слонима. В тесном союзе с исполнителями и прекрасным концертмейстером была разработана интересная композиция, в которую были вкраплены и номера, исполняющиеся очень и очень редко. И это свойство придало композиции особый оттенок и энергетику. И этот вечер, как и многие предыдущие, стал новым спектаклем-концертом, раскрывающим истину высших человеческих чувств.

 Да, это было отнюдь не простое, последовательное  соединение разных номеров в единую программу. В этом спектакле-концерте, в разнообразии и контрастах выстроенных номеров и соединенных в единое целое -  явственно прослеживалась главнейшая мысль композиции. Любовь – великая, светлая, сильная и ранимая – едина для каждого жителя Земли, независимо от того, в какой стране ему суждено жить. И разные композиторы мира каждый по-своему раскрыли драматургию постижения Любви, борьбы за право любить и охранять Любовь от посягательств недобрых обстоятельств.

Круг произведений взял свое начало с родного для нашей земли номера. Уже почти не звучащая прекрасная опера Д. Закирова и Б. Зейдмана «ЗАЙНАБ И ОМОН» сейчас практически не только не идёт на сценах, но и не вспоминается в кругах почитателей оперного искусства. И ария Хури из этой оперы, обаятельно и тонко исполненная Гульмирой Нурметовой -  высветила значение этой оперы в новом, весьма привлекательном смысле. Гульмира Нурметова порадовала в этот вечер и другим вокальным раритетом – чрезвычайно редко звучащей арией Мариэтты из оперы

Немецкого композитора Э. Кронгольда «Город мёртвых». Своеобразная драматургия и интонационный строй этой арии пришлись по душе зрителю, который, несмотря на полную новизну для себя этого незнакомого произведения – встретил это исполнение весьма горячо.

 А сюрпризы продолжались. И если опера великого итальянского композитора Дж. Пуччини «Богема», повествующая о жизни обитателей парижского Монмартра – хорошо известна в мире, с успехом идет и на сцене нашего театра – то «Богема» другого великого итальянца Р. Леонкавалло слушателям практически неизвестна. Вспомним, что два выдающихся композитора в свое время даже капитально рассорились из-за этой «параллельности» созданных каждым из них совершенно разных опер на один сюжет. И тем радостнее было услышать в истинно превосходном исполнении наших певцов два новых для публики номера из этой оперы –   арию Марселя (замечательно и горячо исполненную Дамиром Рахмоновым) и песенку Мюзеттты (изысканно и филигранно исполненную Маликой Норматовой). И эти новые для восприятия слушателя номера были встречены горячо и живо.

  Саида Мамадалиева со всей полнотой трагического звучания раскрыла в прекрасном выразительном пении трагедию куртизанки Манон Леско, умирающую в безлюдной пустыне, куда их с ее возлюбленным забросила судьба. Чуть позднее со всею озаренностью светлой надеждой Мамадалиева с большим эмоциональным накалом исполнила знаменитую «арию надежду» Баттерфляй из великой оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». Далее в дуэте любви и- пуччиниевской «Тоски» она предстала и любящей, и ревнивой Флорией Тоской в горячем ансамбле со своим возлюбленным Марио Каварадосси ( в эмоциональном и тонком исполнении Дамира Рахмонова). А ещё позднее эта замечательная творческая пара убедительно и страстно раскрыла труднейшую сцену объяснения Сантуццы и Туридду из оперы «Сельская честь» ещё одного великого итальянского композитора – Пьетро Масканьи. И снова реакция зрителей на эту великую правду чувств, раскрытую в замечательном экспрессивном пении – была самой горячей!

  А певцы нашего театра продолжали радовать новыми и новыми яркими выступлениями. Рустам Алимарданов выразительно и смело раскрыл драму раскаяния американского офицера Пинкертона, осознавшего всю трагическую суть своей измены любящей его Чио-чио-сан.. Малика Норматова тонко и искренне раскрыла сострадание юной рабыни Лю, беззаветно любящей своего господина – принца Калафа ( в замечательной опере Дж. Пуччини «Турандот»). И ее с трудом скрываемую нежную и светлую любовь к нему. Любовь, за которую она позднее без сомнений отдаст собственную жизнь... Возвышенно и светло прозвучал дуэт-хорал «Аве, Мария!». воссозданный на материале знаменитого оркестрового интермеццо Пьетро Масканьи в опере «Сельская честь» - и в нём поистине усладили зрителя как звучанием, так и экспрессивностью пения Саида Мамадалиева и Дамир Рахмонов.

  Далее последовал ещё один замечательный сюрприз. Все три сопрано – и Саида Мамадалиева, и Малика Норматова, и Гульмира Нурметова, объединив излучения своих душ и голосов, преподнесли зрителю поистине царское приношение. Они исполнили экспрессивное попурри на темы как итальянских, так и других арий и песен. Сменяя друг друга, переливаясь блеском мелодических всплесков и вокальной техники, прозвучали и ария Лауретты из оперы Дж. Пуччини «Джанни Скиккаи», и вальс Мюзетты – на этот раз из достаточно знакомой «Богемы» Пуччини, и финал арии Леоноры из вердиевского «Трубадура», и блистательное «Испанское болеро» А. Кьяра, и даже фрагмент арии Джудитты из одноимённой оперетты Ф. Легара. И океан торжествующей Любви, которая сильнее всего на свете и во всём мире – едина – предстал во всём многообразии и бескрайности.

А берег, к которому в финале концерта причалил «корабль пения»  - снова был наш родной, связанный с традициями и укладом нашей узбекской земли и ее народа. Нежное и утонченное произведение Х. Рахимова «Севимли ёрим» исполнили все участники вечера. Они же подарили зрителям и два не указанных в программе «бисовых» сюрприза – «Застольную» из «Травиаты» Дж. Верди и замечательную арию Принца Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот». В финальных словах этой фразы заключен особый смысл – «лишь только взойдёт солнце, я одержу победу!»  Какой великий смысл светлой надежды в наше непростое время был подарен зрителю этим жизнеутверждающим финалом вечера! И зал, встречавший буквально каждый номер вечера страстно и эмоционально, в финале откликнулся новой особенно горячей овацией, и долго не отпускал исполнителей со сцены.

 Опытный концентмейстер-ансамблист Нина Давлятова прекрасно, динамично и многокрасочно  провела всю эту разнообразную и непростую программу. В каждом произведении был ощутим тонкий и филигранный ансамбль с исполнителем, особенности композиторского и исполнительского стиля каждого произведения были соблюдены в самой высшей мере. Это единство каждого солиста и концертмейстера тоже сцементировало всё разнообразие представленной программы в цельную и внятную единую композицию.

   Как и в предыдущих концертах, преамбулы Андрея Слонима к каждому произведению были и ёмкими  по смыслу, и лаконичными, и очень экспрессивными по подаче. Украсили вечер и два сюрприза от самого автора композиции и постановщика вечера – его замечательные театрализованные раскрытия двух творений Вильяма Шекспира – знаменитого сонета №30 (в переводе С. Маршака) и трагично-противоречивого знаменитого монолога Гамлета (в переводе Б.Пастернака). Этот поэтический ряд драматургии в театрализованно –артистичной подаче Андрея Евсеевича прочно вплелся в ткань вечера – и во всей полноте творческой отдачи поддержал и всю вокально-исполнительскую палитру композиции концерта.

  Эта возвышенная атмосфера принесла зрителям истинно добрую энергию души, зарядив всех доброй надеждой и яркостью света Любви, которую необходимо беречь и хранить как высший дар. И публика, долго не желающая расходиться, надолго запечатлела в душе неизгладимые впечатления от этого замечательного вечера. И предвкушала новые встречи в этом замечательном зале Музыкальной гостиной нашего театра, которые непременно произойдут в будущем...

Максим ЧЕРНОГАЕВ





Другие материалы рубрики

14.02.2021 / 22:10:10

"Быть или не быть… актёром?"

Для ташкентцев с прошлого года это была вторая знаменательная творческая встреча 12 02 21 с актёром Молодёжного театра Узбекистана Александром Васильевичем Колмогоровым - на этот раз в его 70-летний юбилей. Далее...

14.02.2021 / 18:32:25

В ГАБТе показали премьеру оперы Моцарта "Директор театра". Какие новые постановки ожидаются. Как мы оказались в Зальцбурге

"Директор театра" - очень редко идущее произведение. Это остро саркастический, ироничный спектакль-буфф в двух действиях, в котором говорится о совсем непростых театральных нравах... Далее...

08.02.2021 / 18:07:45

"Высоким слогом русского романса" – от Михаила Глинки до Георгия Свиридова

В Музыкальной гостиной Государственного академического Большого театра оперы и балета ГАБТ им. А. Навои на вечер романсов русских композиторов собралось необычно много любителей классической музыки. Всем хотелось поближе познакомиться с творчеством молодых солистов ГАБТ им. А. Навои - Султанбеком Абдурахимовым (бас) и концертмейстером Марией Жуковой (партия фортепиано). Далее...

04.02.2021 / 20:08:44

Новая премьера "Иван Васильевич меняет профессию" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана: "классика не стареет!"

С приходом молодого режиссёра-постановщика Гульрух Нажидовой в столичный Театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана десять лет тому назад, его репертуар ежегодно пополняется смелыми яркими разножанровыми спектаклями, в основе которых лежит нестареющая комедийная классика: "Слуга двух господ", "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Ловушка", "Женитьба Фигаро" и другие. Далее...

02.02.2021 / 13:09:16

Молодёжный театр: "Леди" и Астрахан

Февраль 2021 года станет точкой отсчёта, открывающей новую страницу в истории нашего старейшего театра, На его сцене известный российский режиссёр, автор многих культовых, любимых зрителями фильмов, Дмитрий Астрахан начинает репетиции пьесы "Леди на день" Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте