Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
30.04.2014 / 22:20:12

Алексей Султанов: жизнь в диапазоне восьми октав


 

Каждый человек – это целый мир,

                                                                  который с ним рождается и с ним умирает.

                                                                                                           И.В.Гете

История хранит немало имен, чьи судьбы как звезды ярко зажглись на небосводе и прошли, к великому сожалению, недолгий путь. Среди них пианист Алексей Султанов - прирожденный виртуоз, обладающий даром стихийного проникновения в музыку. Его называли демоническим пианистом с ангельским лицом. Жизнь сначала обласкала его, но затем повернула к нему свою самую жестокую сторону. Так часто бывает, когда на самой вершине получаешь удар, после которого подняться уже невозможно. Музыковеды утверждали, что у него напор как у Бетховена, раним он как Шопен и гениален как Моцарт. Когда говоришь об Алексее Султанове, действительно напрашивается параллель с  В.А. Моцартом. Жизнь обоих оборвалась в 36 лет.

Музыка окружала Султанова с самого рождения, даже место детской кроватки находилось рядом с роялем. Алексей Султанов родился 7 августа 1969 года в семье музыкантов (отец Файзулхак Султанов – виолончелист, мать Наталья Погорелова - скрипачка). Иметь талантливого ребенка – это огромное счастье, но также большая ответственность за его судьбу.  Уже в годовалом возрасте родители обнаружили у сына абсолютный слух. Нотную грамоту он освоил самостоятельно, подбирая мелодии и записывая их на нотные листы. В возрасте четырех с половиной лет Алеша по памяти записал трио Бетховена. Вскоре родители решили обучить его игре на скрипке, но он, разбив её об угол стола, заявил: «Хочу быть только пианистом!»

В 6 лет он поступил в школу им. В.Успенского в класс Заслуженного учителя Узбекистана Тамары Афанасьевны Попович. Алеша рос очень болезненным и слабым ребенком, но за несколько месяцев обучения в «Успенке» проявил себя с наилучшей стороны. Заглянув в класс к Тамаре Афанасьевне, можно было увидеть интересную картину: на высоком стуле с подставкой и табуреткой под ногами, сидел маленький мальчик с перевязанным горлом. Уже в 7 лет он играл сонаты Бетховена, а в 8 лет - началась его концертная деятельность. В возрасте 9 лет он исполнил Первый концерт Бетховена вместе с оркестром Ташкентской филармонии, а уже в 12 лет стал лауреатом Международного конкурса «Концертино Прага-82».

  Султанов объездил с концертами почти все города Узбекистана, потом начались его зарубежные гастроли. Юный музыкант покорил Македонию, где местные газеты прочили ему великое будущее. Эта поездка стала отправной точкой в его мировом турне. Ему рукоплескали концертные залы Праги, Познани, Берлина, Лейпцига. Накопление репертуара, окрепшее мастерство и опыт концертирующего пианиста поставили перед Алексеем новую задачу – участие в Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского. За полгода до конкурса он отправился в Московскую консерваторию, к Льву Николаевичу Наумову. Профессор высоко оценил музыкальные дарования Султанова и, впоследствии, родители Алеши приняли решение остаться в Москве для того, чтобы готовиться к конкурсу.

Но, к сожалению, музыкального триумфа не произошло. По нелепой случайности крышка рояля упала на мизинец 16-тилетнего пианиста. Острая боль и глубокое разочарование... Мама утешала его: «Сыграешь на следующем конкурсе, тебе ведь всего 16». Но эти слова звучали для него как приговор.… Желание играть на конкурсе было настолько сильным, что, несмотря на неимоверную боль, Султанов вышел на сцену под анестезией. Доктор стоял за кулисами и перед каждым выходом на сцену ему делали укол, который действовал всего лишь 2 минуты. Остальное время он играл, превозмогая боль. От заморозки рука покрывалась инеем, но желание выступать до конца было сильней! Судьи не допустили Султанова к третьему туру, цинично заявив, что им жаль мальчика со сломанным пальцем. Это соревнование было, прежде всего, соревнованием с самим собой.

  В Москве судьба  преподнесла Алексею подарок: он познакомился со своим кумиром – пианистом Владимиром Горовицем. Но попасть на концерт кумира было непросто, ведь денег на билет у студента не было. И тут Султанов подговорил своих однокурсников влезть на крышу соседнего здания и оттуда перепрыгнуть на крышу консерватории. Так можно пробраться в концертный зал через слуховое окно. Среди студентов была одна девушка с редким именем – Даце Абеле - виолончелистка из Риги. Алексей ловко приземлился на крышу консерватории, она прыгнула вслед за ним и … Девушка неминуемо бы сорвалась, если бы Алексей не поймал её за руку. Их связала сама судьба. Однако пройдут годы, и они поменяются местами. Теперь ему будет нужна её помощь и поддержка.

  1989 год был особо  запоминающимся для Алексея: он  выиграл международный конкурс Вана Клиберна в США. Награда из рук самого Вана Клиберна – это триумф, изменивший многое в жизни Султанова. Ему был присужден крупный денежный приз, несколько лет по контракту он должен был давать концерты на самых престижных сценах по всему миру. Вот тут и началась в полную силу концертная жизнь молодого пианиста. Вскоре Алексей вместе с Даце, которая стала его женой, переехали в США. Это был вынужденный шаг. Они ни слова не говорили по-английски. Руководство консерватории подало его фамилию в списки призывников в армию. Два года службы поставили бы крест на карьере музыканта. В США вместе с Дацей, они поселились в Техасе. Каждые два года Алексей приглашал в гости своего первого педагога Тамару Афанасьевну Попович.

На сцене  Султанов словно гипнотизировал публику. Его девизом было: «Всё или ничего!». Он очень болезненно относился к любой несправедливости. На конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве Алексей снова испытывал судьбу. Он блестяще сыграл конкурсную программу, после чего слушатели устроили ему двадцатиминутную овацию. Но жюри не присудило ему первого места, а дало только второе: «Уж очень по-своему играет великого классика». Первое место тогда не было присуждено ни кому. Султанов сильно переживал, и всё это отрицательно сказалось на его здоровье. В итоге нервный срыв и первый инсульт.

  В 1998 году Алексей  вновь испытывает свою судьбу  и оправляется на конкурс имени П.И. Чайковского в Москву. Говорят, что в этот день он напоминал Паганини, когда тот, по легенде, сыграл на одной струне и вызвал тем самым, настоящий фурор. Одиннадцатый конкурс имени П.И. Чайковского  был последним шансом для 29-летнего пианиста выиграть это престижное состязание. Возрастной ценз для участников этого конкурса составляет 30 лет. Уже на втором туре Алексея единодушно признали «открытием» конкурса. Программу он выбрал довольно серьёзную: зловещую и мистическую сонату №7 Прокофьева. Во время его игры за окнами разыгрался стихийный ураган, а в зал встретил его выступление шквалом аплодисментов. Когда Алексей играл, это была не просто музыка. «Это было что-то изнутри, что завораживало и заставляло просто вставать с кресел», - вспоминал тот день Сергей Тарасов, участник конкурса. На следующее утро все газеты писали о титанической стихии и таланте Султанова. Однако для самого музыканта эта буря предвещала очередной нервный срыв. В финал прошло пять пианистов и настораживало то, что четверо из них являлись студентами председателя жюри, профессора Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского Сергея Доренского. Султанова в списке финалистов не было! Это вызвало огромное возмущение в прессе. Местные газеты «окрестили» жюри конкурса «мафией». Спустя несколько лет, американское издание опубликует статью, где учитель Алексея, член жюри конкурса Чайковского, Лев Николаевич Наумов рассказывает: «Кое-кто из судей намеренно занизит баллы Алексею, чтобы ухудшить общую картину его выступления». Выиграл тот конкурс Денис Мацуев.

  В 1999 году по приглашению Народного артиста Узбекистана Исмаила Джалилова, Султанов дал концерт с Национальным симфоническим оркестром в Ташкенте. Затем состоялся его сольный концерт, посвященный бабушке - Народной артистке Узбекистана Замире Хидоятовой.

  В 2000 году на концерте  в Японии у Алексея на долю  секунды онемела рука. Вскоре после сканирования мозга у него выявили микроинсульт. Множество концертов и бешеный рабочий график выбили его из сил. Постоянные стрессы дали о себе знать. Тем не менее, он не хотел останавливаться. Новые гастроли были намечены на 2001 год, но они, к сожалению, уже не состоялись. В феврале 2001 года Алексей вновь перенес инсульт, в результате которого вся левая сторона его тела осталась парализованной. Четыре мучительных года он мужественно боролся болезнью. У него двигалась только правая рука. Крепкое плечо его любимой жены не позволяло сдаваться. Султанов доказал не только себе, но и всему миру, что даже самый безнадежный больной, может стать полезным обществу. Вместе с Даце они давали благотворительные концерты в госпиталях и реабилитационных центрах. Но… 30 июня 2005 года сердце музыканта не выдержало. Выполняя последнюю просьбу мужа, Даце смешала его прах с лепестками красных роз и развеяла их по ветру над океаном …

Алексей Султанов – один из первых, кто заявил о фортепианной школе Узбекистана на международном уровне. Сегодня в «Успенке», в классе, где работала Тамара Афанасьевна Попович по-прежнему можно увидеть его фотографию. А его историю рассказывают юным музыкантам, которые мечтают играть так, как играл Алексей Султанов. 7 августа 2014 года ему исполнилось бы 45 лет.

Татьяна Валиева





Другие материалы рубрики

30.04.2014 / 13:53:23

Успех узбекских музыкантов на международном конкурсе

В Саратове прошел II Международный конкурс виолончелистов имени С. Кнушевицкого. Призовых мест в нем удостоены сразу два узбекских музыканта. Далее...

30.04.2014 / 08:15:18

Ансамбль Omnibus представит оперу "Ван Гог"

6 мая в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана Ансамбль Omnibus (Узбекистан) под управлением дирижера Вимбаи Казибони (Зимбабве, США) представит оперу "Ван Гог". Далее...

29.04.2014 / 16:00:28

Штрихи к портрету Анвара Эргашева.

Анвар Эргашев принадлежит к числу музыкантов, вступивших в пору творческой зрелости. Известный композитор, пианист и музыкально-общественный деятель, лауреат Государственной премии Узбекистана, он является музыкальным руководителем ГАБТа имени А. Навои. Недавно Анвар Юлдашевич отметил свое 60-летие. В юбилейный год принято подводить определенные итоги и строить планы на будущее. О жизни и творчестве Анвара Эргашева наш сегодняшний рассказ. Далее...

29.04.2014 / 09:07:03

Севара исполнила арию из оперы "Джанни Скикки"

Мы продолжает следить за выступлениями нашей соотечественницы в проекте Первого канала. Заслуженная артистка Узбекистана Севара Назархан в девятом выпуске шоу "Точь-в-точь" вошла в образ народной артистки России, оперной певицы Анны Нетребко. Далее...

29.04.2014 / 08:48:05

В Ташкенте пройдет очередной концерт "Дети - детям"

Посольство Украины в Республике Узбекистан приглашает Вас посетит вечер Дружбы в рамках благотворительного проекта "Дети-детям". Далее...





19.05.2024 / 13:14:39
Вновь порадовал ташкентцев Театр "Ильхом". В его галерее развернута впечатляющая выставка картин одного из ведущих наших художников Бабура Исмаилова , которая называется "Апостроф"
 
18.05.2024 / 17:13:49
17 мая 2024 года в Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие выставки, посвящённой Международному дню музеев - "Искусство восприятия искусства"
 


02.05.2024 / 16:35:40
Фестиваль "Бойсун Бахори" ("Байсунская весна") Узбекистан
 
10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 


08.05.2024 / 10:43:49
Я горжусь своим дедом
 
14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 


18.05.2024 / 14:51:01
"И друзей созову, на любовь свое сердце настрою…" 100-летие Булата Окуджавы и Юлии Друниной отметило ЛТО Данко на встрече в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 
03.05.2024 / 16:43:48
Нам 26 лет! Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте