Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.12.2020 / 19:04:38
Андрей Слоним, Рада Смирных, Людмила Слоним. Музыкальная гостиная ГАБТ имени А. Навои и новые критерии героизмаСегодня мир многих людей изменился до размеров собственной квартиры и сама человеческая личность испытывает давление разных глобальных катастроф, к которым присоединилась пандемия, по-своему, «наизнанку», объединившая мир в физическом и моральном страдании и неуверенности в завтрашнем дне. Это очередной вызов не только материальной сущности человека и общества, но и духовной, этической, и этот вызов раздвигает рамки социальной ангажированности и позиции человеческой личности по отношению к обществу. Отдавая должное героизму врачей, волонтеров, пилотов и многих других профессий в сегодняшнее сложное время, не будем забывать, что недостаток общения ставит под угрозу наряду с физической и духовную, этическую и эстетическую сущность человека. В кризисные времена истории выявляются новые черты характера у общества и человека. Несмотря на риск для собственного здоровья (и жизни!) человек не может перестать тянуться к прекрасному, общаться с прекрасным. Внемля призванию свыше, несмотря на риск для собственного здоровья, есть личности, которые продолжают предоставлять собственный талант и знания на службу остальным. Вот так и Андрей Евсеевич Слоним, заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер и сценограф ГАБТ им. Навои, уже несколько месяцев дарит «изголодавшимся» по «живому» искусству и культуре ташкентцам столь необходимую эстетическую и духовную пищу. 4 декабря в Малом зале ГАБТ состоялась очередная музыкально-поэтическая встреча со зрителем под названием «Осенняя элегия», мир салонных романсов и лирики серебряного века, с участием А. Слонима в качестве автора композиции и режиссуры, декламатора и ведущего; Рады Смирных, ведущей солистки оперы ГАБТ, и Людмилы Слоним, музыканта и композитора. В стиле ретро перед зрителями предстал мир грез и боли, подчас трепетно печальный, иногда ироничный и воодушевляющий, но всегда устремленный к прекрасному, пусть даже в воспоминаниях. Наряду с известными произведениями «Мы вышли в сад…», «Старинный вальс», «Черный веер», «Не говорите мне о нем» и др. было исполнено несколько романсов Б. Прозоровского (из них два впервые в Узбекистане); их автор печально закончил свой жизненный путь в концентрационных лагерях. Как обычно, Андрей Слоним сумел создать органичную гармоническую композицию музыки, слова и театрального действа, свидетельствующую о высокой культуре, профессионализме и эстетическом вкусе, превратив выступление трех участников в целостное, остроумное и эффектное трио. И даже в атмосфере ностальгической «осенней элегии» проявилось не изменяющее ему тонкое чувство юмора. Несомненно, основную яркую лепту в общий успех внесла известная ведущая солистка ГАБТ им.А.Навои, обладательница уникального контральто Рада Смирных, наделенная ярким артистизмом, женским обаянием и редкой способностью сотворчества. Представившая в этом спектакле-концерте уже третью сольную программу романсов «серебряного века», она, не повторяясь ни в чём – снова ярко несла зрителю горячие и утончённые излучения своего голоса, поющей души и сценического темперамента, слитых в неразделимое целое. Людмила Слоним, неизменная спутница жизни и музыкальных представлений Андрея Слонима, - в тонком ансамбле с Радой Смирных горячо и экспрессивно провела всю непростую и разнообразную программу спектакля-концерта. Считаю необходимым напомнить, что она – не только прекрасный концертмейстер, но также и композитор – ученица выдающегося узбекистанского мастера композиции Георгия Александровича Мушеля. Она создала яркую музыку к спектаклям «Золушка», «Гофманиана», «Проклятие нибелунгов» и др., музыку камерной оперы «Драма» по рассказу А.Чехова а также цикл романсов на стихи О.Мандельштама, Б.Пастернака, Е.Евтушенко, Д.Мережковского и средневековых японских поэтов. Было бы хорошо, если бы наша публика познакомилась с ее творчеством ближе. Гармония музыки и поэзии в жизни общества имеет долгую традицию. Серебряному веку наша культура обязана и тем, что в музыкальных композициях на первый план выходит поэтическое слово, озвученное музыкой, они не рассчитаны на широкую публику, но к музицированию в домашней обстановке. А 4 декабря зал Малой сцены ГАБТ, наполненный до отказа, снова напоминал такой дом родственных душ, объединенный ничем необоримой тягой к прекрасному. А стихи А.Е.Слонима «Ретро», прозвучавшие в начале концерта и представленные в завершение нашего эссе и уходящего очень сложного года 2020 - да ведь это стихи серебряного века! В них – стиль, настроение, эпоха и тихая грусть ушедшего времени.
АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА Андрей СЛОНИМ. РЕТРО Тонкий перстень с лунным камнем ,Тусклый медальон с портретом...Над свиданьем тем недавним – Синий сумрак с лунным светом.Много слов... Их слишком много –В них до смысла не добраться.Странность поисков предлога,Чтобы больше не встречаться... Без привета, без ответаТо, что грезилось любовью, –Или было недопето,Иль иссякло в пустословье.Без конца и без началаТо, что верилось мечтою, – Вдруг померкло, и усталоСтало блёклой пустотою. Ты войди, войди, попробуй,В опустевшие те сени,А войдя, душой потрогайИсчезающие тени...Как в тиши глухой окликнутьТо, что уж – за поворотом?В суть не вникнуть, не приникнутьК тем словам, манившим взлётом!.. Ты сожми рукой усталойТкань подаренной им шали,С небывалой, запоздалойГорькой дымкою печали.Как закат осенний русыЛоконы... Застыла жалость...Вмиг рассыпалось как бусыВсё, что было... Иль – казалось... Будут радости зарницы...Грянут бури, всё сметая...Сгинут жизней вереницы... Век уйдёт... И уж другаяВдруг найдёт в порыве юномВ ларчике забытом бедномТонкий перстень с камнем лунным, Медальон с портретом бледным..._______ 8 января 2020 г
|
|