Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.10.2022 / 12:15:58
Бенефис большого мастера сцены Ольги Александровой стал истинным праздником…В современной театральной жизни бенефисы ведущих мастеров – достаточно редкое явление. Тем с большим интересом театральной и музыкальной общественностью было воспринято известие о бенефисе большого мастера оперного искусства – заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой. Речь идёт о полувековом служении Ольги Александровой в ГАБТе им. А. Навои в историю которого талантливейшая певица вписала многие значительные и яркие страницы. Закончив в далёком 1972 году Новосибирскую государственную консерваторию, молодая певица приняла престижное приглашение самого Мухтара Ашрафи, и, отвергнув немало весомых иных предложений, согласилась связать жизнь и творчество и с Узбекистаном, и с крупнейшим оперным театром нашей республики и всего центральноазиатского региона. Нет ни одной партии и роли в богатейшем амплуа голоса «меццо-сопрано», которые не воплотила бы Ольга Алексеевна за всю свою творческую жизнь. Среди них – и могучие знаковые образы, в числе которпых и Кармен, и Амнерис, и Азучена, и Далила, и Эболи в достаточно редко идущей опере Дж. Верди «Дон Карлос», и Любаша в «Царской невесте», и Марина Мнишек в «Борисе Годунове» ( а кроме ее образа – и создание в этой же опере образа царевича-отрока Федора!), и Марта-Екатерина в опере А. Петрова «Пётр I», и… и… и… В эту галерею органично и ярко вплетаются и мятежная Сантуцца из «Сельской чести» (партия, которую обычно исполняют драматические сопрано, но иногда к ним присоединяются и меццо-сопрано с большим диапазоном голоса!), и юный паж Керубино из «Свадьбы Фигаро», и Ольга из «Евгения Онегина», и мистическая Графиня из «Пиковой Дамы», и верная Судзуки из «Мадам Баттерфляй»… В числе её творений хочется вспомнить и острохарактерную Мамашу из «Мавры» И. Стравинского. А рядом с ней – и могучую в своём властолюбии Леди Макбет в интереснейшей экспериментальной оперы композитора Н. Закирова «Путь к трону» по мотивам великих трагедий Шекспира. Она воспитала за эти годы десятки талантливейших учеников. Большинство из них уже много лет успешно работают на сцене нашего театра. А Нажмиддин Мавлянов и Абдумалик Абдукаюмов сделали обширную международную карьеру, постоянно и ярко выступая нав различных крупнейших сценах мира и Европы. По просьбе Ольги Алексеевны автором композиции и режиссёром торжественного вечера стал Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, с которым талантливую певицу связывают десятилетия доброй дружбы и плодотворнейшего сотрудничества. Андрей Евсеевич разработал программу юбилейного бенефиса, в котором оперное творчество юбиляра весьма активно представляется и ею самой, и командой ее учеников и коллег по оперному искусству. Но и выступать «от себя» в своем бенефисе в столь весомом творческом стаже можно по-разному. Ольга Алексеевна уверенно выбрала самый активный, но и требующий поистине невероятной энергетической затраты путь. Она представила на своем юбилейном вечере, пожалуй. самые знаковые – и одновременно, самые непростые оперные образы, требующие и мастерства, и полноты вокально-сценических средств выражения. И одержала на этом вечере поистине блистательную творческую победу, выступив во всем величии своего дарования, бескомпромиссно-безупречного звучания голоса, богатства исполнительских красок и неутомимости энергии излучения чувств. И талантливые и разные ученики, и опытные коллеги-мастера с энтузиазмом и полнотой отдачи включились в эти «правила игры». А многочисленные зрители, почти до предела заполнившие зал театра, с энтузиазмом и горячностью чувств воспринимали этот замечательный праздник творчества. По замыслу режиссёра-постановщика весь бенефис с самого начала предстал как активное вокально-музыкально-сценическое действо. Истинный парад дирижеров театра во главе с Денисом Власенко и его коллегами – народной артисткой Каракалпакстана Аидой Абдуллаевой, Бобомурадом Худойкуловым и Садыком Гаибовым многокрасочно и с большим эмоциональным накалом воплотил всю музыкальную канву вечера-композиции. Коллективы оркестра и хора театра на высоком уровне подарили публике экспрессивную излучательную энергию своего искреннего творчества. Под бравурную увертюру из «Кармен» на большом экране был представлен коллаж из портретов юбиляра в разных образах. А перед финалом этой увертюры-пролога на сцену вышли хор театра и все участники будущего действа. Солисты-ученики торжественно вывели на сцену Ольгу Александрову, с первых секунд своего выхода поразившую всех обаянием и необыкновенной МОЛОДОСТЬЮ. И то, что звучала, как всегда, проникновенно и ярко в ее исполнении знаменитая «Хабанера» из «Кармен» - воспринималось символично. Ведь Кармен – это и знаковая роль Александровой, и образ вечного устремления к Любви и свободе духа. Общаясь с обаятельными кавалерами – своими учениками, Александрова вела утонченную «игру любви», покоряя обаянием и страстностью. И все, кто был на сцене – оказались к круге этого обаяния и торжества любви… Группа руководителей театра во главе с директором, народным артистом Узбекистана Рамизом Усмановым тепло и сердечно поздравили Ольгу Алексеевну и вручили ей памятные подарки. Неожиданным сюрпризом стало и очень доброе приветствие от руководителей Культурного Центра немцев «Видергебурт» ( в лице председателя Елены Мироновой и заместителя председателя Ирины Щур), с которым Ольга Алексеевна сотрудничает уже много лет… Стоит отдельно сначала остановиться на номерах, вдохновенно и с блеском исполненных самой Ольгой Алексеевной. Через некий промежуток времени после «Хабанеры» она с особой силой энергетического излучения исполнила «Рассказ Азучены» из оперы Верди «Трубадур», где героиня повествует о варварском сожжении её матери-цыганки, о своем стремлении отомстить, о похищении графского сына для страшного отмщения. В ансамбле с ведущим тенором театра, Заслуженным артистом Неъматом Хабибовым во всей полноте пения и действия была прожита это сложнейшая сцена, вызвавшая горячий прием зала. А спустя еще некоторое время Ольга Александрова в ансамбле со своим учеником, ведущим баритоном театра Рахимом Мирзакамаловым с небывалой экспрессией и излучением чувств воплотила одну из кульминационных сцен оперы П. Масканьи «Сельская честь». В этой сцене Сантуцца, оскорбленная изменой своего возлюбленного, исступленно и драматично расссказывает возчику Альфио об измене его жены, вызывая в Альфио истинную бурю гнева. И Мирзакамалов отвечал столь же неистовой страстностью и неукротимостью чувств. Еще позже Ольга Алексеевна предстала в образе Любаши из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», где, узнав о том, что ее возлюбленный одержим страстью к другой – вначале умоляет его не бросать ее, а затем наполняется неукротимой и смертоносной жаждой мести. И опять Рахим Мирзакамалов в образе Григория Грязного экспрессивно содействовал партнерше – и был весьма убедителен наравне с нею, хотя во время этого мощного по энергии эпизода в его тексте при напряженном «немом» действии было всего две спетых фразы! А в финальной части вечера Ольга Алексеевна органично воплотилась в гордую дочь фараона Амнерис и то вкрадчиво, то с притворной ласковостью, то во вспышке гнева выведала у Аиды тайну ее любви к Радамесу, в которого влюблена она сама – Амнерис! И ее ученица – ведущее сопрано театра Марина Полякова стала страстной и горячей Аидой, не сумевшей скрыть своей тайны от властительницы. Высшее утонченное мастерство и разнообразие штрихов исполнения во всем разнообразии проявилось в этой сцене. И переполненный зал сопереживал каждому воплощению юбиляра и её партнеров и внимательно, и очень экспрессивно. Такой «венок» предельно сложных арий и сцен, непростых для любой исполнительницы – убедительно раскрыл могущество потенциала мастерства Ольги Александровой, блеснувшей и высшей вокальной формой, и мастерством воплощения… Стоит особо отметить, что все выступления учеников, коллег и партнеров были сплетены в органичный, контрастный и динамичный «венок» и достойно несли и образность, и исполнительское мастерство. Ученик Ольги Алексеевны, молодой баритон Ришат Решитов исполнил монолог Яго из оперы Верди Отелло с таким богатством нюансов, с таким торжеством носителя Зла над простодушием и доверчивостью – что зрительный зал был буквально во власти его дьявольской силы. А прекрасный лирический тенор – еще один из учеников Мастера! – Абдулла Ширинов с особой проникновенностью и искренностью воплотил и своим красивым голосом и всем существом страдания юного Неморино от неразделенной любви в его знаменитой арии из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток». С истинно весенним порывом к солнцу и любви, с тонкой ироничностью своеобразно и тонко подарила юбиляру и публике Песню Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» талантливая и голосистая Рада Смирных. Грустил в любовной тоске и нежности к Лизе Герман в исполнении Бекзода Садыкова – и искренность и ранимость его чувства также вызвала особое сопереживание публики. Во всей полноте контрастности противоречивых чувств представила Валерия Шароватова – еще одна молодая ученица Ольги Алексеевны, да к тому же – и меццо-сопрано! – редко исполняемую «арию ревности» Принцессы де Буйон из оперы Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер». Наполнил зал всей противоречивой полнотой страданий шута Риголетто в его знаменитой арии весьма самобытный молодой баритон, также ученик юбиляра Аминзода Джуманиязов. В ансамбле с мужским хором театра со всем экстазом истинно дьявольской остроты и сарказма исполнил знаменитые Куплеты Мефистофеля Джабраил Идрисов, также весьма достойно представляющий команду учеников своего Мастера. Свет и надежда вопреки бедствиям и горести звучали в арии Марфы из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», которую с полной искренностью и полнотой чувств воплотила ведущая солистка оперы Елена Шавердова. Блеснул мастерством ведущий солист и коллега Ольги Александровой – Неъмат Хабибов в трагически заостренной арии Германа из финальной картины оперы «Пиковая Дама». А «неожиданное» явление двух прекрасных дам «из далекой Индии» - ведущих солисток Лятифе Абиевой и Анастасии Юдиной в прекрасных индийских нарядах - подарило всем изящный и филигранно исполненый «Цветочный дуэт» из оперы Лео Делиба «Лакме». И. конечно же, еще одним сюрпризом стало весьма яркое и своеобразное исполнение знаменитых «Куплетов Эскамильо» сразу тремя баритонами –учениками Ольги Алексеевны – Рахимом Мирзакамаловым, Ришатом Решитовым и Аминзодой Джуманиязовым. Закономерным торжественным апофеозом всего вечера стал триумфальный финал сцены на площади из оперы Дж. Верди «Аида». Яркий ансамбль солистов составили Ольга Александрова (Ам- нерис), Марина Полякова (Аида), Неъмат Хабибов (Радамес), Мехриддин Мелиев (Рамфис), Ришат Решитов (Амонасро) и Заслуженный артистт Узбекистана Хатам Юлдашев (Фараон) – где в сплетении дарований ведущих мастеров и молодых солистов-учеников Ольги Алексеевны прозвучали не только ансамблевая мощь и согласие звучания, но и само торжество величия Оперы как театра истинно высшей формы воздействия на души человеческие с безграничными возможностями и путями излучений… Своеобразная свободная, импровизационная манера ведения вечера в виде ёмких и образных преамбул к каждому номеру – в воплощении Андрея Евсеевича наполнила бенефис Ольги Александровой особой образностью, доверительностью и точностью акцентов. Своеобразен, полон искренней сердечности и искренности был и финал, когда под овации зала на сцену вышли все участники, и Ольга Алексеевна в искреннем заключительном слове тепло поблагодарила всех. А в самом финале - с особой трогательностью касания рукой пола сцены и поднесением руки к устам отдала символический поцелуй родным подмосткам сцены, которой служит полвека своей жизни. Восторженные зрители долго не отпускали участников, одарив юбиляра множеством букетов и искренними словами благодарности за веру и правду служения искусству. И вечер-бенефис большого и настоящего Мастера стал истинным праздником подлинного искусства – вечного и беспредельного…
Б.РАХИМОВ Фото Ю. ПОЛЯНСКОГО
|
|