Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.03.2022 / 15:19:23
Незабываемые страницы истории ТВ: "Ташкент"Какая связь может быть между человеком с загадочной колбой в руках и вознесшейся над Ташкентом телебашней? Самая прямая Перед вами изобретатель «Телефота», с помощью которого 26 июля 1928 года в Ташкенте впервые в мире было получено движущееся изображение на расстоянии. Борис Грабовский придумал свой аппарат, будучи студентом Ташкентского университета. До него существовал способ передачи изображений лишь недвижимых предметов, и именно его автор — ленинградский профессор Б.Л. Розинг — первым оценил будущность идеи юного «соперника» и стоял у истоков ее официального признания, Заявка на «электрическую телескопию» (патент 5592) была зарегистрирована 9 ноября 1925 года. Но понадобилось еще почти три года ля того, чтобы волшебная трубка засветилась. Открытие было столь ошеломляющим, что в него мало кто верил. А на Востоке, где и голос радио в ту пору редко кто слышал, ему попросту надо было пробивать дорогу. В дело пришлось вмешаться человеку светлого ума и революционной натуры, первому президенту республики Юлдашу Ахунбабаеву. При его содействии перед изобретателем открылись многие двери. Вот как описывается это событие в документах того времени. «26 июля 1998 года в присутствии комиссии под руководством профессора Ташкентского университета Н.Н. Златоврацкого Б. П, Грабовский, И. Ф. Белянский и их помощники — связисты установили в здании округа связи (ул. Л.Толстого) передатчик, а в 20 метрах от него, в другом 7 помещении – приемник, Комиссия разделилась на две части; одна следила за передачей, другая — за приемом. В 12 часов дня был проведен первый официальный телевизионный сеанс: изумленные члены комиссии своими глазами увидели на экране радиоэлектронного «Телефота» Движимое изображение…» Этим «движимым изображением» было взволнованное лицо одного из эксперементаторов снимавшего и надевавшего форменную фуражку. Хотя звуковое сопровождение условиями эксперимента. Не предусматривалось, его с лихвой заменяло дружное «ура!» зрителей. Ну а вскоре ТВ вышло за лабораторные стены. Пробный репортаж на натуре вёлся с перекрестка двух центральных улиц. Стоя в ста шагах за углом, можно было в подробностях рассмотреть похожий на крепость синематограф «Хива», плывущий мимо трамвай, удивленно останавливающихся перед объективом прохожих. ...Борис Грабовский не дожил до тех дней, когда над Ташкентом поднялась эта (смотрите цветной снимок) — 375-метровая, новейшей конструкции телебашни. Она позволила ташкентцам смотреть программы по пяти каналам:две собственные, две московские, а также из Душанбе, Фрунзе, Алма-Аты. На 93- и 104-метровых отметках телебашни работают вращающиеся рестораны. Трудно удержаться, чтобы не привести «небольшие» подробности. Площадь одной из люстр — 120 квадратных метров, состоит она из 16 тысяч хрустальных подвесок, увенчанных шариками из дымчатого стекла. Небывалое ожерелье рождено фантазией художницы и над созданием его почти год трудились стеклодувы белорусского завода "Неман" Сегодня у цветных экранов миллионы жителей Средней Азии собирает волшебный голубой лучик, вспыхнувший в Ташкенте шестьдесят лет назад.
Источник: Журнал « Узбекистан».- 1988.- №7
|
|