Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.12.2023 / 11:02:31
Впечатления после концерта фортепианной музыкиЗаканчивается 2023 год, насыщенный и наполненный самыми разными событиями в музыкальной жизни Государственной консерватории Узбекистана. Одно из них – концерт фортепианной музыки студентов класса профессора Н. Ш. Полатхановой. Программа вечера была чрезвычайно насыщена и разнообразна. В нее вошли произведения зарубежных, русских и узбекских композиторов: Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена, П. Хиндемита, Б. Бартока, Н. Римского - Корсакова С. Прокофьева, С. Рахманинова, Р. Абдуллаева и Д. Амануллаевой. Чувствовалось, при выборе программы педагог очень точно использовала пианистические и эмоциональные возможности каждого своего ученика, что замечательным образом отразилось на качестве исполнения. Все исполнители показали хорошую техническую подготовку, правильное проникновение в содержание и чувство формы исполняемых музыкальных произведений. Концерт оставил самое благоприятное впечатление. Он не только был познавателен, но и интересен. Его участники представили свои номера на достойном профессиональном уровне. Зал слушал их исполнение очень внимательно, ведь ни у одного из исполнителей не чувствовалось ученической скованности. Напротив, ряд интерпретаций отличали как артистическая свобода, так и глубокое проникновение в композиторский замысел. Звуки фортепиано, заполнив пространство Малого зала, перенесли слушателей в другой мир, где главную роль правили эмоции и музыкальные образы. Фортепианный вечер открылся романтический музыкой Ф. Листа: Венгерскую рапсодию №5 и ноктюрн «Грёзы любви» сыграли Лаура Шукурова и Азизбек Максудов, которым прекрасно удалось передать эмоциональную глубину и виртуозность произведений великого венгра, дав хороший старт фортепианному вечеру. Далее прозвучали «Меркуцио» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и «Ноктюрн» П. Чайковского в исполнении Севинч Сафарбаевой. Пианистке удалось точно передать необузданную мощь современной музыки в лице Прокофьева и тонкую мечтательность романтизма Чайковского, окутавшего зал атмосферой мира грез и таинственности. Когда речь заходит о самых сложных произведениях, невольно на ум приходит имя Ф. Листа и его Кампанелла. Этот известный опус является фортепианной транскрипцией темы финала второго скрипичного концерта Н. Паганини. За звучание его верхних нот, напоминающие нежные звуки колокольчиков, автор и назвал его Кампанеллой. Лист название сохранил, тем более тембр рояля наиболее к нему подходит. Прозвучала Кампанелла и в прошедшем концерте, которую с достоинством и в головокружительном темпе сыграл лауреат международных конкурсов Асад Исмаилов. Пианист прекрасно владел тончайшим пиано и мощными ударами форте, образуя между ними поле высокого напряжения. Фортепианный вечер продолжила броская, контрастная и динамичная Венгерская рапсодия №8 Ф. Листа, которая мощно зазвучала в исполнении лауреата международных конкурсов Ясмин Якубовой. Массивные аккорды и виртуозные пассажи под ее пальцами создавали иллюзию оркестрового звучания. Пианистка с легкостью справлялась со сложными техническими трудностями, играя с предельно выразительными интонациями и хорошим звуком. «Караван» Р. Абдуллаева в исполнении лауреата международных конкурсов Камилы Джаббаровой стал одним из запоминающихся номеров концертной программы. Пианистка нашла индивидуальные краски для этого произведения, воссоздав в итоге замечательную музыкальную панораму, полную восточного величия и энергии. На смену экзотическим (восточным) мотивам Р. Абдуллаева пришла монументальность и строгость Интерлюдии и фуги из полифонического цикла «Ludus tonalis» («Игра тонов») Пауля Хиндемита, являющимся одним из уникальных по замыслу произведений в мировой фортепианной литературе. Этот цикл для Хиндемита есть то же, чем был для Баха его «Хорошо темперированный клавир». Ёкутхон Бахромова продемонстрировала не только свои пианистические способности, но и тонкое проникновение в эмоциональную сферу как Интерлюдии, так и фуги. Впечатлило слушателей выступление сыгранного фортепианного ансамбля Камилы Джаббаровой и Арины Раузер, исполнивших «Светлый праздник» из Сюиты №1 (ор. 5) для двух фортепиано С. Рахманинова. Это заключительная часть данного опуса композитора, которой он предпослал эпиграф из стихотворения А. Хомякова: «И мощный звон промчался над землею, И воздух весь, гудя, затрепетал. Певучие, серебряные громы сказали весть святого торжества…». И, действительно, в «Светлом празднике» два рояля пианисток словно превратились в колокольни, настолько достоверно они передали радостный перезвон Пасхального воскресенья. Порадовал слушателей своим выступлением и Марк Югай. Он исполнил мощное и энергичное произведение «Allegro barbaro» Белы Бартока. Игра исполнителя отличалась ярким темпераментом, страстью, силой и технической безупречностью. Его выступление нашло горячий прием у публики. Неповторимую гармонию шопеновского мира воссоздала лауреат международных конкурсов Сабина Жамилова, легко исполнившая один из популярных опусов Ф. Шопена Фантазию-экспромт, отличающуюся своей изысканной красотой и эмоциональной глубиной. Среди участников концерта впечатлило и замечательное выступление Сардора Суннатходжаева с «Муками любви» Ф. Крейслера в обработке Сергея Рахманинова. Также в его исполнении проникновенно прозвучали «Сны Амира Темура» Д. Амануллаевой, а «Полет Шмеля» Н. Римского-Корсакова в обработке Д. Цифры с самой первой минуты захватил искрометным темпом, хотя не каждый музыкант может с этим справиться. У Сардора это получилось. Драматичная и прекрасная, полная лирического симфонизма «морская» Баллада №2 Ф. Листа в исполнении лауреата международных конкурсов Оминыбону Шукириллаевой приковала внимание слушателей идущими маршевыми штормовыми триолями, красивыми гармониями, техническими возможностями. Лист был величайшим пианистом XIX века, чья виртуозность до сих пор остается ориентиром для современных пианистов, а его произведения – вершинами фортепианной виртуозности. Чувствовалось, что Оминабону любит музыку этого композитора: убедительность ее исполнения была в темпах, в трактовке, в пианистическом воплощении. Играла она страстно и вдохновенно. Украсили концерт Семь багателей (ор.33) Людвига ван Бетховена в исполнении Лемары Абляевой. Название жанра багатель происходит от французского слова маленькая изящная вещь, безделушка. И эти небольшие, легкие в исполнении музыкальные пьесы занимают особое место в творческом наследии Бетховена. Всего у него три опуса багателей (ор. 33, ор. 119 и ор. 126), которые он создавал на протяжении длительного периода времени. Пьесы, которые исполнялись Лемарой Абляевой, относятся к его раннему стилю и представляют собой целую палитру образов, настроений, характеров, которые замечательно удалось передать пианистке. В завершении концертной программы студенты подготовили сюрприз как для слушателей, так и для своего любимого педагога. Неожиданно для всех был сыгран театральный этюд «Попурри», в который вошли три произведения трех композиторов: Н. Римского-Корсакова, Ф. Циффры и В. Моцарта в оригинальной обработке С. Суннатходжаева. Во время исполнения этого опуса к автору обработки присоединились Марк Югай и Сабина Жамилова – играя, они стремительно сменяли друг друга за роялем, создавая элемент комичности и игровой динамики, что придавало этому номеру особенный шарм. В итоге разгоряченный зал взорвался аплодисментами и долго не хотел отпускать исполнителей заключительного номера. Тогда на сцену вышли другие участники фортепианной феерии, которых слушатели тоже встретили восторженно. Они благодарили их и профессора Н. Ш. Полатханову за праздник музыки, за чудесную атмосферу, за восторг. Действительно, этот классический вечер, подаривший поклонникам классики мир музыкальной гармонии и красоты, оставил у них море положительных эмоций, ощущение торжественности, прикосновения к самому прекрасному. Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|