Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.02.2021 / 19:08:47

В концертном зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана прозвучало "Аве, Мария!" на разных языках


В череде пасмурных дней, выпавших на четвёртую неделю последнего зимнего месяца, 22 февраля выдалась по-настоящему чудесная весенняя погода. Мягкое солнце прогревало свежие зелёные газоны и ярко освещало обновлённый фасад Союза композиторов и бастакоров Узбекистана после его реорганизации два года назад. Любителей классической музыки радушно встречал и провожал в уютный концертный зал председатель СК РУз, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Рустам Абдуллаев.

Открывая концерт-антологию под обобщающим названием «Аве, Мария!», Рустам Абдуллаевич напомнил гостям, что Союз композиторов и бастакоров Республики Узбекистан был основан в 1938 году и уже более восьмидесяти лет является неотъемлемой частью музыкальной жизни нашей страны – он объединяет более 120 композиторов и музыковедов, помогает деятельности учебных заведений, организует фестивали, концерты, конкурсы и лекции, мастер-классы.

         «В этом зале, – подчеркнул известный узбекский композитор, – представляли своё творчество выдающиеся деятели музыкальной культуры: Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, такие отечественные корифеи, как Е. Финченко, Д. Штерн, А. Джаббаров, Р. Вильданов, А. Малахов, Ф. Янов-Яновский. В соответствии с постановлением президента от 15 августа 2018 года «Об организации деятельности Союза композиторов и бастакоров Узбекистана», углубляются наши творческие связи с ГАБТ имени А. Навои и другими музыкальными и общественными организациями. Таким образом, мы осуществляем одно из приоритетных направлений государственной политики в настоящее время - воспитание молодёжи, подготовку квалифицированных кадров и их приобщение к более глубокому изучению музыки, что влияет, в целом, на развитие музыкальной культуры нашей страны».

В заключение вступительной речи Р.А. Абдуллаев пожелал участникам музыкально-поэтической программы, охватывающей великие произведения композиторов мира и русской поэзии, и всем зрителям успешного концерта и передал слово автору композиции и преамбул, режиссёру, чтецу-декламатору, заслуженному деятелю искусств Узбекистана – А.Е. Слониму.

         Андрей Евсеевич, согласно многолетней традиции ведения концертов, анонсировал каждое выступление ведущих солистов ГАБТ кратким рассказом об авторе и эпохе создания представляемого сочинения. Таким образом, на глазах у зрителей складывался своеобразный целостный сценарий концерта-антологии в многоплановости мира художественных произведений, объединённых одной темой «Аве, Мария!».

         Основа концерта была составлена из католических молитв, обращённых к Богоматери, объединивших авторов разных стран, эпох и стилей. Образ Девы Марии стал Музой для многих великих композиторов. Они посвящали ей свои музыкальные произведения. К каноническому тексту Евангелия от Луки, который на русском звучит как «Богородице, Дево, радуйся», обращались итальянцы Джулио Каччини и Франческо Паоло Тости, француз Камиль Сен-Санс, немец Генрих Маршнер и многие другие композиторы вплоть до ХХ века. У слушателей была возможность сравнить «Ave, Maria!» Баха-Гуно, Шуберта, Каччини, Маршнера, Верди и других композиторов. Ведущие солисты ГАБТ им. А. Навои помогли раскрыть и донести до публики своеобразное восприятие каждого автора и одновременно неповторимо, по-своему, озвучить великий и вечный смысл Священного текста. В итоге, несмотря на общую тему, все номера концерта оказались удивительно контрастными – размеренность и кажущееся спокойствие одних оттеняли торжественность и доверительность других.

В формировании программы, в детальнейшей отделке каждого номера чувствовалась огромная работа концертмейстера Людмилы Слоним со всеми участниками концерта. Она выражалась и в страстной экспрессии, и утончённости ансамблевого исполнения, и в контрастности стилистических манер и характерных штрихов каждого из этих шедевров... В ходе программы чётко обозначилось нечто важное, истинное величие темы, на что мы не вполне достаточно глубоко устремляем внимание в нашей обыденной жизни. Образ Матери Божией предстал идеалом высшей Любви, несказанной чистоты, всесильной верности, невероятной красоты и совершенным воплощением женского начала. Мать, дающая жизнь, носительница божественной и человеческой Любви, скорбно оплакивающая великую жертву своего божественного Сына, – все эти замечательные ипостаси великого и пресветлого образа необычайно нужны нам сегодня для осознания высших человеческих ценностей в мире, полном противоречий, тревог и драматизма событий. Замечательная обширная программа и высококлассное исполнение каждого номера нацелили души зрителей на этот венок необычайных добрых и светлых человеческих свойств. Не побоюсь отметить, что такой полной и разнообразной антологии произведений на эту тему практически не звучало ни в нашей стране, ни даже за её пределами...

         Программу открыл великолепный дуэт Лятифе Абиевой (сопрано) и Анастасии Юдиной (меццо-сопрано), в котором рефреном прозвучало страстное желание «Хочу молиться!..». Митрополит Серафим (Чичагов) - автор музыки и стихов. Этот органичный дуэт под чутким аккомпанементом на фортепиано опытного концертмейстера театра Людмилы Слоним с первых звуков дал высокую установку зрителям на полёт к высшим духовным сферам.

Далее заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова (сопрано), лауреаты международных конкурсов: Гульнар Альджанова (сопрано), Яника Багрянская (меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Анжелика Мухаметзянова (сопрано), Дильбар Салихджанова (сопрано), Елена Шавердова (сопрано), Марина Полякова (сопрано), а также – солисты симфонического оркестра театра – лауреат республиканских конкурсов, концертмейстер оркестра ГАБТ имени А. Навои Лола Игамназарова (скрипка), Огульнабат Юсупова (виолончель), Надежда Овчинникова (флейта), Людмила Слоним (партия фортепиано) великолепно справились с задачей передать то или иное настроение авторов композиций, прославляющих символ чистоты и красоты и воспевающих самые высокие человеческие чувства.

«Ave, Maria!» — название более сорока музыкальных произведений, большинство из которых ассоциировано с христианской молитвой «Аве, Мария!»: 16 из них прозвучали в одной полуторачасовой концертной программе. В том же радостном, боговдохновенном – и одновременно искренне человечном ключе были исполнены арии из опер на эту тему: Дж. Верди («Отелло) – Гульшан Азизова (сопрано); П. Масканьи («Сельская честь») – Дильбар Салихджанова (сопрано); и чисто музыкальные произведения А. Пьяцолло (Лола Игамназарова – скрипка); «Размышление» из оперы Ж. Масканьи («Таис») – Лола Игамназарова (скрипка) и многие другие. Об этих замечательных скрипичных «монологах» стоит сказать особо – в исполнении талантливой Лолы Игамназаровой в ансамбле с Людмилой Слоним голос скрипки без слов поведал нам о всесилии и ранимости Любви, о безбрежности милосердия, о величии Добра...

И.С. Бах (1685-1750) писал музыку, дотоле неслыханную в Германии. «Она была слишком хороша для этих господ, слишком возвышалась над их ограниченностью», - пишет его биограф. Бах составил сборник фуг «Kunst der Fuge» («Искусство фуги»). Он же установил на многие поколения вперёд темперированный строй в сборнике «ХТК», ставшем пособием для каждого пианиста. Первая прелюдия из этого сборника и послужила Шарлю Гуно, французскому композитору, жившему и творившему в XIX веке, основой написания великого творения «Аве, Мария!». Анжелика Мухаметзянова исполнила это произведение как гимн материнской любви и поэтому оно стало близко каждому слушателю в зале.

Андрей Слоним рассказал историю создания Ф. Шубертом песни-молитвы «Аве, Мария!». В 1825 г. Шуберт познакомился с поэмами шотландского поэта Вальтера Скотта в их немецких переводах. Поскольку Скотт был очень популярным поэтом и романистом, Шуберт решил, что, если ему удастся издать свои песни на его стихи одновременно с английским текстом и по-немецки, он станет лучше известен за пределами Австрии. Шуберт отбирает семь из тринадцати песен, входящих в поэму «Дева озера» Вальтера Скотта. «Третья песнь Эллен» и есть знаменитая «Aве, Мария!».

Необычайный успех песни «Aве, Мария!» оказался для Шуберта неожиданностью. Песня Шуберта, вызвавшая восторг любителей музыки уже при своём рождении, ничуть не потеряла в своей популярности, а, наоборот, за прошедшие вот уже два века, покорила миллионы сердец. Одним из самых известных исполнителей песни Робертино Лоре́тти — итальянский певец, в подростковом возрасте (в первой половине 1960-х годов) завоевавший мировую известность. В Союзе композиторов Узбекистана её исполнила Анжелика Мухаметзянова на немецком и русском языках в сопровождении фортепиано (Людмила Слоним) и виолончели (Огульнабат Юсупова): это придало особую текучесть и глубину мелодии и подчеркнуло выразительность красивого сопрано ведущей солистки театра. Текст, который Шуберт положил на музыку в «Аве, Мария!» - это свободный перевод с английского на немецкий Филиппа Адама Шторка. В русских изданиях песни утвердился перевод русского поэта Алексея Плещеева. В исполнении Анжелики Мухаметзяновой молитва Богоматери предстала не бурной и смятенной, а ровной и спокойно лучистой.

Многие исполненные произведения в программе концерта достаточно хорошо известны, а вот «Аве, Мария!» выдающегося современного азербайджанского композитора Ф. Бадалбейли, лично подаренное на одном из музыкальных фестивалей ведущей солистке ГАБТ имени А. Навои, стало для всех открытием. В концерте этим раритетом поделилась его обладательница Анастасия Юдина. В католической молитве в душевном исполнении русской солистки неожиданно для всех органично прозвучали трогательные восточные мотивы.

Другим сюрпризом в программе стала раскрытая А.Е. Слонимом самая яркая мистификация в музыкальном мире ХХ века – история, связанная с именем малоизвестного советского композитора Владимира Вавилова. Музыкальное произведение «Ave, Maria!» Владимира Фёдоровича Вавилова некоторое время приписывалось сначала неизвестному сочинителю, затем — итальянскому средневековому композитору Джулио Каччини.

У меня в доме с семидесятых годов прошлого века хранится диск «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Два произведения на виниловой пластинке, действительно, были мелодиями того времени – это итальянский танец «Спандольетта» и народная английская песня «Зелёные рукава». Всё остальное написал сам Вавилов. И то, что он написал, приписал композиторам Винченцо Галилею, Нейзидлеру, Франческо ди Милано, Джулио Каччини. Малый гений, малоизвестный гитарист, аккомпаниатор, любивший старинную музыку, коллекционировавший гитары и лютни, жил обычной жизнью, любил музыку, окончил музыкальную школу, попал на войну, был ранен, ожил, женился, концертировал, любил собирать гитары, мечтал достать лютню, скончался в 1973 году, к сожалению, очень рано, в 47 лет. Так получилась одна из самых грандиозных и удачных мистификаций XX века в области музыки. Его мелодию теперь исполняют по всему миру вместе с музыкой Шуберта, Генделя и Баха. На концерте в Союзе композиторов Узбекистана это прекрасное произведение воспроизвела Гульшан Азизова (сопрано) в сопровождении виолончели (Огульнабат Юсупова) и флейты (Надежда Овчинникова). В самой музыкальной ткани произведения наряду с чудом грации, чистоты, гармонии проявлялись черты эклектичного музыкального языка XX века – и одновременно искусная стилизация в духе знаменитых барочных творений.

         Молитвенным песнопениям вторило поэтическое Слово. Продолжить воспарение ввысь и ощутить прикосновение к великому позволили стихи Александра Блока («Девушка пела в церковном хоре…») и Владимира Набокова («Мать») в артистичной декламации Андрея Слонима. И как во всех композициях Андрея Евсеевича, они оказались не только на редкость органичными, но и позволившими заново оценить и понять всю трагичность мятежного ХХ века, буквально, с событий его первых лет.

         С высоты сегодняшнего дня мы поражаемся, как оба художника оказались пророками. Блок в Санкт-Петербурге в 1905 году - кровавой зари, обещающей 9 января, расстрел мирной демонстрации, Порт-Артур и Цусиму — крупнейшие поражения русской армии и русского флота в Русско-японской войне - пророчески завершает свой стих строкой: «Никто не придёт назад». Владимир Набоков - в 1925 – задолго до начала Второй мировой войны и бесовского разгула фашизма на Земле ставит ребром вопрос о земной человеческой трагедии Богоматери, пожертвовавшей сыном ради спасения всего человечества: «Что, если у неё остался бы Христос / и плотничал, и пел? / Что, если этих слёз / не стоит наше искупленье?». Оба поэта смогли прозреть трагическую связь между конкретным фактом и его символическим значением. В прочтении Андрея Слонима эти два поэтических монолога предстали и различными по краскам, и едиными в драматизме своего содержания, ассоциаций, неразрывной связи со смутами современного мира.

         Концерт духовной музыки и поэзии, замечательно соединивший в единое и нераздельное целое два нерушимых начала – небесное и земное, –   дал возможность участникам программы и многочисленным зрителям, до отказа заполнившим зал СК РУз, воспарить ввысь навстречу Священной весне, о которой когда-то писал Александр Блок и которую пожелал всем присутствующим автор уникального проекта, впервые так успешно воплощённого в Узбекистане, - А.Е. Слоним. Непреходящее значение и обаяние Девы Марии в истории человечества, культуры и искусства, пожалуй, никого не оставило равнодушным … По многочисленным просьбам общественности, этот концерт с небольшими изменениями повторится 1 марта в 17 часов в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ.  

 Гуарик Багдасарова.

Фото: Ирина Щур.





Другие материалы рубрики

25.02.2021 / 18:48:31

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "АСМО" В "ЛАБОРАТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ" ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА

На современном этапе развития музыкального образования Узбекистана все большее значение приобретают инновационные методы обучения молодого поколения. В этом отношении активно действующая "Лаборатория современной музыки" при Государственной консерватории Узбекистана является ярким примером: студенты совершенно в свободной атмосфере реализуют весь свой творческий потенциал, обучаясь новым техникам и методам современной академической музыки у опытного коллектива музыкантов-профессионалов. Далее...

24.02.2021 / 12:08:26

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С АЛИШЕРОМ РАСУЛОВЫМ

Алишер Расулов - Заслуженный артист, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, член Союза композиторов Узбекистана, является одним из создателей современной эстрадной музыки. Далее...

22.02.2021 / 22:01:41

Kompozitorning yangi kuni

Yosh kompozitor Mehroj Muxtorovning yangi musiqiy to'plami nashr etildi. Mehroj Muxtorov ijodida fortepiano alohida o'rin egallaydi. Musiqiy ifodaviy vositalar, garmoniya va fakturaning uslubiga ko'ra kompozitorning asarlarini haqli ravishda "Ko'ngil tubidagi tuyg'ular ifodasi" deb atash mumkin. Mehroj Muxtorov asarlarining satrlarida kompozitor uslubining o'ziga xos xususiyatlarini ko'rishingiz mumkin. Taqdim etilayotgan ushbu to'plamda yosh iste'dodli kompozitorning eng yorqin fortepiano asarlari jamlangan. Далее...

20.02.2021 / 12:16:24

Лучшие образцы русской и мировой классики в большом зале консерватории звучали в честь 160-летия со дня рождения создателя Оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева

Любимое место ташкентцев — большой зал консерватории уже давно не был так заполнен... В этот вечер была представлена программа, посвященная 160-летию со дня рождения создателя первого в России Оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева. Ее организаторами выступили Посольство России, представительство Россотрудничества в Узбекистане... Далее...

16.02.2021 / 21:25:24

"Анна спела тринадцать концертов в Ташкенте". 14 февраля Анне Герман исполнилось бы 85 лет!

Она родилась в Ургенче, жила в Польше, а пела для всего мира. Артистку встречали овациями Европа, Америка, Азия, Австралия, но настоящей легендой она стала в Советском Союзе. Её божественный голос стал голосом эпохи. Далее...





21.11.2024 / 11:28:03
В Ташкенте проходит фестиваль французского кино
 
19.11.2024 / 15:13:51
Успех узбекских кинематографистов .Фильмы узбекских кинорежиссеров получили высокую оценку на прошедшем в Туркменистане IV кинофестивале "Куркут ота".
 


24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 
23.11.2024 / 05:35:11
6,5 миллиона туристов в Узбекистане: красивая цифра или манипуляция?
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 


24.11.2024 / 09:23:40
"Корзинка" открыла закупочную базу в Маргилане
 
20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте