Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.06.2018 / 15:42:29
Молодёжный театр Узбекистана завершил 90-й сезон спектаклем "Это я — Эдит Пиаф!"Премьера спектакля«Это я — Эдит Пиаф!» состоялась в Государственном молодёжном театре 24 февраля 2018 года, но именно ему была удостоена честь 24 июня этого года завершить 90-й театральный сезон. Зрительный зал ГМТ был переполнен до отказа, и только благодаря бесшумно работающему кондиционеру в нём поддерживалась относительная прохлада, в которой можно было забыть о летней жаре и вечерней сутолоке на шумных людных столичных улицах и полностью предаться наслаждению необыкновенным театральным зрелищем. Ещё задолго до начала спектакля в полумраке открытой сцены без занавеса зрители разглядывали вполне реалистичную декорацию художника-постановщика Алексея Пака. В центре на заднем плане — тумба с наклеенными вырезками из старых газет — скандальная летопись жизни легендарной Эдит Пиаф, о которой много писали. По левую сторону — вешалка со множеством мужских костюмов, напоминающих о многочисленных романах и дружеских привязанностях французской певицы. В ходе спектакля они приобретут конкретные имена и олицетворённые судьбы. Справа — скромный интерьер грим-уборной с пустыми и недопитыми бутылками, туалетным столиком, креслом, разорванными афишами, недочитанной книгой и творческим беспорядком — он неизменно сопутствовал творческой жизни великой певицы. Эта лаконичная выразительная сценография невольно погружает зрителей в мир великой французской певицы, которая в автобиографической книге «Моя жизнь» сказала о себе: «Я умру, и столько всякого будут говорить обо мне, что, в конце концов, никто не узнает, чем же я была на самом деле...». Эти слова эпиграфом к драме прозвучали в спектакле. По сцене то и дело быстрой летающей походкой воробышка снуёт маленькая хрупкая фигурка молодой девушки в чёрном платье. Это она, актриса Молодёжного театра, Шахзода Валиева, в течение одного часа и 15 минут, звонким жизнелюбивым голосом, гибкой пластикой, выразительной жестикуляцией и горящим взглядом чёрных глаз из-под тонких бровей, обращённых больше в себя и только изредка на публику, будет держать зрителей в нервном напряжении. Ей в образе французской певицы удавалось заставить зрителей смеяться и плакать вместе с ней над жизнью её героини и в задушевных песнях Эдит Пиаф находить ответ на многочисленные вопросы журналистов о смысле жизни: «Любовь! А что может быть ещё?». Эти слова рефреном пронизывают моноспектакль молодого талантливого режиссёра Обида Обдурахманова с участием одной лишь актрисы в главной роли, его супруги, Шахзоды Валиевой. Мне не пришлось видеть эту постановку с участием другой актрисы театра в главной роли — Наргизы Хашимовой. Признаюсь, скорее всего, не придётся, так как именно этот неповторимый сценический образ певчего Воробышка, созданный Шахзодой, навсегда в тот вечер вошёл в сознание не только моё, но и других зрителей, побывавших на заключительном спектакле нынешнего юбилейного театрального сезона. Отрадно, что театр сохранил многолетнюю добрую традицию, когда перед началом спектакля на помост всходит режиссёр и, приветствуя зрителей, объясняет главную идею своего нового проекта. Так и в этот раз на авансцену вышел Обид Абдурахманов и сказал важные слова: — Спектакль-монолог по одноименной пьесе Нины Мазур был создан к 100-летию со дня рождения великой французской певицы Эдит Пиаф в 2015 году. Мне посчастливилось сидеть рядом с автором пьесы «Это я — Эдит Пиаф!» — Ниной Зиновьевной Мазур, немецким драматургом, киевлянкой по происхождению, ныне живущей в Ганновере. Я поделился с ней своей творческой идеей создать моноспектакль, спектакль-монолог, когда на сцене играет одна актриса. Нина Мазур поддержала меня: «Поставь-поставь!.. Монотеатр — это всегда отзвук мира, пропущенный через сердце…». Трудность проекта заключалась в том, что обычно моноспектакли ставят опытные режиссёры и играют в них зрелые актёры с большим творческим багажом, а мы все, молодые, взяли на себя ответственность по-хорошему дерзнуть и сделать вот такой интересный спектакль. Мы через многое прошли: непонимание, нервотрёпку, через сорванные голоса, потому что актрисы в спектакле поют живьём на языке оригинала песни из репертуара Эдит Пиаф, многие из которых сочинила она сама. Главное для нас было — прикоснуться к судьбе такого удивительного человека. Наш спектакль далёк от претензии, что сейчас на сцену к вам выйдет настоящая Эдит Пиаф. Это, скорее всего, наша молодая дерзкая попытка прочувствовать, понять мощную внутреннюю нерастраченную силу великой французской певицы Эдит Пиаф, маленькой женщины по прозвищу «Воробышек», которая умудрялась своим пением собирать и поднимать стадионы. Когда она пела в городском парке — останавливались аттракционы. Мы вам расскажем трагическую историю жизни, любви и смерти великой певицы, рождённой и начинавшей свою карьеру на улицах Парижа, от первого лица. К.С. Станиславский говорил, что на первых десять премьер приходит главный режиссёр, который доделывает спектакль, — это вы, наши зрители. Сегодня вы с нами доделываете этот спектакль. Я желаю и вам, и нам удачи! — С Богом!.. Спектакль-монолог, спектакль-исповедь от первого лица не допускает ни одной фальшивой ноты, иначе прервётся доверие зрителей к главной и единственной героине на сцене, воплотившей всех и вся, череду взлётов и глубочайших падений в её судьбе. Пожалуй, испытаний, отмеренных на жизнь этой крошечной женщины, ростом в полтора метра, небеса отмерили столько, сколько хватило бы на десять или сто человек. — Я бы охотно повернулась и ушла со сцены. Но дело в том, что я не принадлежу к числу тех, кто пасует перед трудностями. Наоборот, они ещё более подстёгивают меня. В тот момент, когда я уже чувствую себя побеждённой, у меня откуда-то берутся новые силы для продолжения борьбы. Я не покинула, стало быть, сцену. Прислонившись к колонне, заложив назад руки и откинув голову, я начала петь… — доверительно, как на духу, актриса на сцене произносит слова из автобиографической книги Эдит Пиаф «Моя жизнь» и продолжает петь. Восемь известных песен Эдит Пиаф: «Жизнь в розовом свете», «Толпа», «Падам-падам…», «Аккордеонист», «Марсельеза», «Небеса, пощадите!», «Милорд», «Нет, я не жалею ни о чём» в проникновенном исполнении актрисы Шахзоды Валиевой углубляют содержание спектакля и делают его непревзойдённым по силе воздействия на зрителей исповедальной интонацией слов и музыки. Временами образ актрисы полностью сливался с художественным образом героини: их уже нельзя было отделить один от другого: — Меня слушали. Мало-помалу мой голос окреп, вернулась уверенность, и я даже рискнула посмотреть в зал. Я увидела внимательные, серьезные лица. Никаких улыбок. Это меня ободрило. Зрители были «в моих руках». Я продолжала петь, и в конце второго куплета, позабыв об осторожности, к которой призывал мой неоконченный свитер, сделала жест, всего один — подняла вверх обе руки. Само по себе это было не плохо, но результат оказался ужасным. Мой шарф, прекрасный шарф Ивонн Балле, соскользнул с плеча и упал к моим ногам. Я покраснела от стыда. Теперь ведь все узнали, что свитер был с одним рукавом. Слёзы навернулись на глаза. Вместо успеха меня ждал полный провал. Сейчас раздастся смех, и я вернусь за кулисы под общий свист… Никто не рассмеялся. Последовала долгая пауза. Не могу сказать, сколько она длилась, мне она показалась бесконечной. Потом раздались аплодисменты. Были ли они начаты по сигналу Лепле? Не знаю. Но они неслись отовсюду, и никогда еще крики «браво» не звучали для меня такой музыкой. Я пришла в себя. Я боялась худшего, а мне была устроена «бесконечная овация». Я готова была расплакаться. Внезапно, когда я собиралась объявить вторую песенку, в наступившей тишине раздался чей-то голос: — А их у малышки, оказывается, полным-полно за пазухой! Это был Морис Шевалье. В зрительном зале Молодёжного театра полнейшая тишина во время монолога, охватившего самые яркие эпизоды жизни Эдит Пиаф, внезапно прерывалась громкими овациями после каждой исполненной песни из репертуара знаменитой французской певицы. Спектакль «Это я — Эдит Пиаф!» по одноимённой пьесе Нины Мазур, как и автобиографическая книга Эдит Пиаф «Моя жизнь», поставлен без прикрас, без идеализации главной героини и без ложной стыдливости. Порой шокирующе, но откровенно он повествует о детстве, юности и других драматичных периодах её жизни. О любви и многочисленных мужчинах. О вредных привычках. О борьбе с ними за саму себя. И часто эта борьба оборачивалась поражением. О близких друзьях. О людях, которые помогли и помогали Эдит Пиаф до последнего вздоха. В их числе: Луи Дюпон, Луи Лепле,Чарли Чаплин, Шарль Азнавур, говоривший: «Пиаф научила меня оставаться самим собой»; Марлен Дитрих, Ив Монтан, Жан Кокто, написавший трогательное посвящение памяти Эдит и умерший в тот же день, когда скончалась его возлюбленная; главный мужчина в жизни Эдит Пиаф — боксёр Марсель Сердан, разбившийся в авиакатастрофе по дороге к возлюбленной в тот страшный октябрьский день 1949 года. Эдит позвала Марселя в Нью-Йорк, где тогда гастролировала. Сердан бросил всё и вылетел. Его самолёт разбился возле Азорских островов. Останки Марселя опознали по часам, подаренным ему Пиаф. От глубочайшей депрессии звезда спасалась морфием, алкоголем и работой. Ему Эдит Пиаф посвятила песню «Гимн любви», в которой были такие слова: «Если ты умрешь, я тоже хочу умереть». Она не вычеркнула её из программы концерта и исполнила в этот же самый чёрный траурный день в её жизни: «Padam... Padam...» — песня жизнеутверждающе звучала со сцены, вопреки всем ударам судьбы. Спектакль рассказывает и показывает, как великолепные песни и потрясающий голос Эдит Пиаф гремели на весь мир. Она покоряла мужчин и восхищала женщин. Она была примером, героиней, культом. Во время Второй мировой войны она давала благотворительные концерты и помогла больше ста военнопленным бежать из концлагеря в осаждённом Париже. Многих певцов подняла на сцену и способствовала им стать знаменитыми. 