Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.02.2024 / 16:24:40
"МУЗЫКА – ЭТО СМЫСЛ МОЕЙ ЖИЗНИ. ОНА НУЖНА МНЕ, КАК ПТИЦЕ КРЫЛЬЯ"Сегодня перед творческой молодёжью Узбекистана открываются огромные возможности в сфере получения качественного музыкального образования как в республике, так и за рубежом, способствующие профессиональной подготовке музыкантов всех специальностей. На сегодняшний день, мы смело можем гордиться такими нашими одаренными музыкантами из Узбекистана как Элеонора Котлыбулатова (фортепиано), Ирэна Гульзарова (фортепиано), Азиза Садыкова (композитор), Азиз Шохакимов (дирижер), Бекзод Абдураимов (фортепиано), София Левченко (скрипка), Диёра Турсунова (фортепиано), которые получили базовое музыкальное образование в Узбекистане и смогли выйти на международный уровень, покорив престижные мировые сцены. Своим профессиональным мнением о музыке, об образовании в США, о двух фортепианных школах – узбекской и американской, а также о том, как воспринимают наших соотечественников на другом континенте, поделилась с нами очаровательная, одаренная и целеустремлённая пианистка из Узбекистана - ДИЁРА ТУРСУНОВА. - Диера, мы знаем, что вы являетесь выпускницей РСМШИ имени В.А. Успенского (2012 г) и Государственной консерватории Узбекистана (2016 г), а также получили степень магистра в «Syracuse University» (2021 г) и обучались на программе “Professional Studies Diploma” в «MannesSchoolofMusic» (2023 г) в США. Наряду с этим, вы являетесь лауреатом таких международных конкурсов среди молодых пианистов как "Le muse" (Италия, 2011 г), Heddy Kilian Empire State Competition (Rochester, NY, 2019 г), The Golden Key Festival (New York, USA, 2020 г) и Clara Schumann International Competition (USA 2022 г). (Об этом мы беседовали в нашем первом интервью с Диёрой Турсуновой, где она также рассказала, как смогла покорить зал «Карнеги Холл». https://nuz.uz/intervyu/1290558-uzbekskaya-pianistka-na-sczene-karnegi-holl.html) Могу сказать, что Ваше первое интервью вызвало большой резонанс и поэтому мы решили задать Вам исключительно профессиональные вопросы, которые создадут реальное представление о жизни, о творчестве и об образовании в США для наших читателей. - Диёра, скажите, что для Вас музыка? - Музыка для меня всё. Это на самом деле смысл моей жизни, способ выражения себя и своих чувств, своего восприятия мира. Соприкасаться с душой композиторов, объединяться с музыкантами, играть для зрителей - это непередаваемые ощущения, которые я испытываю постоянно. Для меня музыка – это движение, это энергия жизни, это мой ресурс. Она нужна мне, как топливо нужно машине, как птице крылья. На мой взгляд, музыка – это универсальный язык общения: она способна передавать разные мысли, чувства и состояния, больше чем слова. Я глубоко убеждена, что музыка обладает неимоверной силой разрушать любые границы между людьми, странами, континентами и способна объединять мир независимо от рас, веры, национальностей, культур, менталитета, происхождения. Еще музыка может быть машиной времени. Через нее можно соединяться с нашими предками и путешествовать во времени и пространстве, погружаясь в различные состояния. Я это очень хорошо почувствовала, когда очутилась в США и осознала, что музыка не имеет границ… - Диёра, как вы думаете, пианистом становятся или рождаются? - Это на самом деле сложная тема. С одной стороны, если мы видим, что человек действительно одарен, т. е у него есть замечательные способности от бога, то освоение материала идет быстрее, но с другой стороны, есть много примеров, где человек старается, прикладывает максимум усилия, отдаётся полностью делу и тоже добивается высот. Я думаю, что в двух случаях это осуществимо. Мне кажется, зависит еще от родителей, от окружения, от среды обитания, от учителей, от образования. Многие факторы влияют… - Диёра, скажите, у Вас есть собственная методика освоения фортепиано? Как вы разучиваете новые произведения? - Во-первых, этоознакомление с текстом, чтение с листа. Во-вторых, я слушаю разные звукозаписи ведущих пианистов – мастеров. В этой связи, чтобы не копировать их интерпретацию, я делаю свой анализ. В-третьих, я тщательно изучаю авторские и редакторские указания. Я стараюсь побольше читать об авторе, о композиторе, изучить его музыкальный язык, стиль, его творческий и жизненный путь, слушаю другие его произведения (есть ли сходства с симфоническими опусами). Далее делаю эмоционально-смысловой анализ и разбираю форму. Если это лирическое произведение, то я придаю большое значение к достижению легато, певучести, так как это определенное прикосновение. Если это техническое, то я применяю разные технические приемы. Безусловно, это всё накопление моих знаний у разных педагогов и также это и мой собственный опыт. После этого детального разбора, дальше я перехожу к плану интерпретации: проигрывание в нужном темпе для сцены. Можно сказать, что идет тренировка моей исполнительской выдержки. - Диера, скажите, Вы умеете сочинять музыку? Пробовали ли Вы свои силы в искусстве композиции? - Да, Все началось с того, что я пробовала сочинять свою музыку, когда еще училась в школе В.