Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
03.11.2021 / 18:32:08

К 100-лею МАСТЕРА. Рахим Ахмедов. Вспоминая человека, художника, педагога…Евгений Мельников, народный художник Узбекистана


Рахим Ахмедович Ахмедов... Конечно же, никто не будет возражать, что он был учителем для многих и для меня в том числе. Сначала в стенах художественного института, а после его окончания и в жизни. Я у него занимался в 1954 году на первом курсе. Рахим Ахмедович вёл у нас живопись, а Оганес Карапетович Татевосян — занятия по рисунку и композиции; это был первый набор в Театрально-художественный институт после открывшегося при нём художественного отделения.

По своей природе Рахим Ахмедов был живописец, и кому, как не ему, было преподавать этот предмет. Учась в Ленинграде в Академии художеств, он прошел хорошую школу, и как он рассказывал, у него в Академии были блестящие педагоги. Получив знания, он стремился их отдавать своим ученикам. Больше всего в его характере мне нравилась прямота: если ему что-то не нравилось, он открыто говорил об этом:

– Это мне не нравится!

И умел разъяснить, почему.

В аудитории однажды произошел такой случай. Мы писали постановку. У меня что-то не ладилось; я никак не мог взять какой-то тон, оттенок... Подошел Рахим Ахмедович. Я ему на это пожаловался. Сверяя то, что у меня было на холсте с натурой, он стал мне объяснять. Хотя он объяснял долго и обстоятельно, я никак не воспринимал. Чувствую, что он говорит всё правильно и, главное, по делу. Он логичен, в его словах всё конструктивно, но я не понимаю словесного объяснения. Но как это «взять» на холсте? Красками? И я протянул Рахиму Ахмедовичу свои кисти и попросил:

– Покажите, как это...

Рахим Ахмедович посмотрел на меня внимательно и, взяв кисть, показал на холсте. Отошел, не проронив ни слова... Видимо, он подумал, что я решил его проверить сможет ли, мол он сам написать на холсте то, о чём говорил...

А я, наивный парень, студент первого курса, совсем об этом и не думал: был просто непосредственный импульс, и всё.

Об этом эпизоде Рахим Ахмедович, при случае, увидев меня где-нибудь, всегда вспоминал. Однажды на общественном мероприятии в Союзе художников, я, увидев Рахима Ахмедовича, подошел к нему и мы обнялись. Обычно, когда Рахим Ахмедович появлялся в публичных местах, вокруг него сразу же образовывался круг из молодёжи, его учеников, и он сразу же становился центром внимания. Он, в который уже раз рассказал молодым художникам об этом очень далеком, институтском эпизоде «с кистями». Все добродушно смеялись. Смеялся и я вместе со всеми. Такие случаи запоминаются на всю жизнь. По-моему, они её украшают. Без них жизнь как шурпа без пряностей.

.... Первый год (1954–1955) обучения в институте закончился, и по программе надо было выезжать на летнюю практику, которую Рахим Ахмедович решил провести в Брич-Мулле. Но у меня не оказалось хорошего этюдника. Этюдник мой был старый, ещё со времён училища, и для выездов уже не пригоден. Тогда мой Учитель в мастерских комбината «Рассом» организовал для меня заработок-заказ: сделать копию с репродукции картины И. Левитана «У омута». Возможно он отдал мне свой заказ, и фактически пожертвовал собственным заработком ради студента. Несмотря на то, что в те годы он и сам еще нуждался. Ведь он совсем недавно закончил Академию, имел семью.

С заказом я справился, получил гонорар — и опять же, благодаря Рахиму Ахмедовичу смог купить в художественном салоне новенький большой этюдник, треногу, зонт для художников, много кистей и красок. Теперь можно было ехать на практику.

Эти этюдник и тренога много лет послужили мне и в Акташе, и в Сукоке, и в Кумгане, и в других местах Узбекистана, где я работал на пленэре. Даже в Шерабад- ской степи на солеруднике «Тузкон» на юге Узбекистана этот белый зонт, купленный с помощью моего педагога, спасал меня во время пленэрной работы от изнурительной июльской жары.

Когда мы виделись с Рахимом Ахмедовичем в Союзе художников, на выставках, мы всегда шли навстречу друг другу, он по обыкновению, бодро и с намеком мне бросал: — А... Формалист! В середине восьмидесятых Юрий Чернышев организовал пленэрную группу художников, чтобы осваивать и воспевать природу. В группу входили: Ю. Чернышев, Я. Салпинкиди, Эркин Назаров, В. Ким, В. Чуб, Искра Шин и др. Эта группа художников много лет выезжала на этюды, иногда по два, а то и по три сезона в году. Природа, упорная и серьёзная работа в горах, в кишлаках — «вылечили» меня от «игры» с живописью, вернули к реалистическому методу изображения.