10 октября 1963 года легенды не стало. Церковь отказалась её отпевать и совершать церемонию погребения, объяснив это тем, что вся жизнь Эдит Пиаф была сплошным грехом. Зато поклонники певицы так не считали. На кладбище Пер-Лашез, где похоронили звезду, собралось более 40 тысяч людей. Они принесли с собой такое количество цветов, что они толстым шаром устлали всю аллею до могилы. Ее судьба – «не пример для подражания». Но благодаря ей Франция обрела свой голос, голос великой Эдит Пиаф. Ей невозможно подражать. Её не с кем сравнивать. Её голос живёт во времени сам по себе — огромный сгусток энергии, замешанный на безудержной страсти к жизни. Для Эдит любовь и песня были смыслом всей жизни. Спектакль, в котором исповедь певицы неотделима от её песен, нас в этом убеждает:
«Padam… Padam… — Падам…, падам…» Этот мотив, который преследует меня день и ночь, Этот мотив не рождён сегодня. Он пришёл из такого же далека, как и я, Заигранный сотнями музыкантов. Однажды этот мотив сведёт меня с ума. Сто раз я хотела сказать, почему, Но он пресёк мою речь. Он говорит всегда передо мной, И его голос перекрывает мой голос... (построчный перевод) В этом спектакле, по мнению зрителей, настоящая Эдит Пиаф, которая говорит откровенно о себе: «Я не жалею ни о чем. Там, наверху, я это хорошо знаю, я буду неустанно повторять, как в моей песне: «Нет, я не жалею ни о чем». Моя борьба против болезни и смерти, на этот раз выигранная, но ненадолго, заставляет меня подвести итоги моей жизни…». Эта песня звучит в спектакле на французском языке как гимн жизни. Сколько всего выпало на долю этой маленькой женщины, но у неё хватило мужества всё выдержать, всё пережить и обрести счастье в конце жизни. В 1962 году она встречает свою последнюю любовь, молодого парикмахера Теофаниса Ламбукиса (Тео Сарапо), с которым проживёт до конца своей жизни. Их семейная идиллия продолжалась 11 месяцев. Но Тео ненадолго пережил Эдит. Он разбился в аварии спустя семь лет после её кончины. Актриса Шахзода Вавилова не идеализирует свою героиню и не заигрывает со зрителем. Она доносит до нас образ отнюдь не ангела: на сцене Эдит, как в реальной жизни, по её личным автобиографическим мемуарам и воспоминаниям современников, близко знавших её, бывает расточительной, упрямой, язвительной, но в то же время — страстной, волшебной, талантливой и умеющей любить. Она всю жизнь искала любовь, но одни бросали её, другие были брошены ею, некоторые погибли, оставив глубокие раны на истерзанном сердце, а с другими она просто не сошлась. Да, в конце жизни она, возможно, обрела счастье, но настоящая её любовь была к песням и к зрителям. Эдит не представляла свою жизнь без возможности петь. Бывало, она предавала своих преданных слушателей, но она вновь и вновь возвращалась к ним. В песнях, прозвучавших в спектакле, было выражено всё: самоирония, правда, мечтательность, нежность, одиночество этой удивительной женщины. В конце спектакля мы слышим в записи, словно издалека, настоящий голос Эдит Пиаф и понимаем, что у неё был уникальный талант певицы и уникальная человеческая способность быть успешной и даже счастливой, вопреки страшным трагедиям и мучительному нездоровью, которые обрушивались на эту хрупкую маленькую миниатюрную женщину. Ей вдобавок пришлось бороться не только с хроническими болями, не только с душевными кризисами от трагических событий с любимыми мужчинами, но и приходилось бороться с собственными пороками, которые шли с ней по жизни и требовали огромных душевных сил для преодоления... В конце спектакля героиня говорит словами из своей автобиографии «Моя жизнь»: «Всё чего я хочу, — чтобы прочитавший эту исповедь, которая, быть может, будет моей последней исповедью, прежде чем закрыть её, сказал обо мне как о Марии Магдалине: «Ей можно многое простить, потому что она много любила». Режиссёр-постановщик Обид Абдурахманов остался верен исповеди французского «Воробышка» до конца. Исполнительница роли Эдит Пиаф — Шахзода Валиева — только один раз после окончания моноспектакля поклонилась зрителям, наградившим овацией, цветами и возгласами «Браво!» не только её, но и её героиню — незабвенную Эдит Пиаф: — Артисты и публика не должны встречаться. После того как занавес падает, актёр должен исчезнуть, как по мановению волшебной палочки». (Эдит Пиаф).
Гуарик Багдасарова, искусствовед
|
|