Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.08.2020 / 21:47:54
О первом ректоре Театрального институтаВ этом году исполняется 75 лет со дня основания Ташкентского театрального института. Этот творческий вуз был первым высшим учебным заведением, где обучались актеры, режиссеры, театроведы со всего центральноазиатского региона. С 1954 года в институте открылся и художественный факультет. Многие выпускники Института стали впоследствии крупнейшими деятелями искусства в своих странах, составили ядро художественной культуры Узбекистана второй половины 20 – начала 21 веков. По сей день многие из них стоят у руля современного художественного процесса. Одним из инициаторов создания Института и его первым ректором был М.П.Верхацкий.
Михаил Полуэктович Верхацкий родился в Украине в 1904 году. С 1929 года он работает в Харькове, в знаменитом театре «Березиль», под руководством основателя этого театра, выдающегося режиссера Леся Курбаса, по сей день остающимся самым известным украинским режиссером. Вскоре Верхацкий становится личным секретарем Курбаса. На основе своих наблюдений и записей о творчестве режиссера он готовит и в 32 году завершает рукопись книги. Опубликовать ее не удалось - в 1933 году театр был закрыт. А сам Курбас обвинен в буржуазном национализме, сослан и расстрелян в1937 году. Через два года Украину покидает и сам Верхацкий, в 1936 году он переезжает на постоянное место жительства в Ташкент. С первых дней пребывания в Узбекистане Верхацкий активно знакомится с репертуаром и творческой практикой театров республики. Он много ездит, читает лекции в театральных коллективах Ферганы, Коканда, Самарканда, Нукуса, Ургенча. Вскоре начинает публиковать рецензии на спектакли театров Ташкента. В частности, ему принадлежит первая большая и подробная рецензия на знаменитый спектакль театра имени Хамзы «Отелло» с А.Хидоятовым в главной роли. А через год начинается его сотрудничество с научно - исследовательским кабинетом при Консерватории. Так назывался тогда нынешний Институт искусствознания Академии наук Узбекистана. В 1943 году специальным указом окончательно закрепляется статус Института искусствознания, определилась его структура из трех основных Кабинетов (затем отделов - театра, музыки и изобразительного искусства). Верхацкого назначают заведующим Кабинетом театра. Таким образом, он становится первым официальным заведующим отделом театра Института искусствознания. Деятельность Верхацкого на должности заведующего отделом впечатляет. Он собирает вокруг себя группу молодых сотрудников - А. Левитин, 3. Соронбаева, А. Ходжаева, В. Хорол, В.Маликбаев, определяет направления работы отдела – источниковедческую, собирательскую, искусствоведческую. Привлекает к более тесному сотрудничеству ленинградского ученого А.Л.Троицкую, изучавшую фольклор и традиционную зрелищную узбекскую культуру и защитившую впоследствии диссертацию «Народный театр Узбекистана», а также И. Бахта для изучения узбекского танца, в частности, ферганского «Катта уйюни». То есть, делает серьезные шаги к пополнению театрального архива института Искусствознания и изучению традиционного театра. При этом не прекращалось изучение современного театра – в архиве до сих пор сохранились записи спектаклей тех лет, сделанные сотрудниками отдела. Собранные в тот период материалы стали важным источником для дальнейших театроведческих исследований традиционного и современного узбекского театра. В архиве института искусствознания хранится «Очерк истории узбекского театра» М.Верхацкого. Этот объемный материал, свыше пятисот машинописных страниц, является первой попыткой систематизации истории узбекского театра с древности до 50-х годов прошлого века. Труд датирован 1953 годом, не опубликован, в театроведческих работах нет ссылок на этот архивный материал. Притом, что «Очерк» сверх всякой меры политизирован, надо оценить по достоинству, по крайней мере, два аспекта. В части посвященной истокам и традиционному узбекскому театру автор называет и обобщает основные источники темы, список которых и сегодня расширен ненамного. И, во-вторых, глазами очевидца-профессионала рассмотрен важный период второй половины 30-х 40-х годов развития узбекского театра. Точнее, начиная с 1936 года, когда М.Верхацкий переезжает на место жительства в Узбекистан. «Очерк…» был задуман и написан в послевоенное время, когда в идеологической работе второй половины 40-х заметное место занимали постановления партии по вопросам литературы и искусства: "О журнале "Звезда", и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мероприятиях об его улучшении", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", в которых проявилось усилившееся давление на деятелей искусства, грубое вмешательство в творческую деятельность. Вновь актуальной стала «борьба с формализмом и буржуазным национализмом», добавилась борьба с космополитизмом. Один из первых выпускников Театрального института, а впоследствии директор театра имени Хамзы Искандер Мусабеков в своих воспоминаниях пишет, что и Верхацкий подвергался нелепым обвинениям в космополитизме. Как вспоминал об этом времени театральный критик К. Рудницкий, «сочинять, ставить, играть — все равно, что гулять по заминированному полю — шаг вправо — взрыв и гибель, шаг влево — взрыв и гибель». Если к пережитому Верхацким на Украине добавить репрессии в отношении узбекских деятелей культуры, свидетелем которых он был в 30-е годы, становится понятной чрезмерная политизированность «Очерка». Густой идеологический контекст мог служить охранной грамотой от обвинений в политических ошибках, оповещал читателя о прямом следовании автора по пути партийных установок, без всяких отклонений вправо или влево. Отвечавшая официальным партийным установкам позиция (а других и не могло быть), приводила к искажениям и неверным выводам в оценке ряда явлений в культуре, например, в отношении роли узбекских просветителей джадидов в создании театра нового образца. Такая позиция вызывала скептическое отношение у следующих поколений исследователей театра. Профессиональные театроведы Узбекистана, первые и последующие поколения выпускников театроведческого отделения Театрального института, предпочитали обращаться к первоисточникам и писали уже свою историю театра. Хотя и в этих исследованиях, при желании, можно заметить и «следы» знакомства с «Очерком...» Верхацкого. Справедливость требует по достоинству оценить первую попытку создания систематизированной истории узбекского театра в части исследования его древности и традиционных форм. Так, например, Верхацкий обобщил имевшиеся тогда археологические и иконографические источники, связав их с древностью зрелищных искусств региона. Он первый свел воедино все имевшиеся тогда сведения о традиционном узбекском кукольном театре. Опираясь на исследования А.Троицкой, он дополнил ее записи бесед с Юсуфжоном Шакарджановым, видным представителем узбекского театра кизикчи, свидетельства которого, по сути, лежат в основе будущих исследований этого вида традиционного театра. К большому сожалению, в «Очерке…», не упомянуто важное событие в театральной жизни Узбекистана - организация и открытие после войны Ташкентского театрального института, собственной «кузницы театральных кадров». Этот творческий вуз сыграл огромную роль в развитии не только театра Узбекистана, но и театрального, а впоследствии и изобразительного искусства всего центральноазиатского региона. К сожалению потому, что недостающий фрагмент о начале деятельности Ташкентского театрального института, написанный от имени главного действующего лица, мог бы иметь особую ценность. Так как именно Михаил Верхацкий был одним из инициаторов создания этого вуза и его первым ректором. Задачи первого ректора только что организованного вуза в целом понятны – организация структуры и учебного процесса, предметный контент, педагогические кадры. Последний пункт, важнейший для творческого вуза, не представлял, видимо, для ректора особой проблемы. Благодаря тесной связи с театральной практикой Узбекистана, с одной стороны, и работе в многопрофильном Институте искусствознания, с другой, он был лично знаком практически со всеми людьми искусства, способными к педагогической деятельности. А вот некоторые имена первых актерских выпусков Театрального института – Яйра Абдуллаева, Иркли Маликбаева, Ирода Алиева, Зикир Мухаммеджанов - все будущие народные артисты Узбекистана. Также среди первых институт закончили Яков Лобач, Ольга Чернова, Иосиф Гринберг – будущие главные режиссеры русского академического театра в Ташкенте и самаркандского театра имени Х.Алимджана. Режиссерское отделение через год закончили Ташходжа Ходжаев, впоследствии признанный мастер узбекской режиссуры, долгое время возглавлявший Академический театр имени Хамзы и Равиль Батыров, известный узбекский кинорежиссер. Трудно себе представить, чтобы первый ректор, хорошо знавший театральную практику, тонко разбиравшийся в природе актерского искусства, не принимал участие в приеме названных выше студентов первых наборов, не участвовал в их выпуске. Одновременно с обязанностями ректора Верхацкий на контрактной основе продолжал заведовать отделом театра в Институте искусствознания. Здесь он пишет учебную программу по истории театра и «Очерк…». Судя по первоначальному проспекту, «Очерк…», видимо, задумывался как учебник для только что созданного Театрального института. В 1952 году Михаил Верхацкий возвращается на Украину. До своей смерти в 1973 году занимался педагогической деятельностью в Киевском театральном институте имени И.И. Карпенко-Карого, ведущем украинском театральном вузе. После его смерти благодарные ученики издали о нем книгу воспоминаний, храня память о нем как о «легендарном ученике легендарного учителя». В 2017 году в Санкт – Петербурге вышла книга воспоминаний известного актера, народного артиста Россиии Николая Мортона, где автор пишет, что ему крупно повезло в жизни, потому что посчастливилось учиться актерскому искусству у Михаила Верхацкого. Особо скажу об одной интересной статье, опубликованной аспиранткой Киевского национального университета театра, кино и телевидения. Опираясь на «Очерк…», экземпляр которого хранится в архиве Украины, автор статьи Наталья Гурбий рассматривает спектакль «Гамлет» в театре им. Хамзы в оценке М.Верхацкого, тем самым знакомя украинских читателей не только с ташкентским периодом жизни и деятельности М. Верхацкого, но и со спектаклями узбекского театра. Такие публикации необходимы, ценны и полезны как с точки зрения заполнения лакун в истории узбекского и украинского театров, так и с точки зрения укрепления и расширения узбекско-украинских театральных связей. Таким образом, даже краткое изложение сделанного Михаилом Верхацким за 15 лет пребывания в Узбекистане красноречиво свидетельствует о неординарности этого разносторонне одаренного человека. Необходимо по достоинству оценить его вклад в развитие театрального искусства Узбекистана, как первого ректора Театрального института, как организатора научного и педагогического процессов, а также его деятельность как театрального критика, педагога, и источниковеда. Ильдар Мухтаров, доктор искусствоведенияИсточник: Журнал Театр, №2, 2020
|
|