Рахим Ахмедович, по обыкновению, всегда следил за творческим развитием своих учеников, за их поисками, на выставках внимательно изучал наши работы. Может, поэтому, он меня при встречах уже не называл — «формалистом».

На открытии моей персональной выставки в Центре современного искусства 28 декабря 2004 года, когда меня по причине болезни не было на вернисаже, Рахим Ахмедович, выступая у микрофона, неожиданно для всех позвонил по телефону прямо домой и поздравил меня.

– Ты настоящий реалист! — сказал он. На следующий день он опять позвонил, сказал слова профессионала о нашем трудном и прекрасном искусстве живописи. Он понимал реализм не узко, примитивно, а широко, как метод мировосприятия. Эти слова Мастера и патриарха живописи Узбекистана очень меня растрогали: услышать такое — высшая похвала, которую только можно услышать от своего Учителя.

Уход из жизни Рахима Ахмедовича я ощущаю как большую потерю. Он был Личностью. Он был одним из тех, кто очень много сделал, чтобы поднять изобразительное искусство Узбекистана на тот достойный уровень, который оно теперь прочно занимает в мире.

Что и говорить, Рахим Ахмедович, по моим понятиям и, говоря современным языком, всю жизнь был настоящим мачо, — то есть мужчиной.

Рахим Ахмедович — большой художник, Мастер. Достаточно вспомнить его прекрасные, поэтичные и мудрые картины «Материнское раздумье» и «Утро. Материнство».

А сколько у него учеников и последователей! И у всех он останется в памяти.

                                                                            Подготовила Эльмира Ахмедова





Другие материалы рубрики

27.10.2021 / 19:37:32

К столетнему юбилею Мастера. Народный художник Узбекистана Рахим Ахмедов оставил большой и добрый след на земле. Поделиться своими воспоминаниями о нем мы попросили известного узбекского кинорежиссера Али Хамраева

Как-то летом, проезжая по ущелью в Шахимардане, я приметил на обрыве могучее дерево. Ветер гулял в ветвях, перекатывалась волнами зеленая листва, в прохладной тени резвились дети Далее...

25.10.2021 / 19:57:20

К юбилею Мастера. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения народного художника Узбекистана, народного художника СССР, академика Рахима Ахмедова (1921-2008)

К этой знаменательной дате мы подготовили интервью с известным искусствоведом, кандидатом философских наук, председателем секции искусствоведов Творческого Союза художников Узбекистана Академии Художеств Узбекистана дочерью художника Эльмирой Ахмедовой Далее...

16.10.2021 / 20:49:37

В 2002 году не стало известного ученого, доктора медицинских наук, отличного организатора, замечательного человека, друга и наставника многих молодых ученых и специалистов Р.М. Рузыбакиева

Он руководил институтом с 1992 года и сделал очень много для его успешной, результативной деятельности. Мне, как журналисту и его другу затем, хорошо это было видно. Наши беседы и интервью с Русланом Махмудовичем были всегда исключительно интересными Далее...

07.10.2021 / 20:08:41

Навстречу 100-летию со дня рождения Народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова. Одна из лучших картин, созданных им, это портрет заслуженного деятеля искусств Узбекистана Лайло Салимджановой. Она была одним из первых учеников художника

Представляем вниманию посетителей сайта ее воспоминания Далее...

23.09.2021 / 15:32:40

Навстречу 100-летию со дня рождения Народного художника Узбекистана, академика Академии художеств Узбекистана, профессора Рахима Ахмедова

Творчество Р.А. Ахмедова широко известно не только в Узбекистане. Он при жизни был избран в академики Академии художеств СССР, получил звание Народного художника СССР, а его искусство было представлено на многочисленных зарубежных выставках во многих странах мира Далее...




  Самые комментируемые  
 
Философия Генри Форда
Малоизвестные факты из жизни Юлия Соломоновича Гусмана

 


05.12.2021 / 12:19:09
Новый спектакль "Сон бабочки" в постановке Барзу Абдураззакова в "Дийдоре" - почему об этом говорят
 
03.12.2021 / 18:57:42
Славное возвращение итальянской оперы на сцену ГАБТ имени Алишера Навои
 


03.12.2021 / 19:03:46
В 2023 году Самарканд станет мировой туристической столицей
 
27.11.2021 / 20:37:23
Узбекистан-Корея: в Самарканде состоялся симпозиум по устойчивому управлению культурным наследием в Узбекистане
 


02.12.2021 / 13:43:34
Узбекский поэт стал почетным членом Союза писателей Беларуси
 
01.12.2021 / 19:46:23
В Баку состоялась грандиозная презентация произведения Низами Гянджеви "Хамса", переведённого на узбекский язык
 


31.10.2021 / 18:17:51
Государственный центральный музей кино России провел в Ташкенте выставку-презентацию "Музей кино представляет…"
 
28.10.2021 / 21:47:34
Онлайн - курс "Pedagogical Innovations "
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте