Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.04.2022 / 12:01:39
Вечер фортепианного волшебстваВ Малом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся «Концерт фортепианной музыки» с участием лауреата международных конкурсов Луизы Кабдурахмановой. В свою сольную программу пианистка включила сочинения Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции Ферруччо Бузони, Людвига ван Бетховена и Роберта Шумана. В тот вечер Кабдурахманова была восхитительна, а главное – не однообразна. Ее исполнительские «рассказы» были похожи на прекрасный сон. Концерт был чудесный. Но прежде, несколько слов о самой пианистке. Луиза Кабдурахманова является старшим преподавателем кафедры «Специальное фортепиано» Государственной консерватории Узбекистана. Активно участвует в музыкальной жизни нашего вуза, выступая как с сольными программами, так и в сопровождении оркестра. Слушателям запомнились в ее исполнении такие фортепианные концерты, как Четвертый Людвига ван Бетховена, Двадцать четвертый Вольфганга Амадея Моцарта, Первый и Второй Ференца Листа, а также большое количество сольных фортепианных опусов. Выпускница Государственной консерватории Узбекистана (класс профессора Н.Ш. Полатхановой), она всегда училась на отлично, успешно окончив как бакалавриат, магистратуру, так и ассистентуру-стажировку. Уже в студенческие годы юная исполнительница играла с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана под управлением профессора Владимира Неймера и лауреата международных конкурсов Алибека Кабдурахманова. А рядом всегда была ее любимый педагог Наргиз Шамильевна Полатханова, которая пестовала ее с нежностью и надеждой, помогала, чем могла, давала советы, ходила на все концерты своей ученицы. Впрочем, она и сейчас всегда рядом. Как говорит сама солистка: «Мне очень повезло с моим педагогом, которая жила и живет судьбами своих учеников как профессиональными, так и человеческими. Для нее ее класс остается любимой семьей, об этом скажет любой ее ученик. Она искренне любит нас и музыку. Я до сих пор обращаюсь к Наргиз Шамильевне за советом, обязательно играю ей свою программу, после исполнения, которой впитываю, как губка, все ее замечания, после которых обязательно следует одобрение». Несмотря на то, что репертуар Луизы Кабдурахмановой обширен и разнообразен, все-таки особое предпочтение она отдает композиторам-романтикам – Фридерику Шопену, Роберту Шуману, Ференцу Листу и другим, но, вместе с тем, всегда обращается и к Иоганну Себастьяну Баху как к «первозданной чистоте». Поэтому Чаконой этого великого немецкого композитора и органиста эпохи барокко, открылся недавний фортепианный вечер. Будучи автором, более 1000 музыкальных сочинений, написанных в разных жанрах, Бах особое место в своем творчестве уделял скрипичным опусам, к которым относится и Чакона, изначально написанная композитором для скрипки как финал второй скрипичной Партиты ре минор, представляющей собой последовательность вариаций на тему, изложенную в остинатном басу. Известный итальянский пианист и композитор Ферруччо Бузони сделал ряд фортепианных транскрипций баховских произведений, включая и знаменитую Чакону, в музыке которой как будто творятся и исчезают целые миры. Само время бледнеет в величавой теме. Чакона Баха величественна, трагична, возвышена, это музыкальный космос, для которого весь мир – лишь мимолетность. Все это удивительным образом удалось передать Л.Кабдурахмановой. «32 вариации на собственную тему» (до минор) Людвига ван Бетховена – одного из самых великих композиторов эпохи Венского классицизма, стали центральным номером фортепианного вечера. Когда речь идет о музыке этого великого гения, в творчестве которого запечатлено пробуждение народов, героика и драматизм, мы все-таки имеем дело с категорией прекрасного в искусстве. В бетховенском представлении о музыке нет места безобразному, потому что все: жизненные коллизии, неистовая духовная борьба, трагедия, а порою и смерть – отмечены у него печатью возвышенного благородства. Представленные Луизой Кабдурахмановой его «32 вариации на собственную тему» – являются содержательным и цельным циклом, тема которого несет в себе весь смысл с бетховенским мощным и суровым трагизмом. В исполнении пианистки этот опус произвел впечатление своей сосредоточенностью и ясностью мысли. Концерт завершал известный фортепианный цикл «Карнавал» Роберта Шумана – одного из интереснейших немецких композиторов эпохи романтизма, особую роль в творчестве которого играла фортепианная музыка, представленная еще и Вариациями на тему Abbeg, сонатами, прелюдиями, миниатюрами. «Карнавал» – это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр. В его музыке отражена борьба с рутиной, с мещанством в искусстве и жизни, а также замысловатые образы и портреты, такие как, Пьеро и Арлекин, Панталон и Коломбина, Паганини и Шопен и многие другие маски, переплетающиеся в танцевальном ритме и карнавальной суете этого опуса. Кабдурахмановой удалось проникнуться праздничной атмосферой «Карнавала», передав как его стремительное театральное действо, так и череду разнообразных персонажей, созданных музыкальными выразительными средствами. Игру пианистки отличала выразительность, техническая свобода, глубокое проникновение в замысел исполняемого произведения. Концерт прошел на одном дыхании, доставив огромное удовольствие слушателям. В этом, безусловно, заслуга Луизы Кабдурахмановой, сумевшей донести до них красоту классической музыки и манеру исполнения, свойственную музыкальному стилю каждого композитора от барокко до романтизма, оставив массу положительных эмоций, чувств и впечатлений. Это был поистине вечер фортепианного волшебства, когда авторские тексты и исполнение слились воедино.
Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|