Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.02.2019 / 22:59:20
Еврейская община древней БухарыБеседа с исследователем истории бухарских евреев Робертом Альмеевым. Роберт Альмеев родился в Бухаре в 1947 году и проживает в этом городе по сей день. С 1985 г. по 2011 г. работал генеральным директором Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника. В настоящее время возглавляет научно-исследовательский центр «Наследие Бухары» (по статусу ННО). Роберт Валиевич – известный ученый в Узбекистане, специалист по истории и культуре Центральной Азии. Круг его научных интересов входит музееведение, история, политология, культура, межнациональные отношения, этнография, археология.
Миграция евреев в Среднюю АзиюБухарские евреи, говорящие на бухарско-еврейском (еврейско-таджикском ) языке и сохранившие древнееврейскую религию иудаизм, по мнению известных исследователей М. Занда, Давида Очильдиева, появились в Средней Азии в V1-1V в.в. до н.э. Другие исследователи истории бухарских евреев, такие как Ствавицкий Б. Я., Р. Ртвеладзе Э.В., Лившиц В.А., считают появление их в Средней Азии на рубеже 1 в. до н.э.- 1 в. н. э. Культурно-исторические места бухарских евреевВ начале ХХ века в г. Бухаре имелось три квартала, где компактно проживали бухарские евреи в количестве 3314 человек (согласно всесоюзной переписи 1926 года) Также насчитывалось от 8 до 12 синагог. Квартал « Махаллаи Кухна» («Древний квартал») образовался в ХIV-XV веках. В квартале насчитывалось 250 домов, имелись 2 синагоги. Традиционное занятие бухарских евреевБухарские евреи вели активный образ жизни. Они были представлены практически во всех сферах общества, за исключением исламских религиозных организаций. Экономическая ниша: придворные врачи, банкиры, купцы, а также ремесленники –ткачи, занимающиеся окраской шелковых и хлопчатобумажных тканей и изготовлением изделий из них. Евреи Бухары вырабатывали прозрачную шелковую ткань из неотваренной грежи «калагай», из которой изготавливали тонкие платки «калгай». Эти платки пользовались большим спросом как у самих женщин из числа бухарских евреек, так и во всей Средней Азии и Кавказе. Роль бухарских евреев в политикеПолитика в отношении евреев со стороны государства имела большое значение для выживаемости бухарской общины евреев. Поэтому все придворные крупные торговцы, купцы, банкиры, деятели культуры и искусства старались и стремились использовать свое положение для самосохранения всей общины. Влияли на правителей в основном на «хорошими» отношениями с ними: вовремя и в полном объеме платили налог «иноверцев», участвовали в финансировании торговли правителей и благотворительных акциях. Так, например, после поражения бухарского эмира Музафар-хана (1860-1885) от войск российской империи выплаты контрибуцию России он осуществил за счет богатых бухарских евреев. Роль бухарских евреев в искусствеЕвреи Бухары занимали особое место в музыкальной культуре. Среди них стоит особо отметить певца и музыканта Леви Бабахана. Он был придворным певцом последнего бухарского эмира Амира Алим-хана (1910-1920). Другой певец Борух Калхок служил при дворе эмира Музафар-хана. В советском Узбекистане Толмас Беньяминов, Изро Малаков прославились как исполнители классического пения «Шашмакома». Мухаббат Шамаева была исполнительницей узбекских народных песен и сделала успешную карьеру и на поприще узбекской советской эстрады. Положение бухарских евреев при Амире ТимуреВ мировую историю Амир Тимур вошел как создатель огромной и процветающей империи, ядром которой был Мавераннахр со столицей в Самарканде. Являясь гениальным стратегом искусным политиком, твердым реформатором устаревших общественных отношений, покровителем торговли, ремесел, науки и культуры, Тимур стал создателем государства, основанного на установленных законах и обычаях. В период его правления и (1370-1405) не было зафиксировано плохого отношения к еврейской общине. Предания бухарских евреев связывают постройку первого квартала бухарских евреев в Бухаре и синагоги с именем Амир Тимура. По его приказу много евреев было переселено в Мавераннахр как искусные красильщики и ткачи, опытные купцы, финансисты и предприниматели. Купцы из числа бухарских евреев занимали ведущее положение в прибыльной торговле Тимуридской империи со странами Дальнего Востока, от Восточного Туркестана до побережья Восточно-Китайского моря и значительной территории Индии. Положение бухарских евреев при последнем бухарском эмиреПоложение бухарских евреев при Саййиде Амире Алимхане (1910-1920) было довольно устойчивым. В правовом отношении их права, имущество, собственность были защищены шариатским судом. Бухарские евреи в это время вели интенсивные торгово-экономические и финансовые дела с крупными компаниями и фирмами в Москве и Санкт-Петербурге. В решении финансовых споров между российскими коммерсантами в эмирате бухарские евреи пользовались правом неприкосновенности. Октябрьские события 1917 года в судьбах бухарского еврействаРеволюцию и связанные с ней боевые действия первоначально евреи восприняли как очередной этап борьбы русских с мусульманами. Часть бухарско-еврейской буржуазии поддержала узбекское движение за независимость. В 1917 году богатые еврейские промышленники Р. Потеляхов и С. Вадьяев стали министрами в просуществовавшей недолго Кокандской автономии. Процветающий класс буржуазии богатые купцы, были ликвидированы, его представители репрессированы или превращены в «лишенцев», такая же судьба постигла и мелких предпринимателей. Кустари и ремесленники либо объединялись в кооперативы, либо обязаны были идти на государственные фабрики. Видные деятели из числа бухарских евреев в сфере культуры, науки и бизнесаМузыкальное искусство: Хафиз (певец) Борухи Калхок, придворный певец бухарского эмира Музафархана, Леви Бабаханов, придворный певец бухарского эмира Саййида Алимхана, Гавриэл Беньяминов, Гавриэл и Михоэль Муллокандовы, Мухаббат Шамаева, Берта Давыдова, Шоиста Муллоджанова, Малика Калантарова, Илёс Маллаев – поэт и музыкант, Соломон Юдаков – композитор. Состояние бухарской еврейской общины в настоящее времяОбщина состоит из несколько десятков человек, функционируют две синагоги, школа, детский сад, культурный центр. Нуждающимся престарелым оказывается материальная помощь Будет ли создан музей бухарских евреев?Все предпосылки имеются: помещение, научная концепция, экспонаты, квалифицированные специалисты. Сейчас, согласно постановлению Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, утверждена программа развития международного туризма в Бухаре. Уже начаты работы с привлечением иностранных инвесторов. Новый этнический музей бухарских евреев органично вписался бы в новый туристический маршрут по старой Бухаре. Дело за финансированием. Сейчас самое время для инвесторов из числа богатых бухарских евреев приехать в Бухару и внести свой вклад в создании туристических объектов, связанных с историей бухарских евреев в Бухаре. Список научных трудов по истории бухарских евреев: Книги1. Устное народное творчество бухарских евреев. (Сказки, песни, напевы, загадки, пословицы, поговорки, толкование снов примет). Бухарский государственный архитектурно-художественный музей – заповедник (БГАХМЗ). Бухара, 1997. Фирма «ХОКАН» С.1-90. Брошюра:1. «Легенды древней Бухары: о постройке первой синагоги в городе». Ташкент. «Pоlispektr». С.1-23. Научные статьи:1. «Научная концепция экспозиции «Евреи Бухары» Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника». Тошкент, «Университет» 1995г. С.56-58. mytashkent.uz
|
|