У Карлоса Кастанеды есть часто повторяемая мысль: "Когда ты на что-нибудь смотришь, ты не видишь. Ты просто констатируешь наличие чего-то определенного.
Видение – это восприятие истинной сущности. Когда видишь, воспринимаешь то, что есть в действительности".
Видение-дар, которым награждён сполна человек, в мастерской которого мне довелось побывать на днях.
Скульптор, художник,- один из когорты знаковых фигур творческого пространства Узбекистана, -Дамир Рузыбаев.
Он хорошо известен тем, кто хоть немного знаком с современным художественным миром Узбекистана, его работы хранятся в Музее Востока и Третьяковской галерее, музее Савицкого в Нукусе, во многих музеях мира.
Работы Дамир-ака установлены в Армении, Венгрии и Южной Корее.
Они узнаваемы. Отражают саму суть, душу, дух того, что он переносит на полотно, ваяет в камне.
Потому что Дамир-ака видит суть вещей. Не ставя перед собой и предметным миром- своих представлений об этом самом мире.
Потому и работы завораживают, создавая живой поток, в котором цвет и беспредметные формы звучат как музыка.
Впечатление от работ потрясающее конечно.
Чего стоит одна только фигура Луи Армстронга, с широко распахнутыми глазами, разверстым в немом крике ртом и крыльями за спиной,она скорее всего из серии «Импровизация в джазовом ключе».
Каюсь, не узнала сразу, почему-то решила, что вижу изваяние Ханумана, сына бога ветра, царя обезьяньего народа. Такого же неистового в одержимости жизнью, как Армстронг.
Такого же как Дамир-ака, с его неистовым увлечением творчеством.
Картины, картины, скульптуры, графика, готовые работы, наброски, черновики... Мрамор, шамот, камень, бронза, хрусталь...
Галерея- вместилище отражающее увлечение мастера архитектурным орнаментом, истоком которого стал гирих, мифологическими образами, преломленными через призму абстрактности.
Необычные вытянутые линии, сочетание цветов и форм, отсылающих к древней культуре, истории нашей земли, ассиметричность и продуманная незавершенность фигур -еще одна отличительная черта работ Дамира Рузыбаева.
Та самая кажущаяся незавершенность, дающая потрясающий эффект сопричастности.
Незавершенность, открывающая путь к сопряжению множества возможных реальностей, через канву собственных домыслов зрителя.
Потому и живут его скульптуры своей жизнью.
Особое место в творчестве Дамира Салиджановича занимает птица счастья, неизменно в женском обличии, сопровождающая мастера на протяжении всей его жизни.
Древнее космогоническое представление о творении мира птицей, многие первоначальные мифологические образы трансформировались разумеется, но сохранились как символы.
Вечности, пророчества, неизбежности судьбы, единства добра и зла, радости и печали.
Сирин, Алконост и Гамаюн,Феникс, Жар-птица и Стратим-птица, царь птиц Гаруда, птица Бену...
"Я -- душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".
"На Феникса сажусь, дракон в упряжке,
Над бренным миром я взмываю ввысь. ......."
Отголоски этих древнейших представлений о космотворящей птице наверное у каждого из нас в крови. А творческих людей они заставляют снова и снова пытаться поймать вечно ускользающую птицу, чтобы запечатлеть -на холсте, в камне, музыке слов.
Его птица Хумо милая и светлая, настоящая птица счастья.
И скоро она будет украшать строящийся кампус Самаркандского международного технологического университета.
Птица под стать своему создателю. Дамир-ака вообще, на редкость открытый, доброжелательный, по-детски искренний человек, и все работы несут на себе свет его незамутненного взгляда.
Истинный художник, которого, как известно, всякий может обидеть.
Как в истории, которая похожа на анекдот и бесконечно нелепа.
Истории с ангелами, что охраняли-осеняли его мастерскую.
Пока чинов из махалли во главе с домкомом, точнее с домкомшей, более того, с истинной домкомкой, не осенил зуд "ободонлаштириш", которому ангелы непременно, кто бы сомневался, -мешали.
И с этими требованиями, убрать скульптуры, дабы не" пущать", они таки доняли мастера.
Ангелов под мастерской больше нет.
Как и пресловутого благоустройства, кстати, которым потрясали махаллинские власти.
Это неудивительно, когда речь идет об извечном сломай, выруби, уничтожь, чтобы было где построить дивный, новый мир.
Удивительно другое-ангелы не на свалке оказались, а нашли себе место.
Возле Human House, магазина сувениров, благодаря Лоле Сайфи.
И несут сегодня свой сакральный смысл, свой свет, рядом с этим домом.
И выставка, которую планирует Дамир-ака в сентябре, пройдет возможно в Хьюман-хаус.
Да, это не какой-нибудь академический выставочный зал:), в котором выставляются заслуженные деятели искусств, но наверняка экспозицию, в нем представленную, посетят больше людей, нежели в любом другом месте.
Чтобы посмотреть удивительный мир Дамира Рузыбаева.
Мухаббат Мухитдинова