Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.04.2024 / 10:41:05
Изнутри Korzinka Go: как устроена доставка продуктов из дарксторовДиректор по росту Korzinka Go Евгений Нелепко показал Spot процесс сборки товаров на доставку, а руководитель сервиса Константин Нечаев рассказал о том, почему сделали ставку на открытие дарксторов, как развитие современного ритейла влияет на e-grocery сегмент, какие планы по развитию сервиса и причем тут широкие дороги Ташкента. В июне прошлого года сеть супермаркетов «Корзинка» объявила о запуске онлайн-супермаркета и сервиса доставки под новым брендом Korzinka Gо. С 2017 года доставку продуктов из «Корзинки» осуществлял сторонний сервис — LeBazar. Помимо продовольственных товаров, онлайн-платформа доставляла канцтовары из магазинов Kanstik, приставки iTV и SIM-карты Beeline. В начале 2022 года «Корзинка» выкупила сервис и на его базе запустила Korzinka Gо. Директор по росту бизнеса (CGO) Евгений Нелепко показал Spot процесс сборки товаров на доставку, а руководитель Korzinka Go Константин Нечаев рассказал о том, почему сделали ставку на открытие дарксторов, как развитие современного ритейла влияет на e-grocery сегмент, какие планы по развитию сервиса и причем тут широкие дороги Ташкента. Ниже представлена сокращенная текстовая версия интервью с Константином Нечаевым. Когда вы присоединились к компании в 2022 году, Korzinka Go еще не существовало, тогда был LeBazar. Что он из себя представлял и в каком был состоянии этот бизнес? Бизнес на тот момент стагнировал. Существовала лояльная группа пользователей, которая хотела покупать онлайн. Они всегда оставались с LeBazar, даже если сервис работал плохо. А привлечь новых пользователей было сложно: продукт был не достаточно качественный.
В e-commerce, особенно в e-grocery (продажа товаров повседневного спроса через интернет — прим. Spot), количество идеальных заказов должно быть близко к 100%, но на тот момент в LeBazar их было меньше 30%. Недовольство клиентов было понятно. Главная проблема, которая перед нами стояла — масштаб. Для создания хорошего сервиса нужны инвестиции, а для этого нужен масштаб. Тут решающую роль сыграла готовность Зафара Хашимова (основатель «Корзинки» — прим. Spot) инвестировать в это направление бизнеса и сделать хороший сервис. Мы верили, что это даст нам толчок для роста.
Давайте поговорим про текущую ситуацию в Korzinka GO. Сервис работает по модели даркстора, когда все заказы собираются в отдельных магазинах-складах. Насколько я знаю, сейчас в Ташкенте три таких дарксотра. На самом деле у нас два даркстора, третий планируем открыть в этом году. Несколько слов о том, почему мы перешли к этой бизнес-модели. Если посмотреть на другие страны, то на начальных этапах развития рынка основной была модель сборки заказов в магазинах. Однако специфика Узбекистана в том, что рынок розничной торговли не развит, а современный ритейл только зарождается. Соответственно, существующие на рынке игроки сталкиваются со схожими проблемами — необходимо вкладывать в свои IT-системы, чтобы понимать, какие есть остатки, что можно показать покупателям в приложении, насколько возможно этот товар в магазине найти. Чтобы решить эти проблемы, нужно было вкладывать в технологии, перестроить магазин и магазинные операции, либо строить это в другом каком-то замкнутом цикле как даркстор. Кроме того, сам рынок современной розницы сейчас находится в стадии роста, он растет и без онлайна. Соответственно, возникает вопрос, как нам встроить онлайн в успешно растущий офлайн-бизнес.
Мы провели экономический расчет и поняли, что можем окупать расходы на дарксторы, если создадим качественный продукт и достигнем определенного объема заказов. Сменив модель, в первые полгода мы увидели двухкратный прирост. Мы поняли, что если предлагать хороший сервис, клиент тут же подтягивается за этим. Значит, если продолжить перестраивать процессы по новой модели, то мы можем окупить операции в дарксторах. Также свою роль сыграли некоторые особенности города, например, широкие дорогие и небольшое количество машин (если сравнивать с большими азиатскими, европейскими или американскими городами, тут пока мало машин). Это позволяет нам добраться до покупателя с разумным уровнем сервиса в диапазоне от одного часа до двух. Поэтому не было необходимости вкладываться в десятки дарксторов, соответственно, объем инвестиций был вполне доступный.
При этом нужно отметить, что мы очень сильно опираемся на команду «Корзинки», это тоже было частью стратегической задумки модели. Мы используем бренд «Корзинки», опираемся на команду маркетинга, работаем с коммерческой командой, которая создает ассортимент и ценообразование. Все это важные компоненты синергии, которые помогают нам очень быстро двигаться вперед. Как вы видите дальнейшее развитие Korzinka Go? И как это будет трансформировать локальный рынок? Я считаю, что в сегменте e-grocery рынок будет развиваться сопоставимо с развитыми странами. Это связано с бурным развитием как современного, так и офлайн-ритейла. Я уверен, что развитие e-commerce будет напрямую зависеть от развития самого рынка современного ритейла.
Анализируя поведение покупателей «Корзинки» в офлайне и онлайне мы видим, что онлайн-опыт приводит к увеличению количества покупок в компании в целом. Для нас это главный источник информации о том, где будет рост. Люди не просто переходят в онлайн, потому что им это нравится, они переходят в онлайн за удобством. Вчера был снег — человек купил онлайн, сегодня хорошая погода — он проходит мимо магазина и заходит, чтобы купить там. В этом заключается главная ценность. Но, опять же, все это должно быть выгодно, привлекательно с точки зрения ассортимента и цен. Поэтому развитие сети магазинов и цепочки поставок — это один из главных факторов, который будет стимулировать и онлайн-направление. С точки зрения развития онлайн-опыта для нас важно создавать новые форматы покупки. Если раньше мы в основном работали с запланированной покупкой в течение двух часов, то теперь мы хотим создать экспресс-доставку. Мы будем развивать ее как в приложении Korzinka GO, так и сотрудничать с сервисами доставки еды. Мы ведем диалог со всеми известными игроками на рынке и ищем способы сделать экспресс-доставку привлекательной для их пользователей и наших покупателей. Еще одна ставка — это развитие ассортимента, потому что это может быть нашим преимуществом, когда товар будет доступен именно с быстрой доставкой. Это наше отличие, например, от конкурентов в онлайне, потому что сделать доступный ассортимент с доставкой в течение часа или двух часов, расширить этот выбор для покупателей, является ценностью. Конечно, будут развиваться маркетплейсы, например, Uzum. Но их модель предполагает доставку в лучшем случае через четыре часа, а в основном — на следующий день. Сейчас вы в основном сконцентрированы на Ташкенте. Когда можно ожидать запуска сервиса в других регионах?
Да, это важный шаг с точки зрения нашей экспансии. Думаю, мы будем смотреть на паттерн поведения покупателей в офлайне и будем оценивать зрелость того или иного города, а также смотреть на объем бизнеса там. В планах у нас начать тестирование операции в этом году в одной или двух локациях за пределами Ташкента. А дальше будем уже принимать решения, насколько мы можем это развивать.
Источник: www.spot.uz
|
|