Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.02.2024 / 10:56:56
СУФИЙ С БЕЗДОМНОЙ КОШКОЙ НА РУКАХНа жизнь свою взглянул со стороны – моей души края опалены, – я помню всех, кого простил когда-то, но, Боже, я не помню их вины. «…Следовать традиции непросто. Гармонично наполнить своим видением мира форму, существовавшую за много веков до тебя, не сфальшивив и не иссушив подражанием живость и свежесть чувств, – задача, за которую в наши дни мало кто берется. Проще укрыться в тени свободного стиха или ритмизованной прозы. Проще, в конце концов, придумать что-то свое (или настаивать на том, что оно – «свое»). Век социальных сетей и бесчисленных блогов предлагает все возможные варианты игры с текстом, а нам, кажется, интереснее следить за игрой, чем пытаться вернуть себя к литературной традиции. Тем более, что именно в бытность Сабита Мадалиева редактором журнала «Звезда Востока» на страницах этого единственного русскоязычного литературного издания публиковались стихи самых известных и прославленных модернистов и постмодернистов XX столетия. Однако, наперекор всему сказанному, автор «Исчезающих в сини небес» не думает облегчать себе жизнь…» Это – из рецензии Александры Спиридоновой на сборник рубаи Сабита Мадалиева «Исчезающие в сини небес». Ходит дервиш по городу, здесь он чужой, раздражает прохожих своей нищетой. Только в городе том лишь один он считает эту копию ада своею виной. «...Невозможно написать рецензию на молитву или отзыв на исповедь. Абсурдно анализировать художественные достоинства разговора души с Богом. Но парадокс поэзии в том, что она, как и музыка, способна выразить смысл, существующий вне и над текстом...» Эта мысль – о поэзии и ее смысле, существующем «вне и над текстом», – вполне относится и к собственному, хоть и прозаическому, тексту Саши. Ибо это слова одного талантливого человека о другом, равного о равном. И – уникальный случай, когда рецензия на стихи сама звучит как стихи. «...Между первой и последней страницами этой книги стихов – скитания по свету, поиск себя и внимательный взгляд человека, привыкшего к дороге, и поэта, умеющего в мелочи впечатлений разглядеть ценность образа. Стихи Сабита Мадалиева похожи на эпизоды из фильмов Тарковского. Они кинематографичны в лучшем смысле слова, вызывая мгновенный, яркий и достоверный зрительный ряд...» В жанре рубаи, что «легок для запоминания, но попробуйте выдержать размер, не сбиться с ритма и при этом уложить в четыре скупых строки человеческую душу, которая больше всего мироздания», – сама Александра не пишет. Но сказанное ею о стихах поэта Мадалиева – это и о прозе писателя Спиридоновой. Нечасто происходят такие счастливые встречи – когда творчество большого мастера обретает равновеликого ему ценителя-рецензента. Рецензия Александры Спиридоновой на сборник Сабита Мадалиева, под названием «Послесловие к одному разговору», скоро выйдет на сайте «Культура.уз», я пока – ее первый читатель. И хочу привести еще одну строфу из Сабита, которая, как мне кажется, могла бы быть написана Сашей, – конечно, если бы она, опять же, писала в жанре рубаи… Кошку бросила воля чужая, на руках она зябко дрожала, – дервиш нес ее, словно ребенка, осторожно к груди прижимая...
Лейла Шахназарова
|
|