Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусствЗаслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан профессор Виталий Львович Мелкомини — яркий пример самоотверженного, рыцарского служения искусству, которому отдано более 70 лет.
Дело жизни Прекрасный музыкант и талантливый педагог, Виталий Львович был уникальной личностью, по отзывам коллег и многочисленных учеников — настоящим аристократом духа. Любовь к искусству ему привил отец Лев Мелкомини, окончивший Миланскую консерваторию и обладавший уникальным лирическим тенором. Он много гастролировал как камерный певец, делал записи на радио, изучал макомы, ставил голоса будущим знаменитостям — солистам оперы. В доме, где часто собирались известные певцы, танцоры, драматические артисты, музицировали, вели беседы об искусстве. Прекрасно пела и мама, Анна Даниловна. В музыкальную школу отец его привел в 1939-м, позднее она стала учебным заведением для одаренных детей при консерватории. На вопрос, почему выбор пал на гобой, Виталий Львович отвечал не задумываясь: — Этот удивительный инструмент по тембру ближе всего к человеческому голосу, он по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана. Гобой — инструмент, создающий музыкальные образы, передающий мечтательное, задумчивое настроение, протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. В том же 1939 году в семью пришло большое горе — репрессировали отца, и мальчишке пришлось уйти из музыкальной школы. Льва Мелкомини все же выпустили из застенков, но пережитое дало о себе знать — его не стало в 50 лет буквально накануне войны. Несмотря на бронь, ушел добровольцем на фронт и погиб старший брат Юрий, работавший в Академическом русском драматическом театре Узбекистана. Молодому талантливому артисту, который, кроме того, прекрасно играл на контрабасе, рисовал, было всего 19 лет. Кстати, талантливой пианисткой была и сестра Виталия Львовича — Руфина Львовна. 16-летним парнишкой В. Мелкомини пошел работать на завод чугунно-хозяйственной посуды, затем был мобилизован на 77-й оборонный завод. Там поступил в школу фабрично-заводского обучения и через полгода встал за станок токарем третьего разряда. Ночью работал в цехе, днем — в оркестре Театра юного зрителя. Поспать немного удавалось лишь в обеденный перерыв. Музыкальную школу-десятилетку окончил лишь в 1946-м. Потом она получит известность как Республиканский специальный музыкальный академический лицей имени Успенского, а он станет на многие десятилетия ее педагогом. Обучение, а затем преподавательскую деятельность на оркестровом факультете Государственной консерватории Узбекистана продолжал совмещать с исполнительством, был солистом симфонического оркестра радио Узбекистана, Театра музыкальной комедии (оперетты), Узбекского государственного музыкального театра имени Мукими, Государственной филармонии, Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Барометр музыкального искусства Музыканта высокого уровня, работавшего во многих ведущих театральных коллективах и оркестрах республики, В. Мелкомини можно считать основателем гобойной школы сольного исполнения в Узбекистане, системы воспитания талантливых музыкантов и педагогов. Сегодня сложно подсчитать, скольких ребят он обучил секретам профессии, открыл путь в большое искусство. Многие из них — лауреаты республиканских и международных конкурсов, работают в школах музыки и искусства, колледжах и лицеях, Государственной консерватории Узбекистана, ведущих музыкальных коллективах страны. Очевидно, потому и присвоено музыканту звание «Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан». — О Виталии Львовиче можно говорить очень много, — говорит председатель Союза композиторов Узбекистана Рустам Абдуллаев. — Его дела говорят сами за себя, они всегда были барометром музыкального искусства. Он много сделал для развития инструментальной, оркестровой музыки нашей страны, вошел в музыкальное искусство Узбекистана как гобоист-прима номер один, высоко поднявший планку исполнительства на таком сложнейшем духовом инструменте. Он исполнял как произведения отечественных композиторов — Г. Мушеля и А. Козловского, Ф. Янов-Яновского и И. Акбарова, М. Бурханова и других, так и мировой классики. — Почти 60 лет Виталий Львович проработал на кафедре оркестровых инструментов Государственной консерватории, — рассказывает профессор Дилора Мурадова. — При его непосредственном участии были созданы первые учебники. Один из них — «Начальная школа обучения на гобое и блок-флейте». В. Мелкомини заложил традиции того, что сегодня в консерватории большая часть педагогов — концертирующие музыканты. Одной из первых в консерватории кафедра оркестровых инструментов стала посылать воспитанников на престижные международные музыкальные фестивали и конкурсы, где они завоевывали и продолжают завоевывать призовые места. — Очень важно любить то, чем ты занимаешься в жизни — свое дело, отдавать ему всего себя. Музыкант может быть только настоящим, — говорил В. Мелкомини. — Он должен не просто играть произведение по нотам, а исполнять его. Вдохновенно, пропустив через сердце и душу! Этому он всегда учил своих воспитанников, прививал им любовь к музыке, стремление, чтобы они поняли и исполнили произведение так, как исполнил бы его сам композитор, передали то, что он вложил в него и хотел донести до слушателей. Сурнай «от и до» Сегодня уже мало кто знает, что в 50-60-х годах прошлого века, когда в Узбекистане создавались оркестры национальных инструментов, закладывались основы исполнительства, Виталий Львович участвовал в лабораторных исследованиях над созданием сурная нового типа, внеся вклад в реконструкцию узбекских национальных духовых инструментов. А когда инструмент был создан, стал одним из первых исполнителей на нем и лауреатом международного конкурса, разработал программу преподавания на обновленном сурнае, благодаря чему в консерватории начали готовить специалистов по этому направлению. — Вопрос о потребности усиления духовых оркестров народных инструментов поднимался на международной научной конференции, прошедшей в Самарканде в рамках XX юбилейного Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари», где был представлен новый музыкальный духовой инструмент куш-буламан, а также в апреле этого года в Шанхае на симпозиуме ректоров высших музыкальных учебных заведений стран Великого шелкового пути, — рассказывает проректор Государственной консерватории Узбекистана Равшан Нигматов. — Идеей заинтересовалась руководитель камерного оркестра народных инструментов «Согдиана» Фируза Абдурахимова. Постараемся внедрить куш-буламан и реконструированный Виталием Львовичем сурнай вначале на базе этого коллектива, затем в более широком масштабе. Педагогика сердца Впервые наставником он стал еще в 43-м, когда начальник цеха назначил 16-летнего токаря Мелкомини наладчиком оборудования и поручил заняться воспитанием таких же, как он, мальчишек. — Главное, чему меня научил в жизни Виталий Львович, — это мыслить по-настоящему. Он очень любил это слово. Делать глубокий анализ — и не только музыкальных произведений, но и размышлять о философии жизни, — вспоминает Равшан Нигматов. В 2013 году, когда случилось несчастье, именно он первым пришел своему педагогу на помощь и вместе с близкими был рядом в самые тяжелые дни болезни. — Под понятием «по-настоящему» имеется ввиду высочайший профессионализм. Он обращался с молодыми музыкантами на равных, видя в них прежде всего будущих коллег и единомышленников. Всегда был терпелив, никогда не заставлял, не принуждал и не повышал голоса, лишь подсказывал и направлял. А еще любил, шутя повторять, когда видел волнение перед экзаменом или концертом: «Ну, что ты волнуешься? Это пусть море волнуется, а тебе играть нужно!» Его педагогическими, духовно-нравственными принципами, в основе которых лежат человечность и порядочность, я сегодня пользуюсь в своей практике. Наше содружество — учителя и ученика — продолжалось много лет. Начиная какой-то крупный проект, готовя программу, я всегда обязательно советовался со своим учителем. И каждая наша встреча или совместный урок открывали для меня что-то новое. «Жить ради музыки, педагогики, на благо искусства своей Родины — по-настоящему!» — творческий девиз и секрет жизненного долголетия, который он оставил в наследие своим многочисленным ученикам, новым поколениям музыкантов нашей страны.
Ирина Рибар. «Правда Востока» №195/20167 октября 2016
|
|