Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.02.2018 / 11:21:42
Живая классика - концерт, посвященный музыке Сергея ПрокофьеваКонцерты серии “Музыка без границ” Молодежного симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель – заслуженный артист Узбекистана Камолиддин Уринбаев) всегда привлекают внимание широких кругов слушателей. Состоявшийся в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана концерт, посвященный музыке великого классика ХХ века Сергея Прокофьева, стал убедительным тому подтверждением. Программу концерта составили два монументальных творения - Пятая симфония и кантата “Александр Невский”, в исполнении которой принял участие Молодежный хор коллектива (художественный руководитель – доцент Юлдуз Хуснитдинова) и ведущая солистка ГАБТа оперы и балета имени А.Навои, дипломат международных конкурсов Азиза Мухамедова (меццо-сопрано). Оба произведения прозвучали под управлением лауреата международных конкурсов Дмитрия Крюкова, одного из самых творчески активных российских дирижеров. Репертуар маэстро довольно обширен и разнообразен, включает музыку разных эпох и стилей от барокко до современности. Важное место в его репертуаре занимает классика ХХ века, сочинения Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Присущая Крюкову способность логично выстроить концертную программу сказалось и на концерте музыки Прокофьева. Пятая симфония перекликается по духу с величественными, эпическими образами кантаты “Александр Невский”, созданной на основе музыки к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна, на текст поэта Владимира Луговского и самого композитора. Пятая симфония впервые была исполнена 13 января 1945 года в Москве под управлением ее автора Прокофьева. В ней с наибольшей силой художественной выразительности воплощены свойственное композитору оптимистичное восприятие мира, неукротимая энергетика, витализм. По замыслу Прокофьева в Пятой симфонии воспевается созидательное начало человеческой деятельности, духовное богатство свободной и счастливой личности, пафос самовыражения. В замечательном прочтении партитуры дирижеру Крюкову удалось добиться от оркестра высокохудожественного воплощения замысла композитора, передать эпическую силу музыки Прокофьева, ее яркую театральную природу. Крюков талантливо решил трудную задачу трактовки финала симфонии как смыслового обобщения разнохарактерных образов, благодаря чему масштабный четырехчастный цикл приобрел классическую законченность, логическую завершенность целого. Апофеозом концерта стало исполнение кантаты “Александр Невский”, занимающей центральное место в творчестве композитора. Историческую тему Прокофьев раскрыл с удивительно верным ощущением эпохи и острым чувством современности. Под дирижерской палочкой Крюкова на протяжении семи частей кантаты раскрывается драматическая фабула сюжета, строго и логично распределены фазы кульминационных подъемов и спадов, умело выявлена мощь оркестра и хора. Образно-поэтичное мышление дирижера масштабно и концепционно, психологически углубленно, что ярко проявилось в трактовке шестой части кантаты “Мертвое поле” – единственный сольный номер произведения – песню для меццо-сопрано и оркестра. Лирическое пение солистки Азизы Мухамедовой прозвучало с особой трогательностью и проникновенностью. Воплощая симфонический образ невесты, оплакивающей своего жениха, погибшего в бою, певица проявила теплоту, эмоциональность и тонкий художественный вкус. Слушатели по достоинству оценили соло, вдохновенно исполненное певицей, безраздельно завладевшей аудиторией. Обобщая впечатления от концерта, необходимо отметить позитивный творческий рост молодого коллектива, его способность успешно сотрудничать с дирижерами всемирного масштаба, создавать яркие высокохудожественные исполнительские концепции творений мировой музыкальной классики, покоряющей высокой духовной силой, светоносными идеями, лучезарным сиянием жизненного оптимизма и гармоничного мировосприятия. Донат Иногамов
|
|