А. Успенского в старших классах. Я проявила интерес к композиции и начала ходить на дополнительные курсы к Мирхалил Махмудову (это педагог моей мамы, замечательный композитор Узбекистана, профессионал своего дела). Я не знаю, как появился интерес к сочинению: может мама меня вдохновила, ее творческая деятельность или просто передалось по наследству, по генам. Мне было очень интересно заниматься композицией, и я помню, что я сочиняла какие-то небольшие пьесы, вариации. Меня хвалили периодически, говорили, что есть хорошие данные, но я бросала время от времени, так как занималась всё-таки больше фортепиано, готовясь к конкурсам и поступлению в консерваторию. Совсем недавно мне захотелось вернуться к композиции и сыграть самой свою музыку. Находясь здесь, в Нью- Йорке, я заметила, что здесь многие музыканты одновременно являются и исполнителем своих собственных сочинений (original compositions), и композитором, и импровизатором: три в одном. Они не видят никаких преград и ограничений, оно свободно играют, импровизируют и сочиняют. Если музыкант хочет заявить о себе, творить, сочинять, то он свободно выражает свои идеи, зная о том, что его всегда поддержат. Человек здесь свободен и эта свобода творчества поощряется. Погружаясь в этот город, в эту креативную атмосферу, мне тоже захотелось творить. Такая возможность мне открылась тогда, когда стартовал проект в Mannes College The New School for Music (Jane Ira Bloom- director/curator of the project). Задача проекта состояла в том, что определенное количество студентов должны были выбрать и изучить некий архивный материал, который находился New York Public Library Performing Arts (в библиотеке Нью- Йорка), сочинить музыку и представить ее на концерте. Я наткнулась на СD диски, где на альбомах была запись узбекской традиционной музыки. Мне очень понравился один трек, и я использовала одну цитату из этой записи в своем камерном сочинении. Я сочинила «Экспромт», где я развивала свою тему, гармонию, фактуру. Но особенностью этого сочинения явилось то, что я использовала в нём как элементы узбекской традиционной музыки, в частности, имитации усуля (ритмоформула) дойры, так и некоторые аккордовые последовательности, заимствованные из современной и джазовой гармонии. Этот концерт состоялся в самой библиотеке и прошел с успехом. После концерта у нас брали интервью, просили рассказать о наших произведениях, о том, как мы их сочиняли. Надо отметить, что мой папа тоже играет на дойре. Видимо интерес к ударным инструментам передался от папы. Здесь, в Америке, я начала открывать в себе новые предпочтения, новые интересы, новые увлечения в музыке. Я всегда любила ритмы восточных инструментов, а здесь меня начали увлекать еще и латиноамериканские. - Какой репертуар вы играете? Какую музыку вы сейчас любите больше? Классическую или современную? - Я люблю разные стили, если говорить об академической музыке. В свой репертуар я включаю самую разнообразную музыку: начиная от барокко и заканчивая современной музыкой. Я, как исполнитель, очень требовательна к себе, и я должна уметь интерпретировать любое произведение и знать его историю, стиль, форму и содержание будь это классическая, романтическая или современная. Если говорить о репертуаре, который я играю, то, к примеру, в моем сольном концерте, который прошел в чешском центре, я исполнила произведения из музыки ХХ и ХХI вв. Я сыграла такие произведения, как цикл французского постимпрессионистического композитора Ф.Пуленка “Soirées de Nazelles”, цикл из 12 американских прелюдий аргентинского композитора Альберта Хинастера, а также потрясающую музыку одного из значительных чешских композиторов – Милослава Кабелача. На сегодняшний день я фокусируюсь на современной музыке, но люблю разные стили. - Вы любите выступать больше сольно или в ансамбле? - Я люблю и то, и другое. Сольное исполнение - это всегда труднее, так как уходит очень много энергии и, особенно, если это подготовка к сольному концерту. Если говорить про ансамбль, то это всегда интересный опыт, так как даёт мне новые возможности, новые знакомства с музыкантами, изучение новых произведений. Ведь ансамбль – это сотрудничество, это совместный проект, это коллобарации в виде дуэтов, трио, квартетов, квинтетов, где происходит обмен идеями в творческой атмосфере. Я думаю, что ансамбль мне нравится больше, так как вы, играя вместе с другими музыкантами, чувствуете связь, как говорится «вместе дышите», донося до слушателя ту или иную музыку.
Беседу вела, музыковед, Алина Кутлучурина, доктор философии по искусствоведению PhD Государственной консерватории Узбекистана.
Фотограф – SergioR. Reyesи личный архив Диёры Турсуновой.
(Продолжение следует... )
|
|