Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
10.02.2021 / 18:11:23

Литературная гостиная музея С. Юдакова: "И МУЗЫКА, И СЛОВО…"


Гости, собравшиеся в уютной литературной гостиной ташкентского мемориального музея композитора Сулеймана Юдакова, завороженно слушают музыкальные фрагменты… Что ж, это вполне ожидаемо для «музыкального» музея. Только вот тема вечера, организованного в рамках работы ЛиТО «Данко» при Русском культурном центре Узбекистана, звучала вполне литературно – «К 130-летию со дня рождения поэта Осипа Мандельштама».

За фортепиано – Галина Зазулина, она создает атмосферу музыкального салона начала ХХ века: звучат фрагменты произведений Бетховена, Баха, Шуберта, других выдающихся композиторов, горячо любимых замечательным поэтом, прозаиком, переводчиком и литературным критиком Осипом Эмильевичем Мандельштамом, юбилей которого отмечается в текущем году. Увлекательную лекцию о большом значении музыки, искусства исполнительства для этого автора подготовила и прочитала Фарида Бобрик.

Осип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам родился 2 (по новому стилю 14, по некоторым данным – 15) января 1891 года в Варшаве.

Его отец был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, а мать была музыкантом.

В 1896 году семья была приписана в Ковно, а в 1897 году переехала в Петербург.

Осип получил образование в Тенишевском училище (окончил его в 1907 году), российской кузнице «культурных кадров» начала XX века. В 1908 – 1910 годах учился в Сорбонне и Гейдельбергском университете. В Сорбонне посещал лекции А. Бергсона и Ж. Бедье в «Collège de France». В промежутках между зарубежными поездками бывал в Петербурге, где посещал лекции по стихосложению на «башне» у Вячеслава Иванова.

К 1911 году семья будущего поэта начала разоряться, и его обучение в Европе стало невозможным. В сентябре 1911 года он был зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где обучался с перерывами до 1917 года, но курс не окончил.

Первая публикация стихов – в журнале «Аполлон» в 1910 году. С ноября 1911 года регулярно участвовал в собраниях Цеха поэтов. В 1912 году вошел в группу акмеистов. Его поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга «Камень» (три издания: 1913-го, 1916-го и 1923-го годов, содержание менялось). Находился в центре поэтической жизни, регулярно публично читал стихи.

После 1917 года работал в газетах, Наркомпросе, много ездил по стране и выступал перед публикой.

Стихи 1916 – 1920 годов составили вторую книгу «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году. В том же году издана отдельной брошюрой его статья «О природе слова». В 1923 году увидела свет его «Вторая книга» стихов.

С мая 1925 года по октябрь 1930 года – пауза в поэтическом творчестве. В это время писалась проза, и к созданному в 1923 году «Шуму времени» прибавилась варьирующая гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927 год). На жизнь зарабатывал стихотворными переводами.

В 1928 году напечатаны его последний прижизненный сборник «Стихотворения», а также книга избранных статей «О поэзии».

Своей тягой к «мировой культуре», эллинизму, европеизму О. Э. Мандельштам резко контрастировал с тогдашней практикой «критического реализма». Поэтому в 1933 году сразу в двух газетах и журнале «Звезда» вышли разгромные статьи в связи с публикацией мандельштамовского «Путешествия в Армению». Ответным шагом Осипа Мандельштама на эту травлю стало написание в ноябре того же года антисоветской эпиграммы «Мы живем, под собою не чуя страны…», которую он прочел приблизительно пятнадцати слушателям. Кто-то из «друзей» донес на Мандельштама. Началось следствие по его делу. В ночь с 16 на 17 мая 1934 года Мандельштама арестовали. Уже 26 мая он был осужден на ссылку в Чердынь (Пермский край). Супруги Осип и Надежда Мандельштамы прибывают в Чердынь 3 июня и временно поселяются в больнице, из окна которой вскоре выбросился Мандельштам (остался жив).

По ходатайству одного из высокопоставленных знакомых Мандельштамам разрешают переехать в Воронеж, где время от времени Осип Эмильевич подрабатывал в газете и театре.

В мае 1937 года закончился срок ссылки, и поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Он с женой возвратился ненадолго в Москву (вопреки запрету), что послужило поводом для его повторного ареста. Это произошло в ночь с 1 на 2 мая 1938 года в профсоюзной здравнице «Саматиха» (Егорьевский район Московской области). 2 августа 1938 года О. Э. Мандельштама приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере под Владивостоком от сыпного тифа.

Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года – в 1956 году, по делу 1934 года – в 1987 году.

На музыкально-поэтическом заседании литобъединения «Данко» его постоянная участница Фарида Бобрик в своем тридцатиминутном докладе остановилась на влиянии музыки на поэтическое и прозаическое творчество Осипа Мандельштама. «Данковцы» узнали о том, что его мать, Флора Осиповна (Овсеевна) Мандельштам, урожденная Вербловская, была пианисткой и обучала старшего сына (а были еще у нее сыновья Александр и Евгений) игре на фортепиано. Так что и во взрослые годы Осип Мандельштам, по заверению Нерлера, вполне мог «вдруг присесть к инструменту и запросто, с лету, спонтанно наиграть сонатину Моцарта или Клементи, или что-то еще, занадобившееся к разговору». Или же «пропеть» в прозе «Египетская марка» осанну нотописи: «Нотное письмо ласкает глаз не меньше, чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз. Каждый такт – это лодочка, груженная изюмом и черным виноградом.

Нотная страница – это, во-первых, диспозиция боя парусных флотилий; во-вторых – это план, по которому тонет ночь, организованная в косточки слив.

Громадные концертные спуски шопеновских мазурок, широкие лестницы с колокольчиками листовских этюдов, висячие парки с куртинами Моцарта, дрожащие на пяти проволоках, ничего не имеют общего с низкорослым кустарником бетховенских сонат.

Миражные города нотных знаков стоят, как скворешники, в кипящей смоле. Нотный виноградник Шуберта всегда расклеван до косточек и исхлестан бурей. Когда сотни фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов, снимая целые вывески поджарых тактов, – это, конечно, Бетховен; но когда кавалерия восьмых и шестнадцатых в бумажных султанах с конскими значками и штандартиками рвется в атаку – это тоже Бетховен.

Нотная страница – это революция в старинном немецком городе.

Большеголовые дети. Скворцы. Распрягают карету князя. Шахматисты выбегают из кофеен, размахивая ферзями и пешками.

Вот черепахи, вытянув нежную голову, состязаются в беге – это Гендель.

Но до чего воинственны страницы Баха – эти потрясающие связки сушеных грибов.

А на Садовой у Покрова стоит каланча. В январские морозы она выбрасывает виноградины сигнальных шаров – к сбору частей. Там неподалеку я учился музыке. Мне ставили руку по системе Лешетицкого.

Пусть ленивый Шуман развешивает ноты, как белье для просушки, а внизу ходят итальянцы, задрав носы; пусть труднейшие пассажи Листа, размахивая костылями, волокут туда и обратно пожарную лестницу.

Рояль – это умный и добрый комнатный зверь с волокнистым деревянным мясом, золотыми жилами и всегда воспаленной костью. Мы берегли его от простуды, кормили легкими, как спаржа, сонатинами…».

В стихах Мандельштама о музыке его вкусы, сложившиеся не без влияния матери (та неутомимо водила детей на концерты), высвечивались не менее изощренно.

На посвященном поэту-юбиляру вечере прозвучало немало музыкальных «вставок» в плотное полотно цитат о музыке и ее исполнителях. Тень их великого автора, казалась, парила рядом с висящим на стене гостиной музея портретом другого гения – композитора Сулеймана Юдакова.

Прослушанный доклад своим вдохновенным сообщением об особенностях поэтики Осипа Мандельштама дополнил руководитель ЛиТО «Данко» член Союза российских писателей, поэт и эссеист Алексей Кирдянов.

– Мандельштам писал стихи «с голоса», то есть проверял на созвучность каждую строку, и если «звукопись» не казалась ему гармоничной, строку забраковывал, – поясняет А. Кирдянов. – Еще важной особенностью стилистики Мандельштама является очень широкий ассоциативный ряд в каждом стихотворении – культурные слои могут соседствовать очень произвольно, это во многом проявление внутренней духовной свободы.

Некоторые наиболее известные и любимые многими стихотворения О. Э. Мандельштама зачитали А. Кирдянов и Г. Багдасарова.

«Данковцы» – гости музея поделились впечатлениями об услышанном, при этом было отмечено, что желательно докладчиков слушать без отвлечения на чаевничание. В связи с этим стоит напомнить, что чаепитие в «Данко» начинается лишь после перерыва, в 17.30. До этого просьба не шуметь и не мешать выступающим.

Затем о вышедшей недавно своей книжке стихов «С любовью к вам» рассказала бард Ольга Абишева, кое-что из нее она прочитала. Также из этой книжки представила три стихотворения прозаик Мунира Бабаярова.

Образцами собственного стихотворчества поделились также другие гости музея – А. Кирдянов, Г. Багдасарова, Т. Грушина, С. Мартыненко, Е. Абалян, Г. Зазулина, Р. Каримова, А. Чембарисова.

В целом заседание ЛиТО «Данко» прошло очень волнительно; оно надолго запомнится крепким, волшебным по силе воздействия на слушателей слиянием «и музыки, и слова» (цитата из стихотворения О. Мандельштама «Silentium»).

 

 

* * *

Из стихотворений, прозвучавших на заседании ЛиТО «Данко»:

 

Осип Мандельштам (1891 – 1938)

 

БАХ

Здесь прихожане – дети праха

И доски вместо образов,

Где мелом, Себастьяна Баха,

Лишь цифры значатся псалмов.

 

Разноголосица какая

В трактирах буйных и в церквах,

А ты ликуешь, как Исайя,

О рассудительнейший Бах!

 

Высокий спорщик, неужели,

Играя внукам свой хорал,

Опору духа в самом деле

Ты в доказательстве искал?

 

Что звук? Шестнадцатые доли,

Орга’на многосложный крик –

Лишь воркотня твоя, не боле,

О несговорчивый старик!

 

И лютеранский проповедник

На черной кафедре своей

С твоими, гневный собеседник,

Мешает звук своих речей.

1913

 

* * *

Золотистого меда струя из бутылки текла

Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:

«Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,

Мы совсем не скучаем», – и через плечо поглядела.

 

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни

Сторожа и собаки, – идешь – никого не заметишь.

Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни,

Далеко в шалаше голоса – не поймешь, не ответишь.

 

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,

Как ресницы – на окнах опущены темные шторы.

Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,

Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

 

Я сказал: «Виноград, как старинная битва, живет,

Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке,

В каменистой Тавриде наука Эллады, – и вот

Золотых десятин благородные, ржавые грядки».

 

Ну а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.

Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.

Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, –

Не Елена, другая, – как долго она вышивала?

 

Золотое руно, где же ты, золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,

И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,

Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

1917

 

Алексей Кирдянов (г. Ташкент)

 

15 ЯНВАРЯ

Все валится из рук

в надтреснутом пространстве.

Бесснежная зима

дождлива и долга.

Я, кажется, навек

приговорен к молчанью.

За стенкой веселы

чужие голоса.

 

Все валится из рук –

из памяти и сердца.

Разбит на черепки

спокойствия мотив.

Секунда умерла,

застыв на циферблате.

А в комнате висят

свинцовые шаги.

 

Все валится из рук –

и книга, и расческа.

Заброшены в столе –

ненужные – стихи.

За окнами – «сентябрь»,

как нудная простуда.

Когда-то в этот день

родился Мандельштам.

1991

 

Алексей РОМАНОВ

Фото Татьяны ГРУШИНОЙ





Другие материалы рубрики

08.02.2021 / 17:50:11

"Архивариус осени" поведал о своей новой книге и газелях Алишера Навои в РЦНК в Ташкенте

Творческая встреча с поэтом, переводчиком, литературным критиком, членом СП Узбекистана, ныне заслуженным обладателем ордена "Дустлик" Николаем Ильиным состоялась в РЦНК в Ташкенте и осветила почти весенний солнечный день яркими красками и тихой сокровенной мелодией осени. Далее...

03.02.2021 / 14:44:10

Агентство Asian Book House выпустило в свет дебютную книгу Саиды Рашидовой для ребят "История Допки". Некоторые подробности

Автор нового издания, которое получило высокую оценку читателей и специалистов, Саида Рашидова, была приглашена для участия в сессии "Узбекистан в творчестве современных писателей и исследователей литературы". Она участвовала в диалоге по интернету с писателем Диной Рубиной (Израиль) и литературоведом Элеонорой Шафранской (Россия). Далее...

01.02.2021 / 19:11:28

Под крышей дома композиторов

С соответствующими мерами предосторожности, вызванными продолжающейся пандемией коронавируса, в располагающейся в Доме композиторов мемориальной квартире-музее Сулеймана Юдакова, автора легендарной узбекской национальной комической оперы "Проделки Майсары", провели очередное заседание любители изящной словесности нашей столицы Далее...

30.01.2021 / 18:08:41

Литературно-музыкальный вечер посвящённый 120-летию классика татарской литературы, поэта Хади Такташа

Выступившие отметили, что творчество Х.Такташа оказало огромное влияние на развитие татарской поэзии. Своими достижениями он обогатил арсенал изобразительных средств поэтической речи, научил своих коллег ценить простоту, интонационную гибкость и эмоциональную насыщенность стихотворного языка Далее...

29.01.2021 / 18:59:44

"Данко": Спасибо, музей С. Юдакова!

На первом в Новом, 2021 году заседании постоянных участников литературно-творческого объединения (ЛиТО) "Данко", действующего под патронажем Русского культурного центра Узбекистана более двадцати лет, царило приподнятое настроение. Как и раньше, "данковцы" собрались в ташкентском музее Сулеймана Юдакова при Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана Далее...





25.02.2021 / 20:36:47
Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок представили в ЦВЗ персональную выставку Серго Сутягина "Архитектор рисует"
 
24.02.2021 / 20:33:59
Галерея изобразительного искусства Узбекистана приглашает на выставку
 


17.02.2021 / 12:06:42
Вновь в эфире НТРК программа "И это все о нем". В этот раз о чтении книг, о новых изданиях
 
16.02.2021 / 21:33:08
"Узбеккино" объявило конкурс кинопроектов для молодых кинематографистов на 2021 год
 


25.02.2021 / 19:56:42
Cостоялся концерт хоровой музыки "Песнь души"
 
25.02.2021 / 19:08:47
В концертном зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана прозвучало "Аве, Мария!" на разных языках
 


26.02.2021 / 12:49:02
В продолжение темы. Международный день гидов и экскурсоводов достойно отметили в Ташкенте
 
24.02.2021 / 20:53:48
Туристический потенциал Узбекистана будет продвигаться в Германии, Швейцарии и Австрии
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте