Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.02.2021 / 18:20:39
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ. БРАВО, МОЦАРТ, БРАВО ГАБТ!У каждого времени свои герои, свои творцы литературы и музыки. Не то, чтоб они родились в этот же час, но дух их творческого дара созвучен с настроением эпохи или дарует ей то, чего не достаёт, а временем востребовано. Сегодняшнее время не обошлось без проблем – а какая эпоха без них обходится? – да вот только именно сегодня продолжается нагнетающее давление сюрпризов пандемии, ограничение встреч с теми, с кем мы привыкли делить и радость, и печаль, и заботу о завтрашнем дне, и нежданные потери самых близких. Легко сказать: - Ограничьте общение, прячьте свои лица под маской, не выходите лишний раз из дома… а ведь это действительно необходимо, таково гротескное требование времени, и от него никуда не деться. Во всяком случае пока. Самые мудрые и человеколюбивые умы нашли в качестве решения золотую середину. Ведь здоровье у нас не только физическое, но также духовное и душевное. Я уже писала о культурных проектах, проводимых с неизменным масочным и дистанционным режимом в Музыкальной гостиной ГАБТ им.А.Навои, в Епархии, в Библиотеке им. А.Навои и других храмах культуры. И сама принимаю в их проведении участие. Но вот о Зингшпиле-буфф Вольфганга Амадея Моцарта «Директор театра», премьеру которого 15 февраля 2021 г. поистине блестяще представил коллектив театра ГАБТ им.А.Навои на большой сцене, в своеобразной постановке ведущего режиссёра – Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, хочется сказать особо. Не только потому, что в эти дни исполняется 265 лет со дня рождения великого композитора, филигранного мастера оперного жанра, который остаётся вечно молодым и современным, хотя ему давно пошла уже третья сотня лет… Моцарт, такой легкомысленный, казалось бы, в своей личной жизни, с такой лёгкостью творящий недостижимые шедевры музыкального искусства, и вместе с тем сам прошедший сквозь многие жизненные трудности и невзгоды, учит сегодня слушателя и зрителя той особой гармонии духа, которую способна подарить музыка. Но радостное, радужное настроение, которое пробуждает его музыка, - это ещё не всё! Знаете, как учат детей преодолевать страх с тёмных углов незнакомых тёмных комнат? Надо над ними рассмеяться! А Моцарт умеет и весело улыбнуться, и иронично засмеяться, и саркастически расхохотаться… чтоб не случилось самых больших человеческих драм или трагедий. Из спектакля необычной формы, проекта, представленного в Музыкальной гостиной театра как эскиз будущего постановки, Андрей Слоним создал полноценный спектакль, состоящий из двух частей, органически связанных воедино. В первой части мы наблюдаем знакомые сцены «внутритеатральной» зависти, интриг, авантюр и гротескных ситуаций, вызванных желанием «быть первыми и единственными» в ущерб остальным и в ущерб общим интересам. Пиковые конфронтации, движимые тщеславием и эгоизмом, готовы свести на нет все усилия создать общее дело, создать театр. Моцарт – а вместе с ним режиссёр Андрей Слоним и его артисты – не только остроумно шутят и озорно смеются, они подводят зрителя к осознанию, что так, как делают эти персонажи, ничего хорошего не получится. Но А.Е.Слоним не был бы Андрей Евсеевич Слоним, если бы на этом успокоился. Выход и решение должны быть! И они были рядом – как для него, так и для исполнителей. Недаром же большую часть этих замечательных артистов он воспитал! Это его школа. Итак, герои его спектакля «Директор театра» приходят к осознанию, что только в единении можно творить плодотворно и созидать достойное публики. И в доказательство бравурно и блестяще развёртывают перед повеселевшим зрителем во второй части спектакля моцартовские сцены и арии из «Свадьбы Фигаро», «Волшебной флейты», «Дона Жуана» и других опер. И Сюзанна, и Фигаро, и другие герои отстаивают своё право на счастье и человеческое достоинство, а силы, которые казались непреодолимыми и властными, уступают силе духа, любви, остроумия. А органично убедить в этом зрителя удалось, благодаря единству, сплочённых и гармонически организованных пению и игре Хислата Камилова, Жасура Саидова, Анжелы Мухаметзяновй, Гульнар Альджановой, Бекзода Садыкова, Ришата Решитова, Анастасии Юдиной, Галины Голубковой, Валерии Шароватовой, Лятифе Абиевой, представших, как и в ролях «ДИРЕКТОРА ТЕАТРА», так и в образах персонажей моцартовских оперных шедевров. И разумеется, - благодаря слаженной и филигранной работе постановочной группы: музыкального руководителя и дирижёра Сухроба Раджабова, режиссёра-постановщика заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, художника-постановщика Даврона Раджабова, дизайнера костюмов Лобар Палвановой, балетмейстера заслуженной артистки Узбекистана Амины Бабаджановой, концертмейстера Людмилы Слоним и помощника режиссёра Дамиры Ахметшиной. Сложный жанр комедийного зингшпиля с динамичными разговорными диалогами, непривычными для оперных певцов, - был замечательно выстроен и был обаятелен и полон тонкого юмора. Сварливость двух соперничающих «примадонн», эгоцентризм «тенора-душки», характерность незадачливого банкира Эйлера, авантюризм директора театра Франка и его помощника – актера Буффа были «предъявлены» во всём разнообразии и полноте. А изощренное обаяние и характерность героев «Свадьбы Фигаро», «Волшебной флейты» и «Дон Жуана», по замыслу постановщика, как бы воплощенных артистами труппы господина Франка и им самим – раскрылись разнообразно, озорно и сочно. Спектакль предстал публике как изысканная, увлекательная и остроумная игра, в которую с радостью вовлечены и исполнители, и сопереживающие зрители, горячо принявшие спектакль. Порадовал и красивый облик спектакля, изящество интерьеров и таинственного ночного сада, прекрасный коллаж огромных и разных портретов Моцарта, как бы осенявший инструментальные вступления.
Браво, Моцарт! Браво, Андрей Евсеевич Слоним и коллектив театра!
АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА
|
|