Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.08.2023 / 13:53:49
Вспоминая Мастера. 4 августа — день рождения Игоря Савицкого🫶🏼Основателю всемирно известного музея в Нукусе Игорю Витальевичу Савицкому было сорок лет, когда он принял решение сменить одну столицу на другую. Москву на Нукус он променяет без сожаления, ведь этот маленький город, станет его судьбой, здесь он обретет дело всей своей жизни. Сегодня, 4 августа, в день рождения человека-легенды, своими воспоминаниями о Савицком с Plov.Press делятся люди, которым посчастливилось быть рядом с Мастером, учиться у него, помогать создавать новую историю древнего края. Мариника Маратовна Бабаназарова, искусствовед, в 1984-2015 годах директор Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени Савицкого. — Так распорядилась судьба, что я Игоря Витальевича знала с малых лет, но никогда не думала, что буду работать с ним вплотную, руководить созданным им музеем. Трудясь под началом Савицкого и спустя годы, когда его не станет, я подготовила огромное количество публикаций о Мастере, ему была посвящена моя дипломная работа, книги, биографические сборники воспоминаний. О наставнике я рассказывала журналистам и экспертам по всему миру, отвечала на сотни интересующих их вопросов. В этой связи логично, что личности гравитанты, и я воспринимала Игоря Витальевича глазами ребёнка. В моей памяти сохранились все его визиты в наш дом, когда он приходил с гостинцами, мы весело проводили время в кругу нашей семьи. Он был с нами откровенен, рассказывал о своем детстве, родителях, бабушке, о том, как его воспитывали, — вспоминает Мариника Маратовна.
— Савицкий был всесторонне развитым человеком, нас удивляло, что он знает в совершенстве французский язык, в те времена это было, конечно, необычно. Он читал в подлиннике французских авторов, а это для нас было в диковинку. Конечно, знакомство и общение с Игорем Витальевичем обогащали мои знания, впоследствии же, когда я соприкоснулась с судьбой музея, очень непростой, нужно сказать, судьбой, и это не секрет, мое восприятие Савицкого изменилось. Я стала понимать и воспринимать его, как великого деятеля культуры, которого отличали щедрость души, доброта и огромное человеколюбие. Большое видится на расстоянии, и это выражение здесь уместнее всего, это как раз тот случай, когда личность Савицкого раскрылась уже после его ухода. Работая с ним, мы прекрасно осознавали, что он гений, что такие уникальные личности рождаются раз в сто лет или даже реже. Понимали, что нам необычайно повезло быть рядом с таким человеком, а грани его таланта раскрываются для меня до сих пор, несмотря на то, что Игоря Витальевича нет с нами уже тридцать девять лет. Вся его жизнь — это свет, который исходит от него и сегодня, вдохновляя нас на сохранение созданной им сокровищницы.
Хотелось бы сказать о его профессиональных качествах, которые до сих пор остаются не полностью раскрытыми. Конечно, Игорь Витальевич был неординарной личностью во всех смыслах, как внешне, так и внутренне. Все что он делал, было самобытно и нестандартно, вся его музейная деятельность. Он пренебрегал мещанскими ценностями того времени и не стеснялся об этом говорить. И, конечно, в этой связи его воспринимали как особого человека, своеобразную “белую ворону”, но, одновременно уважали его деятельность, в частности, великолепные выставки, вызывавшие восторг посетителей. Игоря Витальевича часто называют его коллекционером, реставратором, археологом, этнографом присваивая ему квалификации, которыми на самом деле профессионально он не обладал. Сегодня понятно, что он являлся собирателем в самом высоком и полном смысле этого слова. Все остальное было любительским, и специалисты не раз критиковали Савицкого за такой подход к этим наукам. А все потому, что он все делал с позиции создания коллекции. Раскопки он вел как любитель, чтобы обнаружить находку, реставрацией занимался потому, что это ему нужно было для коллекции. Занятие любительской реставрацией бронзовых старинных изделий сказалось на его здоровье. Художником Савицкий был профессиональным, а вот стать этнографом, к примеру, ему пришлось, так как на тот момент не было специалистов, и он был вынужден осваивать другие сферы. К созданию музея Игорь Витальевич подошел с позиции реформаторства, он создавал музей далекий от штампа советских музеев, так называемых “малых третьяковок”. Это было заявлено им с первых дней существования музея, он никогда не гонялся за знаменитостями, не горел желанием заполучить что-то известное, но предпочитал открывать новые имена. Его поступки шли вразрез с музейной деятельности всего Союза, метод коллекционирования, который он разработал, совершенно отличался от методов других музеев, как советских, так и мирового значения. Игорь Витальевич собирал произведения не только законченные или хрестоматийно ценные для данного автора или школы, но и работы в прогрессии — от набросков до завершенных произведений, чтобы показать поиски художника или целой группы мастеров кисти. Это же касалось и экспозиций, когда коллекция располагалась методом сплошной или, так называемой, шпалерной развески. Когда вся стена покрывается картинами без концептуального подхода, по хронологии или по жанру, а так, как это виделось художнику. В итоге получалось своеобразное полотно, что тоже было реформаторством в экспозиционной деятельности музея. Все это сделало Нукусский музей уникальным, феноменальным, отличающимся от всех мировых музеев. Потому такой огромный интерес специалистов, любителей искусства. Здесь можно увидеть то, чего не увидишь ни в одном другом музее. При всей своей скромности, Игорь Витальевич не боялся перечить начальству, и я очень хорошо помню момент, когда министр культуры спросил: почему у нас нет Шишкина, Айвазовского, как в других музеях? На что Савицкий возразил — зачем нам собирать то, что уже есть у других, нам нужно показывать неизвестное искусство.
Одним из главных, гениальных достижений Савицкого, как директора музея, является то, что при скромном финансировании он сумел собрать масштабную коллекцию из сотен, тысяч произведений, которые сейчас стали достоянием человечества. И в этом не только его самоотверженность, героизм, граничившие, не побоюсь этого слова, с авантюризмом, приемлемый в его случае. Игорь Витальевич отдавал на реставрацию работы художников, которые сейчас являются шедеврами музея, еще до их оплаты, что являлось нарушением. И этот фанатизм, преданность искусству брали верх над обязанностями руководителя. Нужно было обладать смелостью, чтобы на это идти. Его деятельность — это пример, как в любой системе, любой локации можно сотворить чудо. Музей, появившийся благодаря Савицкому и его команде, изменил мир искусства, жизнь наших людей, всех тех, кто трудился рядом с ним.
Октябрь Турганбаевич Доспанов, археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени Савицкого. — Игорь Витальевич был полностью поглощен изучением изобразительного искусства, историей становления и зарождения народно-прикладного искусства. Его всячески поражала материальная культура народов, проживавших в древности и средневековье в Приаралье. Неустанно восхищаясь и, принимая душою прекрасные колориты красок природы “земель древнего орошения”, он с жадностью переносил все это на свои холсты. Сегодня очень сложно представить, каким образом в его голове могли вмещаться столько идей и знаний. Как отличного знатока искусства, Савицкого одолевала сила изучения ранее малоизвестного русского искусства 20-30-х годов прошлого столетия. Бесконечно переживая и переосмысливая, он смог дать оценку ситуации того очень сложного в политическом плане, и в то же время высокого интереса творческих людей, синтезу времени. Изучение русского искусства позволило Игорю Витальевичу открыть новые, ранее неизвестные имена художников. И именно благодаря его неустанному изыскательскому труду, они обрели славу практически во всем мире. Ради создания музея ему пришлось пожертвовать своим творчеством, оставить его и заняться собирательской деятельностью. Немаловажную роль на ранних этапах жизни Савицкого сыграла известная Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, организованная профессором Сергеем Павловичем Толстовым, для которого важным было привлечь молодых специалистов и студентов, художников и фотографов в исследование земель “Древнего Хорезма”. Среди них был тогда еще молодой Игорь Савицкий. Находясь в среде археологов и этнографов, он буквально “заразился” исследованием памятников древней и средневековой культуры. Как художник, он оставил для исторической науки ценные и неповторимые зарисовки археологических памятников, жилищ, выявленных фресок и деталей. Полученные знания позволили ему постепенно перейти к собственным археологическим исследованиям и раскопкам. Среди археологических сборов в коллекции созданного им музея оказались уникальнейшие произведения искусства древнего Хорезма. При музее был создан “Отдел искусства Древнего Хорезма” с привлечением кадров и обучением молодых специалистов. Некоторые из них станут известными специалистами — Ю.Манылов, Г.Курочкин, Г.Хожаниязов. Конечно же, я горжусь тем, что оказался среди молодых специалистов и, обучаясь многому у Савицкого, приобрел навыки исследования в области археологии. Игоря Витальевича увлекало изучение прикладного искусства народов, проживающих в дельте Амударьи. Неустанно, совершая походы и экспедиции по сельским округам Каракалпакстана, он сильно переживал за исчезающие виды народного творчества, которые старался собирать по крупицам. Благодаря чему музей пополнился уникальными этнографическими материалами. В 1963 году Савицким был издан монографический труд “Народное прикладное искусство каракалпаков. Резьба по дереву”.
Конечно же, дальновидность Игоря Витальевича в деле собирательства коллекции музея была высока. Его волновали вопросы сохранения произведения искусства, большинство из которых остро нуждались в реставрационных работах. При музее была создана собственная школа реставраторов, многие из тех, кто прошел через нее, стали видными художниками и реставраторами. У истоков школы стояли Ж. Куттымуратов, А. Шпады, М. Калилаев, Р.Ковалева, К. Бекимбетов. Савицкий был человеком тонкой душевной организации. Его искреннее и уважительное отношение практически к каждому, привлекало молодых художников из разных уголков Каракалпакстана. Я помню, как каждый день, с раннего утра в музей тянулись художники, словно на работу, чтобы послушать Савицкого. Некоторые из них приносили свои картины, чтобы он дал им свою оценку. Во многом благодаря нему была создана каракалпакская школа художников. Сегодня музей носит имя этого великого человека — Игоря Витальевича Савицкого, и мы гордимся этим. Гордимся тем, что этот человек смог в песках Кызылкумов, на берегах Амударьи собрать уникальное сочетание художественного искусства, народного творчества и древнего искусства. Благодаря его усилиям, Каракалпакстан притягивает сотни туристов и исследователей со всех концов мира, — отмечает Октябрь Доспанов.
Добавим, что музей, созданный влюбленным в Каракалпакию Савицким, которую он называл удивительной землей, распахнул свои двери в 1966 году. В его создании высока роль друга и соратника Савицкого Марата Нурмухамедова, будущего академика, первого председателя Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, его он возглавит в 29 лет. Они познакомятся за 10 лет до того, как появится музей, а в 1957 году заместитель директора Каракалпакского комплексного научно-исследовательского института АН УзССР Нурмухамедов примет Савицкого на должность младшего научного сотрудника, а возглавив отделение института, откроет отделы прикладного искусства и реставрации. Марат Нурмухамедов переживет Савицкого всего на два года. Игорь Витальевич уйдет из жизни в 1984 году после болезни, излечить которую не смогут московские специалисты. До своего 69 дня рождения он не доживет чуть больше недели. Нурмухамедов погибнет в автокатастрофе в Измире, в возрасте 56 лет. Не мечтавший о славе и величии, Савицкий обретет ее после ухода, а в созданный им музей, как он мечтал когда-то, будут приезжать люди из разных уголков планеты. Так и случилось, а значит, все сделанное гением было не зря.
Источник: plov.press
|
|