Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
13.03.2025 / 12:18:31

Бессмертная музыка Бетховена в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана вновь покорила сердца слушателей


На состоявшемся 5 марта 2025 года в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана концерте выступили лауреаты республиканских и международных конкурсов Хабиба Гаибова и Никита Стеценко вместе с симфоническим оркестром Государственной консерватории Узбекистана под руководством дирижёра , профессора из Южной Кореи Но Тэ Чол. В программе были представлены Первый концерт C-dur, op. 15 и Третий концерт c-moll, op. 37 Людвига ван Бетховена.Бетховенские концерты всем известны своим «симфоническим» звучанием и характерной для Бетховена драматической конфликтностью. Глубокое содержание поэтической идеи всегда была основополагающей мыслью музыкального сочинения композитора, особенно это касается его принципа контрастности, которое перерастает в целую идеологическую борьбу, где на каждый тезис найдётся своё опровержение, где внутренний мир противопоставляется внешнему.

Этот своеобразный, наполненный драматической патетикой, диалог ведёт нас к вечным исканиям внутренней опоры, которая является самой сутью человеческого существования, а именно его бесконечных поисков. Бетховен обрисовывает человека порывистого, немного импульсивного, но сдержанного и строгого, который никак не может оставить попытки перечить самой судьбе. Именно двойственность, дилогический принцип развёртывания музыкального полотна и делает его музыку настолько чувственной, многослойной и наполненной по своему содержанию, что раскрывает Бетховена не только как композитора, но и как художника. В этом и заключаются трудности исполнения сочинений гениального композитора: нужно показать идейность противоречивости, особый темперамент произведения с учётом его технической сложности. И на выступлении с этой непростой задачей наши музыканты великолепно справились.
Первым прозвучал концерт C-dur в исполнении Хабибы Гаибовой. Немного слов о самой пианистке: она является магистранткой второго курса Государственной консерватории класса заслуженного деятеля искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессора Офелии Юнусовны Юсуповой. Также Хабиба Гаибова недавно приняла участие в международной программе обмена студентов, которая была проведена по инициативе народного артиста Узбекистана, ректора Государственной консерватории Камолиддина Уринбаева. Наша талантливая четвёрка студентов, в числе которых была Гаибова, временно обучалась в Уханьской консерватории. И в начале декабря в этой консерватории состоялся сольный концерт Хабибы Гаибовой, который стал прекрасным итогом программы обмена. И нам, слушателям, повезло услышать Первый концерт Бетховена в исполнении амбициозной, одарённой пианистки. Сам концерт до мажор интересен тем, что по хронологии он является вторым после концерта B-dur, который Бетховен исполнил ещё в 1795 году в Вене в то время, как концерт C-dur был впервые исполнен в Праге 1798-го года. Всё дело в публикации, где до мажорный концерт был опубликован раньше на девять месяцев, поэтому ему присвоили название «Первый концерт». В данном сочинении уже присутствуют бетховенские нововведения в составе оркестра и образном складе, но традиционные моцартовские черты всё ещё преобладают.


Концерт трёхчастен, где, по обыкновению, серединная часть является контрастной медленной. И именно эта контрастная часть является лирическим центром всего опуса, где Бетховен уже раскрывается более явственно и смело. Хабиба Гаибова и наш симфонический оркестр ярко показали внешний контраст между частями, и внутренний контраст в самих частях концерта. Хабиба Гаибова показала нехарактерную для Бетховена лёгкость и кантилену, которые больше соответствуют концертам Моцарта. И во время исполнения мы воочию можем увидеть трансформацию художественного образа и стилистики, которая всё становится похожей на бетховенскую. Была проведена невероятная работа, чтобы так полно воспроизвести весь путь развития великого художника. Здесь была показана составляющая не только техническая, но и стилистически музыкальная. «Браво» Хабибе Гаибовой и симфоническому оркестру консерватории, их высокий уровень профессионализма поразил каждого, кто находился в зале.
Следующим и с заключительным номером выступил Никита Стеценко, он исполнил Третий концерт Бетховена c-moll. Небольшое отступление в сторону исполнителя: Никита Стеценко – докторант и педагог Государственной консерватории, лауреат Государственной премии «Мард ўғлон» и стипендиат Yamaha. Он является пианистом класса доцента Миркасымовой Эльмиры Зукруллаевной. Недавно Никита Стеценко участвовал в международном конкурсе в Эль-Фуджейре, где он для Узбекистана завоевал третье место, и в последнем туре данного конкурса пианист выступил с Третьим концертом Бетховена. Уже это сочинение Бетховена разительно отличается от предыдущего своей зрелостью и сильным драматизмом. Сам Бетховен критически отзывался о своих первых двух концертах, добавив, что: «Лучшие концерты придерживаю для себя». Письмо было написано в 1800 году, в момент, когда у него было только три концерта, где Третий ещё был на стадии написания. Судя по словам Бетховена, именно данный концерт является лучшим в момент его сочинения, на что многие с ним согласятся. В Третьем концерте уже нет моцартовского влияния, поэтому мы можем увидеть резкую смену концепции самого жанра сольного концерта. Нам дали уникальный шанс вживую услышать в двух концертах, как Бетховен достиг своего статуса «гениального немецкого композитора» от его начального пути до пика его творчества.
В этом сочинении партии оркестра и фортепиано более слитны в то время, как противопоставление tutti и solo драматически накалилось из-за дилогического принципа конфликта, которое привносит «поэтическую идею». Нужно также заметить, что здесь установилась особенность техники фортепианной игры, которую мы можем наблюдать и в других опусах зрелого периода композитора. Сложность данного концерта необычайно высока, неудивительно, что именно его Никита Стеценко сыграл в международном конкурсе, а нам, слушателям Узбекистана, посчастливилось увидеть это феноменальное исполнение собственными глазами. Как и с Хабибой Гаибовой, симфонический оркестр прекрасно играл в ансамбле с пианистом, при этом показывая внутренний идеологический конфликт в tutti. Никита Стеценко продемонстрировал своё виртуозное владение инструментом и глубокую содержательность произведения.
Чудесный тандем оркестра и солиста, именно эта гармония и резкая контрастность раскрыла лучшие черты бетховенского произведения, что и сделало его бессмертным шедевром мирового уровня.
По окончании фортепианного концерта никто из присутствующих не остался равнодушным. Бурные аплодисменты огласили Большой зал консерватории, после чего слушатели восторженно обсуждали недавнее исполнение. Хабиба Гаибова, Никита Стеценко и Но Тэ Чол с симфоническим оркестром консерватории раскрыли многогранность немецкого гения, которое тронуло каждого из присутствующих.


Мафтуна Багирова,
студентка Государственной консерватории Узбекистана

 





Другие материалы рубрики

10.03.2025 / 18:39:08

Юбилейный концерт легендарной Успенки

9 марта 2025 года во Дворце международных форумов "Узбекистан" состоялся Благотворительный концерт классической музыки, посвященный 85-летию Республиканской специализированной музыкальной школы имени В.А.Успенского Далее...

06.03.2025 / 15:12:13

Каллиграфия звука и памяти

5 марта в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана прошёл концерт "Музыкальный хуснихат Узбекистана", посвящённый современному композиторскому искусству страны. Программа объединила произведения авторов разных поколений, раскрывая художественные пути узбекской музыки на рубеже XX и XXI веков Далее...

03.03.2025 / 11:15:24

В.А.Успенский - Р.М.Глиэр. Два имени - две судьбы

Прошедший 2024-й год был отмечен двумя знаменательными датами в истории становления и развития музыкального и профессионального образования Узбекистана: 145-летия Виктора Александровича Успенского ( 1879-1949) и 150- летия Рейнгольда Морицевича Глиэра ( 1874-1956). Далее...

27.02.2025 / 20:37:49

Благотворительный концерт классической музыки, посвященный 85-летию Республиканской специализированной музыкальной школы им. В. А. Успенского

9 марта 2025 года при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана состоится благотворительный концерт классической музыки, посвященный 85-летию Республиканской специализированной музыкальной школы имени В.А.Успенского в Ташкенте Далее...

27.02.2025 / 10:25:16

Ташкент "увидел" симфонию Скрябина

Гости вечера стали свидетелями премьерных исполнений сразу двух прекрасных произведений мировой музыкальной культуры - симфонической поэмы Бедржиха Сметаны "Влтава" и Симфонии №2 (до минор) Александра Николаевича Скрябина, причём исполнение опуса русского композитора продемонстрировало публике систему светотональности, разработанную самим Скрябиным, в действии. Далее...





14.03.2025 / 10:54:23
Женский праздник продолжается… в наших сердцах
 
10.03.2025 / 14:39:30
Репертуар недели!
 


11.03.2025 / 18:30:01
Весна – традиционно популярный период для поездок в Узбекистан
 
06.03.2025 / 10:14:03
В регионах пройдут ярмарки внутреннего туризма
 


09.03.2025 / 18:02:39
Франц Захер и его знаменитый торт (+рецепт)
 
07.03.2025 / 11:31:54
Роза Агаломовна Григорьянц – символ ушедшей эпохи
 


05.03.2025 / 11:18:53
Открыт прием заявок на Международную премию мира имени Л.Н. Толстого
 
25.02.2025 / 10:36:57
Размышления над новой книгой Шоиры Ориповой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте