Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
03.10.2022 / 12:15:58

Бенефис большого мастера сцены Ольги Александровой стал истинным праздником


 …В современной театральной жизни бенефисы ведущих мастеров – достаточно редкое явление. Тем с большим интересом  театральной и музыкальной общественностью было воспринято известие о бенефисе  большого  мастера оперного искусства – заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой.  Речь идёт о  полувековом служении Ольги Александровой в ГАБТе им. А. Навои  в историю которого талантливейшая певица  вписала многие значительные и яркие страницы. Закончив в  далёком 1972 году Новосибирскую государственную консерваторию, молодая певица приняла  престижное приглашение самого Мухтара Ашрафи, и, отвергнув немало весомых иных предложений, согласилась связать жизнь и творчество и с Узбекистаном, и с крупнейшим оперным театром нашей республики и всего центральноазиатского региона.

Нет ни одной партии и роли в богатейшем амплуа голоса «меццо-сопрано», которые не воплотила бы Ольга Алексеевна за всю свою творческую жизнь. Среди них – и могучие знаковые образы, в числе которпых и Кармен, и Амнерис, и Азучена, и Далила, и Эболи в достаточно редко идущей опере Дж. Верди «Дон Карлос», и Любаша в «Царской невесте», и Марина Мнишек в «Борисе Годунове» ( а кроме ее образа – и создание в этой же опере образа царевича-отрока Федора!), и Марта-Екатерина в опере А. Петрова «Пётр I», и… и… и… В эту галерею органично и ярко вплетаются и мятежная Сантуцца из «Сельской чести» (партия, которую обычно исполняют драматические сопрано, но иногда к ним присоединяются и меццо-сопрано с большим диапазоном голоса!), и юный паж Керубино из «Свадьбы Фигаро», и Ольга из «Евгения Онегина», и мистическая Графиня из «Пиковой Дамы», и верная Судзуки из «Мадам Баттерфляй»…

В  числе  её творений хочется вспомнить и острохарактерную Мамашу из «Мавры» И. Стравинского. А рядом с ней – и   могучую в своём властолюбии Леди Макбет в интереснейшей экспериментальной оперы  композитора Н. Закирова «Путь к трону» по мотивам великих трагедий Шекспира.  Она  воспитала за эти годы десятки талантливейших учеников. Большинство из них уже  много лет  успешно работают на сцене нашего театра. А Нажмиддин Мавлянов и Абдумалик Абдукаюмов сделали обширную международную карьеру, постоянно и ярко выступая нав различных крупнейших сценах мира и Европы.

По  просьбе Ольги Алексеевны автором композиции и режиссёром  торжественного вечера стал Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, с которым талантливую  певицу связывают десятилетия доброй дружбы и плодотворнейшего сотрудничества.  Андрей Евсеевич разработал программу юбилейного бенефиса, в котором оперное творчество юбиляра весьма активно  представляется и ею самой, и командой ее учеников и коллег по оперному искусству.

Но и выступать «от себя» в своем бенефисе в столь весомом творческом стаже можно по-разному. Ольга Алексеевна уверенно выбрала самый активный, но  и требующий поистине невероятной энергетической затраты путь. Она представила на своем юбилейном вечере, пожалуй. самые знаковые – и одновременно, самые непростые оперные образы, требующие и мастерства, и полноты вокально-сценических средств выражения. И одержала на этом вечере поистине блистательную творческую победу, выступив во всем величии своего дарования, бескомпромиссно-безупречного звучания голоса, богатства исполнительских красок и неутомимости энергии излучения чувств. И талантливые и разные ученики, и опытные коллеги-мастера с энтузиазмом и полнотой отдачи включились в эти «правила игры».  А многочисленные зрители, почти до предела заполнившие зал театра, с энтузиазмом и горячностью чувств воспринимали этот замечательный праздник творчества.

По замыслу режиссёра-постановщика весь бенефис с самого начала предстал как активное вокально-музыкально-сценическое действо. Истинный парад дирижеров театра во главе с  Денисом Власенко и его коллегами – народной артисткой Каракалпакстана Аидой Абдуллаевой, Бобомурадом Худойкуловым и Садыком Гаибовым многокрасочно и с большим эмоциональным накалом воплотил всю музыкальную канву вечера-композиции. Коллективы оркестра и хора театра на высоком уровне подарили публике экспрессивную излучательную энергию своего искреннего творчества. Под бравурную увертюру из «Кармен» на большом экране был представлен коллаж из портретов юбиляра в разных образах. А перед финалом этой увертюры-пролога на сцену вышли хор театра и все участники будущего действа. Солисты-ученики торжественно вывели на сцену Ольгу Александрову, с первых секунд своего выхода поразившую всех обаянием и необыкновенной МОЛОДОСТЬЮ. И то, что звучала, как всегда, проникновенно и ярко в ее исполнении знаменитая «Хабанера» из «Кармен» - воспринималось символично. Ведь Кармен – это и знаковая роль Александровой, и образ вечного устремления к Любви и свободе духа. Общаясь с обаятельными кавалерами – своими учениками, Александрова вела утонченную «игру любви», покоряя обаянием и страстностью. И все, кто был на сцене – оказались к круге этого обаяния и торжества любви…

Группа руководителей театра во главе с директором, народным артистом Узбекистана Рамизом Усмановым тепло и сердечно поздравили Ольгу Алексеевну и вручили ей памятные подарки. Неожиданным сюрпризом стало и очень доброе приветствие от руководителей Культурного Центра немцев «Видергебурт» ( в лице председателя Елены Мироновой    и заместителя председателя Ирины Щур), с которым Ольга Алексеевна сотрудничает уже много лет…

Стоит отдельно сначала остановиться на номерах, вдохновенно и с блеском исполненных самой Ольгой Алексеевной. Через некий промежуток времени после «Хабанеры» она с особой силой энергетического излучения исполнила «Рассказ Азучены» из оперы Верди «Трубадур», где героиня повествует о варварском сожжении её матери-цыганки, о своем стремлении отомстить, о похищении графского сына для страшного отмщения. В ансамбле с ведущим тенором театра, Заслуженным артистом Неъматом Хабибовым во всей полноте пения и действия была прожита это сложнейшая сцена, вызвавшая горячий прием зала.   А спустя еще некоторое время Ольга Александрова в ансамбле со своим учеником, ведущим баритоном театра Рахимом Мирзакамаловым с небывалой экспрессией и излучением чувств воплотила одну из кульминационных сцен оперы П. Масканьи «Сельская честь». В этой сцене  Сантуцца, оскорбленная изменой своего возлюбленного, исступленно и драматично расссказывает возчику Альфио об измене его жены, вызывая в Альфио истинную бурю гнева. И Мирзакамалов отвечал столь же неистовой страстностью и неукротимостью чувств.

Еще позже Ольга Алексеевна предстала в образе Любаши из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», где, узнав о том, что ее возлюбленный одержим страстью к другой – вначале умоляет его не бросать ее, а затем наполняется неукротимой и смертоносной жаждой мести. И опять Рахим Мирзакамалов в образе Григория Грязного экспрессивно содействовал партнерше – и был весьма убедителен наравне с нею, хотя во время этого мощного по энергии эпизода в его тексте при напряженном «немом» действии было всего две спетых фразы! А в финальной части вечера Ольга Алексеевна органично воплотилась в гордую дочь фараона Амнерис и то вкрадчиво, то с притворной ласковостью, то во вспышке гнева выведала у Аиды тайну ее любви к Радамесу, в которого влюблена она сама – Амнерис! И ее ученица – ведущее сопрано театра Марина Полякова стала страстной и горячей Аидой, не сумевшей скрыть своей тайны от властительницы. Высшее утонченное мастерство и разнообразие штрихов исполнения во всем разнообразии проявилось в этой сцене. И переполненный зал сопереживал каждому воплощению юбиляра и её партнеров и внимательно, и очень экспрессивно. Такой «венок» предельно сложных арий и сцен, непростых для любой исполнительницы – убедительно раскрыл могущество потенциала мастерства Ольги Александровой, блеснувшей и высшей  вокальной формой, и мастерством воплощения…

Стоит особо отметить, что все выступления учеников, коллег и партнеров были сплетены в органичный, контрастный и динамичный «венок» и достойно несли и образность, и исполнительское мастерство. Ученик Ольги Алексеевны, молодой баритон Ришат Решитов исполнил монолог Яго из оперы Верди Отелло с таким богатством нюансов, с таким торжеством носителя Зла над простодушием и доверчивостью – что зрительный зал был буквально во власти его дьявольской силы. А прекрасный лирический тенор – еще один из учеников Мастера! – Абдулла Ширинов с особой проникновенностью и искренностью воплотил и своим красивым голосом и всем существом  страдания юного Неморино от неразделенной любви в его знаменитой арии из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток». С истинно весенним порывом к солнцу и любви, с тонкой ироничностью своеобразно  и тонко подарила юбиляру и публике Песню Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» талантливая и голосистая Рада Смирных. Грустил в любовной тоске и нежности к Лизе Герман в исполнении Бекзода Садыкова – и искренность и ранимость его чувства также вызвала особое сопереживание публики. Во всей полноте контрастности противоречивых чувств представила Валерия Шароватова – еще одна молодая ученица Ольги Алексеевны, да к тому же – и меццо-сопрано! – редко исполняемую «арию ревности» Принцессы де Буйон из оперы Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер».

Наполнил зал всей противоречивой полнотой страданий шута Риголетто в его знаменитой арии весьма самобытный молодой баритон, также ученик юбиляра Аминзода Джуманиязов. В ансамбле с мужским хором театра со всем экстазом  истинно дьявольской остроты и сарказма исполнил знаменитые Куплеты Мефистофеля Джабраил Идрисов, также весьма достойно представляющий команду учеников своего Мастера. Свет и надежда вопреки бедствиям и горести звучали в арии Марфы из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», которую с полной искренностью и полнотой чувств воплотила ведущая солистка оперы Елена Шавердова. Блеснул мастерством ведущий солист и коллега Ольги Александровой – Неъмат Хабибов в трагически заостренной арии Германа из финальной картины оперы «Пиковая Дама». А «неожиданное» явление двух прекрасных дам «из далекой Индии» - ведущих солисток Лятифе Абиевой и Анастасии Юдиной в прекрасных индийских нарядах - подарило всем изящный и филигранно исполненый «Цветочный дуэт» из оперы Лео Делиба «Лакме». И. конечно же, еще одним сюрпризом стало весьма яркое и своеобразное исполнение знаменитых «Куплетов Эскамильо» сразу тремя баритонами –учениками Ольги Алексеевны – Рахимом Мирзакамаловым, Ришатом Решитовым и Аминзодой Джуманиязовым.

Закономерным торжественным апофеозом всего вечера стал триумфальный финал сцены на площади из оперы Дж. Верди «Аида». Яркий ансамбль солистов составили Ольга Александрова (Ам- нерис), Марина Полякова (Аида), Неъмат Хабибов (Радамес), Мехриддин Мелиев (Рамфис), Ришат Решитов (Амонасро) и Заслуженный артистт Узбекистана Хатам Юлдашев (Фараон) – где в сплетении дарований ведущих мастеров и молодых солистов-учеников Ольги Алексеевны прозвучали не только ансамблевая мощь и согласие звучания, но и само торжество величия Оперы как театра истинно высшей формы воздействия на души человеческие с безграничными возможностями и путями излучений…

Своеобразная  свободная, импровизационная  манера ведения вечера в виде ёмких и образных преамбул к каждому номеру – в воплощении Андрея Евсеевича наполнила бенефис Ольги Александровой особой образностью, доверительностью и точностью акцентов.

Своеобразен, полон искренней сердечности и искренности был и финал, когда под овации зала на сцену вышли все участники, и Ольга Алексеевна в искреннем заключительном слове тепло поблагодарила всех. А в самом финале -  с особой трогательностью касания рукой пола сцены и поднесением руки к устам отдала символический поцелуй родным подмосткам сцены, которой служит полвека своей жизни. Восторженные зрители долго не отпускали участников, одарив юбиляра множеством букетов и искренними словами благодарности за веру и правду служения искусству. И вечер-бенефис большого и настоящего Мастера стал истинным праздником подлинного искусства – вечного и беспредельного…  

 

 

                                                                                  Б.РАХИМОВ

                                                                           Фото Ю. ПОЛЯНСКОГО





Другие материалы рубрики

02.10.2022 / 18:31:20

Мировые звёзды Сергей Смбатян и Джозеф Каллея во Дворце международных форумов Узбекистана порадовали ташкентцев

Концерт Национального симфонического оркестра Госфилармонии Узбекистана (дирижёр Сергей Смбатян – Армения) и мальтийского оперного певца Джозефа Каллея (тенор) 30. 09. 22 во Дворце международных форумов Узбекистана подарил ташкентцам истинный праздник оперно-симфонической музыки Далее...

24.09.2022 / 11:55:49

На площади перед ГАБТ им. А. Навои вновь состоится грандиозный OPEN AIR

24 сентября в 19:00 под звездным небом, на фонтанной площади перед ГАБТ им.А.Навои вновь грандиозный OPEN AIR, который станет одним из крупнейших музыкальных событий этой осени Далее...

23.09.2022 / 12:59:12

Государственный симфонический оркестр Узбекистана выступил в Стамбуле с концертной программой

При поддержке Генерального консульства нашей страны Государственный симфонический оркестр Узбекистана выступил с ​​концертной программой во Дворце культуры Башакшехирского района Стамбула Далее...

12.09.2022 / 17:20:22

Хайри Изамов: "Ташкентское небо встречает добром и теплом"

В конце декабря исполнится 100 лет заслуженному деятелю искусств Узбекистана, известному композитору Хайри Изамову (1922-2009). Редакция "Культуры.Уз" неоднократно обращалась в творчеству этого видного деятеля музыкальной культуры. Столетний юбилей – новый повод обратиться к граням творчества Х.Изамова, показать их значение для развития духовной жизни страны Далее...

12.09.2022 / 13:48:10

Ушел из жизни народный артист Узбекистана, профессор Сасон Беньяминов

Сасон Беньяминов родился в 1929 году в Бухаре. Его отец Гавриэли Патак знал весь Шашмаком, слыл одаренным его исполнителем. Композитор Мухтар Ашрафи в 1939 году при помощи Г. Патака записал 27 мелодий Шашмакома, ставших музыкальной основой оперы "Буран" Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте