Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.04.2024 / 13:37:05
РАХМАНИНОВСКАЯ ВЕСНА… ПРОДОЛЖЕНИЕ…Под таким названием в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана прошел сольный концерт Заслуженной артистки Республики Узбекистан Мадины Файзиевой, посвященный дню рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова.
Мадина Файзиева – Заслуженная артистка Республики Узбекистан, заведующая кафедрой специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана, профессор, лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Тасанно» (2006, 2007, 2009, 2011) за подготовку пианистов-лауреатов международных конкурсов, обладатель медали «Отличник народного образования» (2011) и премии «Музыкант года» (2018). Педагогическую работу она совмещает с активной концертной деятельностью. В ее творческой биографии – огромное количество сольных концертов в различных городах нашей страны, а также в Казахстане, Китае, Германии, Латвии, Эстонии. Мадина Файзиева выступала с различными оркестрами под управлением таких выдающихся дирижеров, как К.Усманов, В.Неймер, С.Сондецкис, Э.Азимов, К.Уринбаев, А.Шохакимов, А.Пак. Еще одна сфера концертной деятельности пианистки – выступления с известными вокалистами современности, в числе которых Сергей Яковенко (РФ), Моник Макдональд (США), Татьяна Рубинская (РФ), Фабио Андреотти (Италия), Азамат Желтыргузов (Казахстан), Бибигуль Жанузак (Казахстан), а также выступления в различных составах фортепианных дуэтов, большая часть из которых с профессором Маратом Гумаровым.
Концерт А.Желтыргузова и М.Файзиевой в рамках фестиваля «Рахманиновская весна». Ташкент, 2023 г. Важное место в исполнительской деятельности Мадины Файзиевой занимает участие в международных и республиканских фестивалях. В контексте данного концерта стоит особо отметить Международный фестиваль «Рахманиновская весна», который был посвящен 150-летию Сергея Васильевича Рахманинова. Он проходил по инициативе Государственного симфонического оркестра и Государственной консерватории Узбекистана с 1 по 15 апреля 2023 года. Участниками фестиваля стали не только самые известные музыканты и творческие коллективы Узбекистана, но и исполнители из Великобритании, Германии, России, Кувейта и Швейцарии. Программу «Рахманиновской весны» составили более десяти концертов, оперная постановка, конкурс и международная научно-практическая конференция. В исполнении Мадины Файзиевой на том фестивале прозвучал Концерт №2 для фортепиано с оркестром с Государственным симфоническим оркестром Узбекистана под управлением заслуженного артиста Узбекистана Камолиддина Уринбаева, и состоялся концерт вокальной лирики Рахманинова в исполнении заслуженного деятеля искусств Казахстана Азамата Желтыргузова (баритон) и заслуженной артистки Узбекистана Мадины Файзиевой (фортепиано). И вот год спустя, 1 апреля 2024 года, в день рождения великого композитора, прошел сольный концерт пианистки, который она назвала «Рахманиновская весна… Продолжение…»
С Э.Котлыбулатовой и К Уринбаевым после концерта в рамках фестиваля «Рахманиновская весна». Ташкент, 2023 г. В первом отделении прозвучали шесть прелюдий ор.23 и семь прелюдий ор.32. Жанр прелюдии, получивший широкое развитие в русской фортепианной музыке рубежа XIX—XX веков, своеобразно трактуется Рахманиновым. Его прелюдии отличаются от лаконичных, зачастую фрагментарных прелюдий Лядова и Скрябина более крупными масштабами, наличием внутреннего развития, «концертностью» фактуры. Несмотря на отсутствие программных заголовков, музыка их чрезвычайно образна и часто рождает определенные картинные ассоциации. В некоторых прелюдиях Рахманинов прибегает к использованию отстоявшихся жанровых форм, но, как правило, трактуются они композитором очень свободно и индивидуально. Десять прелюдий ор. 23 создавались Рахманиновым в течение нескольких лет, и тем не менее всему циклу присуще внутреннее единство. Композитор располагает пьесы в определенной последовательности, соблюдая логику тональных отношений, образных соответствий или контрастов. Интересен тот факт, что А.Зилоти, сыграв в 1904 году все десять прелюдий в одном концерте, нарушил эту последовательность и вместо певуче-лирической Прелюдии Ges-dur поставил в конце блестящую Прелюдию B-dur, что придало большую эффектность завершению цикла, но явилось известным отступлением от авторского замысла. Так же рахманиновскими красками рисует собственную картину мира и Мадина Файзиева, изменив в соответствии с собственным видением последовательность в исполнении прелюдий – №3 ре-минор, №4 Ре-мажор, №5 соль-минор, №7 до-минор, №1 фа-диез минор и №2 Си-бемоль мажор. Далее были блестяще исполнены семь прелюдий ор.32 - №1 До-мажор, №2 си-бемоль минор, №8 ля-минор, №5 Соль-мажор, №10 си-минор, №12 соль-диез минор и №13 Ре-бемоль мажор. Отметим, что серия прелюдий ор.32, написанных в 1910 году, состоит из тринадцати пьес. Такая «некруглая» цифра объясняется тем, что вместе с ранее созданными фортепианными прелюдиями Рахманинова эта новая их группа образовывала законченный цикл из двадцати четырех пьес во всех мажорных и минорных тональностях. Вместе с тем этот опус обладает и известной степенью внутренней законченности. Кстати, сам композитор никогда не исполнял все прелюдии данного опуса подряд, как единый цикл. «Прелюдии для меня во многом перекликаются с художественными образами, настроениями, эмоциональной составляющей романсов Рахманинова, - говорит Мадина Файзиева. - Например, Прелюдия Си-бемоль мажор ассоциируется с образами романса «Весенние воды», Прелюдия Ре-мажор – с романсом «Здесь хорошо». В Прелюдии Соль-мажор я «слышу» романс «Сирень», а Прелюдия си-бемоль минор напоминает «Не пой, красавица, при мне». Параллели здесь можно проводить бесконечно».
Во втором отделении концерта прозвучала грандиозная Первая фортепианная соната Рахманинова. Она была написана в 1907 году и относится к рахманиновским произведениям философского плана, затрагивающим глубинные вопросы человеческого бытия. В ней получили своеобразное преломление традиции романтической лирически-поэмной сонатности гениальных романтиков XIX века Ф.Листа и Р.Шумана. Выражая опасение, что соната может показаться слишком длинной и растянутой, Рахманинов писал: «В такие размеры меня завлекла программа, вернее, одна руководящая идея – это три контрастирующие типа из одного мирового литературного произведения». По словам первого исполнителя сонаты, великого пианиста К.Игумнова, композитор говорил ему, «что при сочинении сонаты он имел в виду гетевского Фауста, и что 1-я часть соответствует Фаусту, 2-я — Гретхен, 3-я — полет на Брокен и Мефистофель». Но от опубликования программы Рахманинов отказался, хотя и считал, что при знакомстве с ней многое в произведении может стать более ясным для слушателя. Конечно, не следует слишком прямолинейно воспринимать тот программный комментарий, который был дан Рахманиновым в беседе с Игумновым. Как подчеркивал сам композитор, речь должна идти не столько о программе в собственном смысле слова, сколько о единой «руководящей идее», проходящей через все произведение. «Соната № 1 ре-минор – одно из моих любимых произведений Рахманинова, - рассказывает Мадина Файзиева. – Известно, что вдохновил композитора на ее создание «Фауст» Гёте. На мой взгляд, все составляющие человеческой Жизни можно «услышать» в Первой сонате – бесконечные размышления, сомнения, борьба, противопоставление добра и зла, света и тьмы, здесь и лирические настроения и состояния, и философия бытия. Каждый для себя может открыть в этой гениальной музыке свой глубинный смысл». Исполнение пианистки бессмертного творения композитора было вдохновенным: она будто провела слушателей по лабиринтам «фаустовских» сомнений, внутренней раздвоенности и борьбы ради мучительных поисков Истины. Несколько мгновений после окончания Сонаты в зале стояла пронзительная тишина, а после публика буквально взорвала ее аплодисментами. «ВСЁ творчество Сергея Васильевича Рахманинова для меня особенно, - отметила уже после концерта Заслуженная артистка Узбекистана Мадина Файзиева. – При этом сольное выступление – это возможность самовыражения при условии максимального следования воле автора. Но в любом случае, мне кажется важным именно индивидуальное, собственное прочтение исполнителя».
Татьяна Петренко, музыковед
|
|